Преподавание биологии в профильном классе.
статья ( класс) на тему

Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает возможность разгрузить их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение, по моему мнению, помимо углубленного изучения какого-то предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, а также призван обеспечить высокую степень готовности не столько к сдаче ЕГЭ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. А это представляется мне маловероятным без использования особых форм и методов урочной и неурочной работы в профильных группах, направленных на развитие познавательной активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavanie_biologii_v_profilnom_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»

Выступление:

«Профильное обучение биологии»

                         Подготовила: учитель биологии Мишина Е.А.

рп Торбеево 2015 г.

В нашей школе ведется преподавание биологии в профильных группах.

Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает возможность разгрузить их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение, по моему мнению, помимо углубленного изучения какого-то предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, а также призван обеспечить высокую степень готовности не столько к сдаче ЕГЭ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. А это представляется мне маловероятным без использования особых форм и методов урочной и неурочной работы в профильных группах, направленных на развитие познавательной активности.

Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике.

Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие познавательной активности учащихся.

Наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации.

В своей работе как основную использую технологию проблемного обучения, поскольку преобразующая деятельность ученика, может, эффективно реализована, только в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера.

Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям.

Технология проблемного обучения позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.

 Развитие познавательной активности у учащихся осуществляется при применении и технологии модульного обучения.

Модульное обучение вообще, и в условиях профилизации в частности, обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.

Наиболее полному раскрытию биологических теорий, закономерностей научных фактов способствует применение лекционно-семинарской системы обучения. Воспитательная функция этой технологии реализуется в том случае, если лекция логична, доказательна, эмоционально окрашена, содержат в себе научные трактовки, оценку результатов научных исследований. Так как лекция в чистом виде утомительна, то лучше всего использовать лекции-беседы. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, я стараюсь подвести их самостоятельному формированию выводов. Лекция- беседа кажется мне эффективной еще потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки тем школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «История развития науки генетика», «Развитие представлений об эволюции живых организмов», «Мутационная изменчивость», «Экологические факторы среды».

Семинары еще одна из форм работы на уроках в профильных группах, развивающих познавательную деятельность. Их, как правило, я организую по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью литературы. Например: «Неклеточные формы жизни», «Воспроизведение биологических систем», «Происхождение жизни на Земле», «Теория антропосоциогенеза», «Химическая организация живой материи» и т. д. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, так как предусматривают самостоятельную работу над учебной и дополнительной литературой, что побуждает их к более глубокому осмыслению знаний по изучаемой теме.

Кроме обзорных семинаров провожу также контрольно - обобщающие семинары: «Генетика человека», «Основные черты эволюции животного и растительного мира», «Глобальные проблемы человечества», «Эмбриональное развитие животных» и семинары-исследования «Изучение основных этапов жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений», «Изучения способов вегетативного размножения комнатных растений», «Изучение закономерностей наследования признаков при скрещивании разных растений».

На отдельных уроках использую и такой метод, как самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Это, по моему мнению, служит важным источником знаний для учащихся в профильных классах. В биологическом кабинете собрано достаточно большое количество книг, которые можно использовать при подготовке к различным видам занятий.

Следующим направлением развития познавательной активности является написание и защита рефератов, которая способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности.

Рефераты, выполняемые учащимися профильных X-XI классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника навыка исследовательской культуры. Перечень тем рефератов представлен в учебнике после каждой главы. Ребята сами выбирают тему. Необходимым требованием является два реферата в полугодие для каждого ученика. Защита рефератов осуществляется на 3 последних уроках полугодия.

Несомненно, развивают познавательную активность у учащихся лабораторно-практические занятия и самостоятельные исследования, тематику которых предлагает учебник.

Лабораторно-практические занятия — важная форма урочной работы, обязательная часть программ. Такие занятия проводятся на уроках при максимально возможной самостоятельности старшеклассников.

Самостоятельные исследования проводятся вне сетки школьных занятий. Исследование проведено по следующим темам: «Органолептический анализ молока», «Такой удивительный глаз».

Контроль знаний - один из важных средств эффективности образовательного процесса. Зачетные работы провожу по завершении изучения каждого программного раздела. Они позволяют выявить степень усвоения материала, определить пробелы у учащихся и скорректировать в дальнейшем познания. Уровень сложности тестов должен соответствовать профильному обучению. Использую различные типы тестовых заданий и автоматизированную систему тестового  контроля.

Продолжением учебной деятельности служит внеурочная работа, которая направлена на систематическое образование, развитие у школьников творческих способностей и познавательной активности. Учащиеся профильных групп являются активными участниками научно- практических конференций, олимпиад различных уровней. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных группах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, только в этом случае можно достичь целей профильного обучения.

В течение нескольких лет занимаюсь исследовательской работой со школьниками, не исключением стали и профильные группы. Научно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, позволяет каждому школьнику испытать, испробовать свои возможности.

Олимпиады среди всех форм и методов внеурочной деятельности в профильном обучении занимают особое место. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых детей. Для успешного выступления на олимпиаде нужна отдельная от урочной деятельности подготовка, потому что предлагаемые задания выходят далеко за рамки даже профильного обучения. Безусловно, работа по подготовке к олимпиаде, не сводиться лишь к работе учителя. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой и если ребенок проявляет познавательную активность, то он добивается определенных результатов.

Одной из основных задач создания профильных групп является удержание появившегося интереса к науке, закрепление его, развитие познавательной активности, помощь учащимся в выборе профессий.

Развитие познавательной активности через те формы и методы, которые я применяю, позволяет мне добиваться определенных успехов в учебных достижениях учащихся.

     Одной из задач профильного обучения является оказание помощи старшеклассникам в выборе профессий. Я считаю, что эта задача в нашей школе успешно реализуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание математики в профильных классах

Обобщенное повторение темы «Тригонометрия» при подготовке к государственной итоговой аттестации за курссредней школы.Творческая работаслушателей курсов переподготовки по дополнительной профессио...

Статья "Инновационные технологии в преподавании биологии на профильном уровне".

Из опыта работы  учителя биологии. Особенности  преподавания биологии на профильном уровне....

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1.  изучить механизм формиров...

Использование эффективных педагогических технологий в преподавании географии в профильных классах.

Использование современных форм и методов обучения положительно сказываются на результатах олимпиад  и  при сдаче ЕГЭ .Методы проектов, дебаты, дискуссии,  экскурсия, групповые и...

Проблемы преподавания обществознания в профильных классах

Рассматриваются проблемы функционирования профильных социально-гуманитарных классов в условиях суворовского училища....

Экзаменационные тесты по биологии для профильного класса. 10 класс.

Тесты для переводного экзамена по биологии...

Методика преподавания биологии в профильных классах

Материал являетси индивидуальной разработкой пр преподаванию общей биологии в профильных классах...