Планирование курса обществознания профильного уровня (10 - 11 классы, УМК Боголюбова Л.Н.)
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) на тему

Бочарникова Татьяна Александровна

  Данный вариант планирования  не бесспорный, но, возможно, кому-то будет интересен. В отличие от рекомендуемого  (1 час - теория, 1 час - практика), он подразумевает поурочное дробление больших тем на более узкие подразделы. Повторюсь, что это возможный вариант планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit.zapiska.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon kalend.planirovanie.doc227.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit.zapiska.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon kalend._plan.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

10 класс, профильный уровень   (105 часов, включая право: обществознание – 80 ч., право – 25 ч.; 3 ч/нед.).

Настоящая рабочая программа  составлена на основе авторской программы по обществознанию  для 10 – 11 классов, профильный уровень: авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год; учебника «Обществознание» для общеобразовательных учереждений, профильный уровень под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение»,  2007 год; а также программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.

Рабочая  программа для 10 класса  полностью учитывает федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (обществознание - профильный уровень, право – базовый уровень).

 Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит в 10 классе 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». На изучение непосредственно вопросов  курса «Обществознание» в соответствии с авторской программой отведено 80 учебных часов, причем каждая тема программы и учебника разбита на смысловые части, на каждом уроке предусмотрена практическая работа по теме с  использованием современных методов обучения; отдельно вынесены уроки-практикумы, как правило, по завершении изучения каждой большой темы.

Представляется целесообразным распределение учебного материала по обществознанию  именно таким образом. На каждом уроке предусмотрено оптимальное соотношение теоретической и практической частей урока.

Резерв учебного времени – 25 часов – направлен на изучение правовых вопросов в соответствии с программой данного курса.

Планирование курса права в 10 классе основано на согласовании компонентов содержания программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год и учебника  авторов Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина «Право» для 10 -11  классов (М., «Вита», 2009 г.) В качестве дополнительного  и лекционного материала по темам, отсутствующим в учебнике (тема 1,2,3  календарного планирования) используется содержание учебника Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» (М., «Русское слово», 2010 год).

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социоло гии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в  классах экономического профиля как самостоятельный курс изучается  экономика.  Поэтому экономические вопросы в данном курсе подробно не рассматриваются. Ввиду отсутствия курса «Право» как самостоятельной дисциплины в курс обществознания вводятся правовые вопросы в соответствии с программой и федеральным компонентом. Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.

Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характе ризуется как система, включающая ряд элементов и под систем, и в то же время рассматривается как историчес ки изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения поня тий, идей, выводов социальной философии, антрополо гии, социологии, социальной психологии. Знания, полу ченные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопро сы дают содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предпо лагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антро пологии, философии науки.

Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» про фильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема обще ния — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном ми ре. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.

 Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, яв ляющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра фия», «Литература» и др.

Изучение обществознания в старшей школе на про фильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности  гуманистическим  и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий;  самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Содержание  курса «Право» отвечает двум основным усло виям:

 Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «Обществознание» в 10 классе.

 Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубле ние и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Главные содержательные линии курса «Право»:

  1. Государство (6ч)
  2. Форма и структура права (6ч)
  3. Основы конституционного права (8ч)
  4. Судебная власть в Российской Федерации(4ч)
  5. Итоговое повторение (1ч)

При изучении правовых вопросов  не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание осно вы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном дополнительном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

Изучение каждой содержательной части данного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле нии приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  2. использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  3. исследование реальных связей и зависимостей;
  4. умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— объяснение изученных положений на самостоятель но подобранных конкретных примерах;

  1. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  1. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  2. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  3. уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  4. владение навыками редактирования текста;
  5. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  6. участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  7. формулирование полученных результатов;
  8. создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  1. пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  2. владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект.

1. Программа по курсу «Обществознание», 10 -11 классы, профильный уровень, авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год.

2.  Программа по курсу «Право»,  10-11 классы, профильный уровень, под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.

3. Учебник  «Обществознание» для 10 класса  общеобразовательных учреждений, профильный уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение»,  2007 год.

