активная и интерактивная стратегия преподавания новейшей истории России
статья по истории (11 класс)

О новых стратегических подходах преподавания новейшей истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_prepodavaniya_istorii_na_profilnom_urovne.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Активная и интерактивная стратегии преподавания новейшей истории России.

Чанкина Л.В., учитель истории МБОУ №19

Январь, 2013г.

«Стратегии преподавания истории на профильном уровне».

Сегодня  в новом подходе к преподаванию истории важный смысл приобретает вопрос о том, как преподавать.  Существуют различные стратегии преподавания истории.    

        Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.

       Стратегия связана с достижением определенного результата и эффективным использованием средств продвижения к поставленной цели. При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала могут использоваться пассивная, активная и интерактивная стратегии.

 На мой взгляд, активная и интерактивная стратегия преподавания могут и должны приводить к высокой эффективности и результативности урока, в том числе и с точки зрения знаний, которые получат ученики.

Для пассивной стратегии характерно то, что преподаватель занимает центральное место на занятии, передаёт имеющуюся у него информацию учащимся, а они её воспринимают. Содержание изучаемого материала заранее отобрано и приготовлено учителем. Преобладает монолог, когда учитель говорит, а ученики внимательно слушают. В данной стратегии «слушатель» не может повлиять на предлагаемую ему информацию.

В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся. В отличие от пассивной стратегии, совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно всё ещё по линии «учитель—ученик». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс в основном строится в диалоговом режиме. Возрастает степень индивидуальности в преподавании. У обучающихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы.

      Но всегда есть группа детей, которые не включаются в урок.  Сохраняется и центральная роль преподавателя, который является главным источником информации, без него невозможно проведение занятия.

Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент конструктивного взаимодействия учеников между собой в процессе обучения. Данная стратегия построена на использовании методов кругового взаимоотношения. Суть её заключается в организации учебного взаимодействия внутри групп и между ними.

         Учитель теряет центральную роль на занятии. Он становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой. Для этого преподавателю требуется подготовить и структурировать задания и проверить их понимание в процессе работы в группе, а также иметь чёткую структурную последовательность проведения занятия и представление о распределении времени. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учеников между собой.  

 Преподаватель также изначально не определяет, насколько ответы учащихся соответствуют его ожиданиям. Ничто не должно сдерживать творчество и инициативу учеников. При этом у учащихся должны быть дополнительные источники информации (книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов). Желательно, чтобы ученики обращались к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.

          Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегии в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена на взаимодействии с учителем, то во втором учащиеся в большей степени общаются друг с другом.

        В любой из трёх стратегий можно достичь положительного результата в преподавании истории и обществознания, каждая из них может в определённой ситуации быть, поэтому не следует абсолютизировать ни одну из них.

     Не только содержание определяет стратегию в преподавании, но и цели, задачи, ожидаемые результаты, которые ставит учитель истории в зависимости от сложившихся условий, особенностей обучающихся, собственных интересов и ресурсного обеспечения.

Ситуация преподавания новейшей истории России (1985-2010) плачевна как в 9-х, так и в 11-х классах. Количества уроков, отведенных на данный период, явно не хватает. Планы не всегда совпадают с реальным количеством часов: вместо запланированных в 9-м классе 11 уроков, можно фактически дать лишь 7-9 в лучшем случае, в 11-м из 5-7 уроков на базовом уровне, порой удается дать 3-5 в лучшем случае – уроки отменяются из-за погодных условий, эпидемий гриппа и т.д., а эта важнейшая тема изучается в конце учебного года!

 Я знаю, что подавляющее большинство учителей ставит проблему нехватки часов на изучение не только новейшей истории современной России, но и на весь курс истории России в целом в выпускных классах на первое место.

 На втором месте по трудностям стоит сложность текстов и перенасыщенность параграфов предметной информацией.

На третьем месте – слабость методического аппарата к параграфам по данной теме. Этот раздел истории наиболее близок к сегодняшним дням, поэтому в заданиях должны содержаться интересные темы для проектов, социологических исследований, краеведческо-поисковых экспедиций, интервью с родителями и другими близкими родственниками.

