Статья "Инновационные технологии в преподавании биологии на профильном уровне".
статья по теме

Никитенко Ольга Дмитриевна

Из опыта работы  учителя биологии. Особенности  преподавания биологии на профильном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никитенко Ольга Дмитриевна

учитель биологии высшей  категории

МБОУ СОШ № 5 г. Татарска

Инновационные технологии

в преподавании биологии на профильном уровне.

Творчество - это деятельность, в которой

раскрывается духовный мир личности,

это своеобразный магнит, который

  притягивает человека к человеку! 

Идеальное сочетание педагогических технологий - это сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников. Именно инновации в современном биологическом образовании способствуют повышению мотивации учащихся к изучению предмета.

Основная цель моей педагогической деятельности - освоение и применение инновационных технологий обучения биологии на информационно-коммуникативной, исследовательской и развивающей основе.

Особенно актуально использование информационных технологий при обучении биологии на профильном уровне.

В основе профильного биологического образования  лежит принципиально новый курс биологии,  построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и  развивающего характера обучения,  преемственности,  широкой  дифференциации при минимально необходимых образовательных  стандартах. 

     Перед тем, как начинать преподавать биологию на профильном уровне, я определила для себя основные задачи , исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения:

- Чему обучать? –  содержание профильного обучения.  Разработала рабочую   программу и определилась с методическим сопровождением к учебному процессу.

- Для чего обучать? –   цели профильного обучения. Поставила  перед собой цель профильного обучения, которая  связана с мотивационно - ценностными ориентациями учащихся  (биология необходима для поступления в учебные заведения различного ранга).

- Как обучать? –   методы и средства обучения. Отбираю дидактические принципы, методы и формы обучения, способствующие повышению эффективности моей педагогической деятельности.                                    

Считаю, что таковыми являются информационно – коммуникативные технологии. В основе моей деятельности лежат три основных типа уроков  по способу использования информационных технологий:  уроки  с использованием интерактивной доски; уроки-презентации;  уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме  в  классе с выходом в Интернет (в кабинете настроена система Wi-Fi)

Использую современные информационные технологии  обучения для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации биологического содержания.

Разрабатываю информационно-компьютерные материалы и внедряю их в учебный процесс: интерактивные уроки, презентации, фотоматериалы, интерактивные тесты, Online тестирование, лабораторные работы, документ камеру и др.

Уроки с использованием интерактивной доски SMART Notebook 2014 насыщенны информацией, что необходимо при обучении биологии на профильном уровне, повышают мотивацию учащихся, проходят на одном дыхании, помогают мне максимально использовать средства обучения, доступные в классе и в современном мире Интернет. В начале урока обычно использую  научную статью, стихотворение, мифологический рассказ или загадку из чего  учащиеся должны сформулировать тему урока. Затем идет целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей, которых должны достигнуть учащиеся  на данном уроке. Процесс достижения целей может быть разным (например, просмотрев InternetUrok.ru, анимацию school-collection.edu.ru заполнить таблицу, составить характеристику, схему, план и т.д.), но,  в конечном итоге, учащиеся приходят к их достижению. Результаты освоения темы урока отслеживаются сразу же на этом уроке через тестирование  в режиме Online на следующих порталах:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/OnlineTests/Default.aspx; http://www.ege.edu.ru/; http://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/testing/; http://4ege.ru/; biouroki.ru и др.  Для отработки  ЗУН, использую интерактивные средства и мультимедиа самой доски SMART Notebook 2014: анаграммы, сортировку, опорные точки, тестирование и др.

Подготовка уроков с использованием интерактивной доски требует  затрат времени, особенно при создании кроссвордов, тестов, сортировок (нужно подобрать соответствующие фото и рисунки), но, если это делается в системе и отработано учителем до мелочей, постоянно происходит накопление  созданного материала, который можно использовать в последующей работе. По возможности, я делюсь созданными материалами с другими учителями  биологию на заседаниях районного методического объединения учителей биологии и химии.