4. «Практикум по обществознанию», пособие для учителей и учащихся 10 класса  общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова,

М., «Просвещение», 2010 год.

5.Учебник «Право»  авторов Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.  для 10 – 11 классов  общеобразовательных учреждений, М., «ВИТА», 2009 г.

6. Учебник Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры» в 2-х частях для 10 класса; М.,»Русское слово», 2010 год.

7. Сорокина Е.М. «Поурочные разработки по обществознанию, профильный уровень, 10 класс, М., «ВАКО», 2010 год.

8. Кишенкова О.В. «Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классах», М., «Русское слово», 2009 год.

9. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах», М., «ЭКСМО», 2011 год.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»,

 10 класс, профильный уровень (105 часов в год, включая право)

Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Домашнее задание

Т.1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

12

1

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.

П.1, стр.7-11

2

Место философии в системе обществознания.

практикум

п.1, стр.11-16

3

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Философские системы Древнего Востока: Индия.

П.2;стр.17-20 сообщения

4

Философские системы Древнего Востока: Китай.

П.2; стр.20-22,сообщения

5

Философия Древней Греции.

П.2; сообщения

6

Взгляды на общество и человека в  средние  века  и  индустриальную эпоху.

П.3, стр.26-32

7

Социально-философская мысль 20 века.

П.3, стр.32-38

8

Русская философская мысль 11 – 18 вв.

п.4, стр.38-40

9

Русская философская мысль 19 – 20 вв.

п.4, стр.41-45

10

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.

П.5, стр.48-53

11

Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

П.6, стр.53-68

12

Повторительно-обобщающий урок по теме 1.

Практикум, гл.1

Т.2. Общество и человек.

20

13

Происхождение человека.

П.7, стр.70-73

14

Становление общества и человеческой культуры.

П.7, стр.73-79

15

Сущность человека как проблема философии.

П.8, стр.80-84

16

Человек – биосоциальная система.

П.8, стр.84-90

17

Общество и общественные отношения.

П.9, стр.90-93

18

Общество и природа. Общество и культура.

П.9, стр.93-96

19

Общество как развивающаяся система.

П.10, стр.99-102

20

Сферы общественной жизни.

П.10,стр.102-108

21

Типология обществ: традиционные и индустриальные общества.

П.11,стр.109-117

22

Контуры современного общества. Восток и Запад в диалоге культур.

П.12,стр.118-125

23

Историческое развитие человечества: локально-цивилизационный подход.

П.13,стр.126-130

24

Историческое развитие человечества: линейный подход.

П.13,стр.130-136

25

Исторический процесс: типы и факторы социальной динамики.

П.14,стр.136-140

26

Исторический процесс: роль народных масс и личности в истории.

П.14,стр.141-146

27

Прогресс и регресс в истории.

П.15,стр.147-152

28

Многообразие путей и форм общественного развития.

П.15,стр.153-156

29

Свобода в деятельности человека.

П.16,стр.157-159

30

Свобода и ответственность.

П.16,стр.159-165

31

Повторительно-обобщающий урок по  теме «Общество и человек».

Гл.2, подготовка к практ.раб.

32

 Практикум по теме «Общество и человек».

Практикум, гл.2

Практ., гл2

Т.3. Деятельность как способ существования людей.

9

33

Сущность и структура деятельности.

П.17,стр.168-173

34

Виды деятельности.

П.17,стр.174-179

35

Духовная жизнь общества.

П.18,стр.179-185

36

Духовный мир человека.

П.18,стр.185-192

37

Труд как вид человеческой деятельности.

П.19,стр.192-196

38

Человеческий фактор производства.

П.19,стр.197-203

39

Политическая деятельность.

П.20,стр.203-207

40

Власть и властная деятельность.

П.20,стр.208-215

41

Урок-практикум по теме «Деятельность как способ существования людей».

Практикум, гл.3

Уч.,стр.215, практ.,гл.3

Т.4. Сознание и познание.

14

42

Познание как деятельность. Чувственное познание.