 Как я преодолеваю последнюю трудность – ибо первые две вне моей компетенции обычного школьного учителя или преподавателя ИПК? Вот образцы некоторых заданий для учащихся выпускных классов.

 9 класс:

Эссе на тему «Моя семья в 1990-е годы».

Презентация в РР на тему «История в фотографиях: 1990-е»

Урок-экскурсия в местный краеведческий музей.

«Моя предвыборная программа» - составить проект предвыборной программы кандидата на пост Президента РФ на выборах в 2012 г.

 11 класс:

Социологический опрос родных и близких на темы:

Хотели бы россияне сохранить СССР?

Как россияне относятся к М.С.Горбачеву и Б.Н.Ельцину?

Что россияне ждали от реформ 1990-х?

 

Темы для исследовательских проектов:

«Талонный социализм» (СССР на рубеже 1980-1990-х гг.)

«Голос масс» или забастовочное движение в СССР и России на рубеже 1980-1990-х гг.

«Бунтарское искусство» - искусство современной России (1990-2000-е годы)

«Утечка мозгов» или каких россиян мы потеряли в 1990-е-2000-е годы.

 Темы для исторических эссе:

Политический портрет – М.С. Горбачева, Б.Н.Ельцина, Е.Т.Гайдара, В.С.Черомырдина, В.В.Путина.

Что мне не хватает в современной России?

«Моя предвыборная программа» - составить проект предвыборной программы кандидата на пост Президента РФ на выборах в 2012 г.

 Темы дискуссий 

«От социализм к капитализму – верным ли курсом идем?»

«Свобода – есть ли она в современной России?»

«Участники образовательного процесса о реформе образования на современном этапе» и т.д.

 Уроки по истории России с середины 1980-х до сегодняшнего дня позволяют включить старшеклассников в активную работу, разбудить их. Поэтому каждый урок стараюсь проводить в форме проблемного диалога. Вопросов и тем для этого предостаточно. Нужно ли было разваливать СССР? Была ли альтернатива «шоковой терапии? Стоит ли продавать так интенсивно углеводороды?

Важно оттачивать у старшеклассников исследовательские компетенции, проводить с ними социологические опросы, открывать стенды в кабинете истории с экспонатами 1980-90-х гг. – фотографии, газеты, журналы тех лет.

 

Считаю, что школьные учителя истории нуждаются в хороших цифровых образовательных ресурсах по тематике 1990-х годов – диск с фото, видео и аудио записями тех лет – демонстрации, очереди за продуктами по талонам, события 18-22 августа 1991, 8 декабря 1991, отставка М.С.Горбачева 25 декабря 1991 г. , 3-4 октября 1993, речь Ельцина об отставке 31 декабря 1999 г. и т.д.

 Нужна хорошая хрестоматия с подборкой документов тех лет – от Декларации 12 июня 1990 г., принятой Верховным Советом РСФСР до международных документов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Преподавание новейшей истории в 11 классе"

«Как сегодня преподавать историю в школе»? Этот вопрос волнует не только учителей-предметников, но и широкую общественность. История - это фундамент мировоззрения человека, поэтому от успеха мод...

Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания на уроках математики

Презентация на тему: "Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания на уроках  математики"...

Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания.

Реферат "Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"...

Интерактивный тест по Новой истории, 8 класс. Становление индустриального общества

В работе представлено 20 вопросов с выбором 1-го правильного ответа. Чтобы использовать тест, необходимо нажать на "Параметры", затем - "Включить содержимое" и "ОК". Использование данного теста позвол...

Конспект интерактивного занятия по теме «История России, СССР в лицах»

Тема занятия "Реформы и реформаторы начала XX века".На данном занятии учащиеся рассматривают двух великих реформаторов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в сравнительной характеристики. Учаться выделять обще...

Преемственность образа Александра Невского в преподавании курса истории России в школе.

Статья посвященная формированию образа Александра Невского в ходе изучения Истории России в системе общего среднего образования....