Пятый  год веду  мастер – классы по подготовке учащихся 9-11 классов  к итоговой аттестации по биологии в рамках районной  Каникулярной школы.   Отрабатываю   задания разного  уровня  сложности      на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений  для единого государственного экзамена и основного государственного экзамена   по биологии.  Основой занятий  является мультимедийная презентация с  заданиями (задания копирую из Открытого банка заданий на ФИПИ) для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности. Каникулярная школа пользуется популярностью среди учащихся 9 -11 классов и учителей  биологии Татарского района. В этом учебном году провела занятия  по подготовке к ЕГЭ по биологии для учащихся 11 класса с использованием интерактивной доски.  В конце занятия учащиеся прошли в режиме Online тестирование по группам на ноутбуках, что позволило им отследить уровень своих знаний по биологии и сравнить их со знаниями других учащихся.

Исследовательская  деятельность моих учащихся начинается в 5-9 классах и продолжается на  научном уровне  в профильных классах. Исследования проводятся в лабораториях ОмГАУ. Оборудование лабораторий кафедры агрохимии позволяют провести более полные исследования. Учащиеся 10 класса провели исследование  почвы пришкольного участка и своих участков под руководством Пыхтелевой Евгении Григорьевны старшего преподавателя кафедры агрохимии  -  рассчитали  степень засоления почвы,  содержание токсических и нетоксических солей, определили состав азота, фосфора и калия в почвенных образцах. Данная исследовательская работа учащихся  по теме «Оценка экологического и агрохимического состояния  ландшафта пришкольного участка» заняла второе место в районном  этапе Областного тура  Всероссийского конкурса юных исследователей  окружающей среды – 2013.  

Ежегодно мои ученики выбирают биологию в качестве итоговой аттестации. Подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по биологии провожу, используя online тестирование (testirovanie.org, alleng.ru, www1.ege.ru, educent.ru, podgotovka k ege po biologii,   http://bio-faq.ru/map3.html#ege , http://mirege.ru,  http://ege.yandex.ru/biology-gia/, ege.yandex.ru и др.).  Учащимся,  после прохождения online теста, сразу  выдается результат – это активизирует процесс тестирования, повышает мотивацию на успех.  

Внеурочная работа по биологии  является  наиболее  подвижной формой обучения и воспитания учащихся.    Мои  учащиеся 10- 11 классов  разработали проект «Измени мир вокруг себя» и заняли 2 место в районе.  Данный проект полностью осуществлен  при озеленении территории  школы. В рамках работы над проектом у школьников изменяется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни. 

     Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется  на элективных курсах  «Основы исследовательской деятельности», «Я и мое здоровье», «Мир растений» и обеспечивает переход на профильное обучение в 10-11 классах  в рамках агротехнологического профиля школы.  Реализуя  агротехнологический  профиль с 2009 года,   тесно сотрудничаем с Омским государственным аграрным университетом  имени  П.А. Столыпина:  посещаем   университет с целью профориентации учащихся, организуем лекторий, практические занятия преподавателей университета при подготовке к ЕГЭ по биологии на каникулах.

Труд учителя только тогда будет приносить результаты, когда учитель не будет останавливаться на   достигнутом, а   постоянно    идти вперед,   искать  новые технологии в обучении, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и   интересным.

 

 Источники информации:

  1. Ходанович А.И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.
  2. Хуторской, А.В. Типологии педагогических нововведений [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2005. - № 5.
  3. Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171.
  4. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г. 
  5.  www.1september.ru/ru/bio.htm
  6.  Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.
  7.        . http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21fb3c2c-d6ee-49c1-9799-3fdbdb95a0e8/lekciya.htm/lekciya.htm; http://bio-faq.ru/map3.html#ege 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии преподавания истории на профильном уровне

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в...

Календарно-тематическое планирование по биологии на профильном уровне(11 класс)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Био...

Презентация "Биология на профильном уровне"

Презентация демонстрирует преимущества профильного изучения курса биологии для достижения высоких баллов на ЕГЭ....

Использование эффективных педагогических технологий в преподавании географии в профильных классах.

Использование современных форм и методов обучения положительно сказываются на результатах олимпиад  и  при сдаче ЕГЭ .Методы проектов, дебаты, дискуссии,  экскурсия, групповые и...

Преподавание биологии в профильном классе.

Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает воз...

Опыт преподавания обществознания на профильном уровне

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и л...

Методика преподавания биологии в профильных классах

Материал являетси индивидуальной разработкой пр преподаванию общей биологии в профильных классах...