П.21,стр.216-222

43

Сущность и формы рационального познания.

П.22,стр.222-226

44

Истина и ее критерии.

П.22,стр.227-230

45

Абсолютная и относительная истина.

П.22,стр.230-236

46

Многообразие путей познания мира.

П.23,стр.236-247

47

Особенности научного познания: его уровни и методы.

П.24,стр.248-252

48

Научное мышление и современный человек.

П.24,стр.252-258

49

Методы и принципы социального познания.

П.25,стр.258-263

50

Обыденное и научное социальное знание.

П.25,стр.264-268

51

Сущность сознания.

П.26,стр.269-271

52

Сознание индивидуальное и общественное.

П.26,стр.271-278

53

Самосознание.

П.27,стр.279-282

54

Развитие самосознания и формирование личности.

П.27,стр.283-287

55

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание».

Практикум, гл.4

Уч.,стр.288-290, практ., гл.4

Т.5. Личность. Межличностные отношения.

25

56

Индивид. Индивидуальность человека.

П.28,стр.290-294

57

Структура личности.

П.28,стр.295-300

58

Периодизация развития личности.

П.29,стр.301-305

59

Возраст и становление внутреннего мира человека.

П.29,стр.305-310

60

Структура поведения и направленность личности человека.

П.30,стр.311-315

61

Жизненные цели и социальные установки.

П.30,стр.316-320

62

Общение как обмен информацией: цели и средства.

П.31,стр.320-324

63

Невербальное общение.

П.31,стр.324-329

64

Общение как взаимодействие.

П.32,стр.329-334

65

Особенности общения в юношеском возрасте.

П.32,стр.334-340

66

Общение как восприятие.

П.33,стр.340-344

67

Стереотипы и «эффекты восприятия».

П.33,стр.344-348

68

Малые группы и их виды.

П.34,стр.349-355

69

Межличностные отношения в группах.

П.34,стр.355-360

70

Групповая сплоченность.

П.35,стр.361-366

71

Конформность. Конформное поведение.

П.35,стр.366-370

72

Положение личности в группе.

П.36,стр.370-372

73

Лидерство. Стили лидерства.

П.36,стр.372-380

74

Семья как малая группа. Психология семейных отношений.

П.37,стр.380-386

75

Воспитание в семье.

П.37,стр.386-390

76

Неформальные молодежные группы и субкультуры.

П.38,стр.390-394

77

Криминальные группы и субкультура.

П.38,стр.394-400

78

Структура и динамика межличностного конфликта.

П.39,стр400-407

79

Способы разрешения конфликтов.

П.39,стр408-411

80

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения».

Практикум, гл.5

Практ.,гл.5

Право (25 часов)

Т.1. Государство.

4

82

Происхождение и признаки государства.

К1-1

83

Виды государства.

           К1-1

84

Роль и структура государства.

           К1-2

85

Урок-практикум  по теме «Государство».

Задания к гл.1

Т.2. Форма и структура права.

6

86

Право в системе социальных норм.

К2-1

87

Источники права. Правовые системы современности.

К2-1

88

Правотворчество. Законодательный процесс.

К2-2

89

Нормы права и их система.

К2-3

90

Правонарушения и юридическая ответственность.

К2-4

91

Урок-практикум по теме «Право»

Задания к гл.2

Т.3. Основы конституционного права.

8

92

Конституция Российской Федерации.

К3-1

93

Гражданство.

К3-1

94

Конституционные права граждан.

К3-2

95

Конституционные обязанности граждан.

К3-3

96

Выборы.

К3-4

97

Президент Российской Федерации.

К3-5

98

Парламент Российской Федерации.

К3-6

99

Правительство Российской Федерации.

К3-7

100

Урок практикум по теме «Основы Конституционного права»

Задания к гл.3

Т.4. Судебная власть в Российской Федерации.

4

101

Органы судебной власти Российской Федерации.

К3-8

102

Прокуратура.

К3-9

103

Нотариат.

К3-10

104

Адвокатура.

К3-11

105

Итоговое повторение по курсу «Право».

