Опыт преподавания обществознания на профильном уровне
статья по обществознанию (10 класс) на тему

Шарина Инесса Богдановна

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей истории и обществознания август 2015г.

Шарина И.Б. МКОУ «Шайковская СОШ №2»

«Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и социально-экономических классах старшей школы»

       Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

        МКОУ «Шайковская СОШ №2» осуществила переход к профильному образованию в 2013-14 учебном году, сформировав в параллели 10 классов  социально-экономический класс на основе опроса учащихся и их родителей. В 2014-15 уч. году десятиклассники отдали предпочтение социально-гуманитарному профилю.   На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык. Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня. На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социциально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 210 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 26 учебных часов (или 12 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

           Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

          Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны. Одна из форм – школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»). Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, учебные тематические конференции, написание и защита рефератов, семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. Диспуты, дискуссии, «круглые столы», лабораторные, практические занятия, зачеты и контрольные работы. Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

       Деятельностная парадигма образования выдвигает в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

- Использовать элементы причинно-следственного анализа;

- Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

- Развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

- Участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

       Каким технологиям я уделяю приоритетное внимание в работе с профильным классом в старшей школе? Остановлюсь на игровой технологии. Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, развивает умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Посредством игры активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, активизируются психические процессы: внимание, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и поэтому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В профильных 10-11 классах были проведены дидактические игры, такие как игры-викторины, ролевая игра «Заседание Генеральной Ассамблеи ООН» (При изучении темы «Глобальные проблемы современности»), ролевая игра «Избирательная кампания», «Выборы мэра» (в рамках недели молодого избирателя), интеллектуальная игры «Знаешь ли ты Конституцию РФ?», «Своя игра» (при изучении темы «Оклоняющееся поведение»). Игровые технологии можно применять на уроках, внеурочной внеклассной деятельности. Они позволяют сделать интересной работу по изучению материала, по усвоению дат, фактов, имен; повторить, закрепить историческую информацию, активизировать психические процессы и функции учащихся.

        Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те кто выбрал для себя профессию юриста могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом  тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов. Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

     В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов. Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат.  Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

      Проблемное обучение. Приведу примеры проблемных вопросов: « Смертная казнь: за и против», «Сильная президентская власть в России: за и против», «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?», « Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?». Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии преподавания истории на профильном уровне

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в...

Планирование курса обществознания профильного уровня (10 - 11 классы, УМК Боголюбова Л.Н.)

Данный вариант планирования  не бесспорный, но, возможно, кому-то будет интересен. В отличие от рекомендуемого  (1 час - теория, 1 час - практика), он подразумевает поурочное дроблени...

Статья "Инновационные технологии в преподавании биологии на профильном уровне".

Из опыта работы  учителя биологии. Особенности  преподавания биологии на профильном уровне....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Проблемы преподавания обществознания в профильных классах

Рассматриваются проблемы функционирования профильных социально-гуманитарных классов в условиях суворовского училища....

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса профильного уровня.

Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской прог...

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса профильного уровня.

Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 10 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской прог...