1

Гл.1-4



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

11 класс, профильный уровень   (105 часов, включая право: обществознание – 80 ч., право – 25 ч.; 3 ч/нед.).

Настоящая рабочая программа  составлена на основе авторской программы по обществознанию  для 10 – 11 классов, профильный уровень: авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год; учебника «Обществознание» для общеобразовательных учереждений, профильный уровень под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение»,  2007 год; а также программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.

Рабочая  программа для 11 класса  полностью учитывает федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (обществознание - профильный уровень, право – базовый уровень).

 Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит в 11 классе 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». На изучение непосредственно вопросов  курса «Обществознание» в соответствии с авторской программой отведено 80 учебных часов, причем каждая тема программы и учебника разбита на смысловые части, на каждом уроке предусмотрена практическая работа по теме с  использованием современных методов обучения; отдельно вынесены уроки-практикумы, как правило, по завершении изучения каждой большой темы.

Представляется целесообразным распределение учебного материала по обществознанию  именно таким образом. На каждом уроке предусмотрено оптимальное соотношение теоретической и практической частей урока.

Резерв учебного времени – 25 часов – направлен на изучение правовых вопросов в соответствии с программой данного курса.

Планирование курса права в 11 классе основано на согласовании компонентов содержания программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год и учебника  авторов Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина «Право» для 10 -11  классов (М., «Вита», 2009 г.) В качестве дополнительного  и лекционного материала по темам, отсутствующим в учебнике (тема 8 -11 календарного планирования) используется содержание учебника Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» (М., «Русское слово», 2010 год).

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социоло гии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в  классах экономического профиля как самостоятельный курс изучается  экономика.  Поэтому экономические вопросы в данном курсе подробно не рассматриваются. Ввиду отсутствия курса «Право» как самостоятельной дисциплины в курс обществознания вводятся правовые вопросы в соответствии с программой и федеральным компонентом.

 Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых не обходимо современному человеку; изучаются вопросы, яв ляющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра фия», «Литература» и др.

Изучение обществознания в старшей школе на про фильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности  гуманистическим  и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий;  самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 Содержание  курса «Право» отвечает двум основным усло виям:

 Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «Обществознание» в 10 классе.

 Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубле ние и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

При изучении правовых вопросов  не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание осно вы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном дополнительном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

Изучение каждой содержательной части данного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле нии приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  2. использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  3. исследование реальных связей и зависимостей;
  4. умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— объяснение изученных положений на самостоятель но подобранных конкретных примерах;

  1. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  1. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  2. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  3. уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  4. владение навыками редактирования текста;
  5. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  6. участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  7. формулирование полученных результатов;
  8. создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  1. пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  2. владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Тематическое содержание курса:

Тема 1 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.

Тема 2 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки - политологии - дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.

Тема 3 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.

Тема 4 « Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его
целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания - основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.

  Планирование учебного материала по курсу «Право» включает в себя следующие содержательные линии:

Т.1. Труд и социальная защита (8ч)

Т.2. Гражданское право (6ч)

Т 3. Семейное право (3ч)

Т.4. Уголовное право (3ч)

Т.5. Административное право (1ч)

Т.6. Экологическое право (1ч)

Т.7. Международное право (1ч)

Т.8. Процессуальное право (1ч)

       Итоговое повторение по курсу «Право» (1ч)

Учебно-методический комплект.

1. Программа по курсу «Обществознание», 10 -11 классы, профильный уровень, авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;

Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год.

2.  Программа по курсу «Право»,  10-11 классы, профильный уровень, под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.

3. Учебник  «Обществознание» для 11 класса  общеобразовательных учреждений, профильный уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение»,  2007 год.

4. «Практикум по обществознанию», пособие для учителей и учащихся 11 класса  общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова,

М., «Просвещение», 2010 год.

5.Учебник «Право»  авторов Кашаниной Т.В., Кашанина А.В.  для 10 – 11 классов  общеобразовательных учреждений, М., «ВИТА», 2009 г.

6. Учебник Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры» в 2-х частях для 11 класса; М.,»Русское слово», 2010 год.

7. Сорокина Е.М. «Поурочные разработки по обществознанию, профильный уровень, 11 класс, М., «ВАКО», 2010 год.

8. Кишенкова О.В. «Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классах», М., «Русское слово», 2009 год.

9. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах», М., «ЭКСМО», 2011 год.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»,

 11 класс, профильный уровень (105 часов в год, включая право)

Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля, тип урока

Домашнее задание

Т.1 Социальное развитие современного общества.

28

1

Социальная структура и социальные отношения: стратификация.

п.1, с.5-10

2

Социальная структура и социальные отношения: мобильность.

п.1, с.10-15

3

Социальные институты и их типы.

П.2, с.16-19

4

Социальная инфраструктура.

П.2, с.20-25

5

Экономика как подсистема общества.

П.3, с.25-30

6

Влияние экономики на другие сферы жизни общества.

П.3, с.30-38

7

Социальные статусы и социальные роли.

П.4, с.38-42

8

Социализация и социальная адаптация.

П.4, с.42-47

9

Социальные ценности и нормы.

П.5, с.48-51

10

Социальные регуляторы.

П.5,с.51-58

11

Отклоняющееся поведение.Преступность.

п.6, с.58-64

12

Социальный контроль.

П.6, с.64-68

13

Социальные интересы. Социальное взаимодействие.

П.7, с.68-71

14

Социальный конфликт.

П.7, с.71-77

15

Этнос и нация.

П.8

16

Межэтнические отношения.

П.9, с.86-90

17

Регулирование межэтнических отношений.

П.9, с.90-96

18

Современная демографическая ситуация в России.

П.10, с.96-100

19

Демографическая политика в России.

П.10,с.100-103

20

Институт семьи и брака.

П.11,с.103-108

21

Тенденции развития семьи в современном мире.

П.11,с.108-113

22

Быт и бытовые отношения.

П.12,с.113-118

23

Культура бытовых отношений.

П.12,с.118-123

24

Молодежь в современном обществе.

П.13,с.124-130

25

Молодежная субкультура.

П.13,с.130-135

26

Социальная структура российского общества.

П.14,с.135-140

27

Конституционные основы социальной политики.

П.14,с.140-146

28

Повторительно-обобщающий урок  «Социальное развитие современного общества».

Гл.1, с.146-150

Т.2. Политическая жизнь современного общества.

28

29

Политическая система.

П.15,с.151-158

30

Политический режим.

П.15,с.158-162

31

Демократия.

П.16,с.162-165

32

Парламентаризм.

П.16,с.165-172

33

Государство – основной институт политической системы.

П.17,с.172-180

34

Современная государственная служба и ее задачи.

П.17,с.180-183

35

Сущность правового государства.

П.18,с.184-187

36

Правовое государство и гражданское общество.

П.18,с.187-193

37

СМИ в политической системе общества.

  П.19,с.193-199

38

Влияние СМИ на избирателя.

П.19,с.199-202

39

Политическое сознание.

П.20, с.203-205

40

Политическая идеология.

П.20, с.205-212

41

Политическое поведение.

П.21, с.212-218

42

Регулирование политического поведения.

П.21, с.218-222

43

Политические партии и движения.

П.22, с.222-227

44

Типы партийных систем.

П.22, с.228-233

45

Политическая элита.

П.23, с.233-236

46

Политическое лидерство.

П.23, с.237-244

47

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система.

П.24, с.245-251

48

Политические технологии избирателя.

П.24, с.251-254

49

Ролевая игра «Выборы».

50

Человек в политической жизни.

П.25, с.255-258

51

Политическая культура.

П.25, с.259-265

52

Политический конфликт.

П.26, с.265-270

53

Урегулирование политического конфликта

П.26, с.270-274

54

Политический процесс.

П.27, с.275-280

55

Особенности политического процесса в современной России.

П.27, с.281-285

56

Повторительно-обобщающий урок «Политическая жизнь современного общества»

Гл.2, с.285-288

Т.3. Духовная культура.

16

57

Духовное развитие общества.

П.28, с.289-294

58

Диалог культур.

П.28, с.295-298

59

Духовный мир личности.

П.29, с.298-300

60

Мировоззрение и менталитет.

П.29, с.301-307

61

Мораль в жизни людей.

П.30, с.307-312

62

Нравственная культура.

П.30, с.313-316

63

Наука.

П.31

64

Образование.

П.32, с.326-329

64

Развитие образования в современном мире.

П.32, с.329-336

65

Религия как одна их форм культуры.

П.33, с.337-338

66

Мировые религии.

семинар

П.33, с.339-345

67

Место искусства в духовной культуре.

П.34, с.346-350

68

Современное искусство.

Сообщения, презентации

П.34, с.351-353

69

Массовая культура.

П.35, с.354-359

70

Массовая культура в России.

П.35, с.359-369

71

Повторительно-обобщающий урок «Духовная культура».

Гл.3, с.369-371

Т.4. Современный этап мирового развития.

7

72

Многообразие современного мира.

П.36, с.372-376

73

Особенности развития обществ различного типа на современном этапе развития.

П.36, с.377-383

74

Глобализация.

П.37, с.383-387

75

Последствия глобализации.

П.37, с.388-393

76

Сетевые структуры в современной мировой политике.

П.38

77

Целостность и противоречивость современного мира.

п.39

78

Глобальные проблемы современности.

П.39

79

Повторительно-обобщающий урок «Современный этап мирового развития»

Гл.4, с.413-415

80

Итоговое повторение

1

Право (25 часов)

Т.1. Труд и социальная защита.

8

81

Законодательство о труде.

К4-1

82

Занятость и трудоустройство в Российской Федерации.

К4-2

    83

Трудовой договор.

К4-3

84

Рабочее время и время отдыха.

К4-4

85

Трудовая дисциплина.

К4-5

86

Труд молодежи.

К4-6

87

Безработица.

К4-7

88

Страхование и пенсионное дело.

К4-8

Т.2. Гражданское право.

6

89

Право собственности и его содержание.

К5-1

90

Субъекты права собственности.

К5-2

91

Предпринимательство: его виды и формы.

К5-3

92

Сделка и договор.

К5-4

93

Защита имущественных и неимущественных прав.

К5-5

94

Споры и порядок их рассмотрения. Арбитраж.

К5-6

Т.3. Семейное право.

3

95

Правовые основы брака и семьи.

К6-1

96

Права и обязанности супругов.

К6-2

97

Права и обязанности родителей и детей.

К6-3

Т.4. Уголовное право.

3

98

Понятие преступления.

К7-1

99

Виды преступлений.

К7-2

100

Наказание е его цели.

К7-3

101

Т.5. Административное право.

1

102

Т.6. Экологическое право.

1

103

Т.7. Международное право.

1

104

Т.8. Процессуальное право.

1

105

Итоговое повторение по курсу «Право»

1

Гл.4-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса Обществознание 6 кл. к учебнику Боголюбова

Материал содержит КТ планирование по курсу "Обществознание" 6 кл. к учебнику Боголюбова из расчета 34 часа в год/ 1 час в неделю...

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 класс По учебнику Л.Н. Боголюбова

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 классПо учебнику Л.Н. БоголюбоваНомер урокаНазвание урокаКол-во часовИзучаемые вопросыТребования к уровню подготовки уч-сяОсновные поняти...

Календарно тематическое планирование курса "Обществознание" в 10 классе (профильный уровень)

Данное планирование составлено на основе программы "Обществознание" авторского коллектива под руководством Л.Н. Боголюбова  на основе федерального компонента Государственного образовательного ста...

тематическое планирование курса обществознания 10 класс (профильный уровень)

материал содержит пояснительную записку к  тематическому планированию курса обществознания...

краткое тематическое планирование курса обществознания 10 класс (профильный уровень)

материал содержит годовое тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (профильный уровень)...

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...

Рабочая программа учебного курса математика профильного уровня 11 класса

Рабочая программа учебного курса математика в 11 классе...