Выступление на конференции Стратегии преподавания истории и обществознания г.Иркутск
материал по обществознанию

Батуро Наталья Владимировна

Выступление на конференции Стратегии преподавания истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско - патриотическое и правовое воспитание школьников на уроках истории.

Батуро Наталья Владимировна,

Учитель истории и английского языка,

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

 Тамтачетская Средняя Общеобразовательная Школа

Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.   (Н.В. Шелгунов)

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к социальным нормам и к обществу в целом.

Актуальность выбранной темы

ХХI век для России:

- время складывания гражданского общества и правового государства,

- признание человека, его прав и свобод,

- в процессе формирования демократических  ценностей, важнейшим является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, культурных и исторических традиций родного края

Цель:

Формирование уважительного отношения к прошлому, своему государству, к закону, правам других людей

Задачи:

- Формирование системы ценностей и установок поведения подростка

-  уважения к закону и праву

- ответственность перед обществом и государством

- сознание моральных и правовых норм

Гражданско-патриотическое  и правовое воспитание предполагает:

- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

- формирование системы ценностных ориентаций.

- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры.

Ведущая идея моего опыта  -

   повышение гражданско - правовой грамотности обучающихся на  уроках истории и обществознания через урочную и внеурочную деятельность. Для  повышения  мотивации обучающихся на своих урокам я использую интерактивные игры , тесты, КВН, викторины, уроки-путешествия, экологические уроки, устные журналы, беседы, дискуссии, конкурсы по правовым знаниям, семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата.

На уроках истории использую произведения русской литературы, живописи, фольклора, которые усиливают эмоциональное воздействие на детей, способствуют лучшему восприятию материала.

Урочная деятельность

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории и обществознания играют большую роль.

Формирование гражданских и правовых компетенций может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.

В связи с обозначенными проблемами возникает необходимость в поиске путей их решения. Для решения их необходимо взаимодействие государства, семьи и школы. Каждое государство заинтересовано в воспитании настоящих граждан, патриотов своей страны, каждая семья стремится воспитать достойных детей. А сделать это можно путём воспитания и образования.

Я в своей работе стараюсь это осуществить через урочную и внеурочную деятельность,  музей. Структура гражданско-патриотического и правового воспитания представлена в форме дома. Любовь к Родине, уважение к законам  начинается с малого, и, прежде всего, именно с дома, со своей семьи. И школа, как мы знаем, тоже один большой дом.

На уроках истории, изучая тему, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение, т.к. изучение прошлого своей семьи, села, школы, района дает возможность будить интерес у  ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине, к законам. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические и правовые события и явления.

                                      Музейная деятельность

Формы развития познавательной и творческой активности учащихся во внеклассное время очень разнообразны и многогранны. Одна из них – это музейно – экскурсионная деятельность. Этот вид деятельности строится на взаимном интересе учащихся и учителя, неординарности материала и заданий, поиске нового. Данная форма помогает оживить изучаемый материал, приобщить ребят к предметному миру прошлого, воспитать чувство гордости за свою историю, историческое и культурное наследие родного села.

Входя в музей, беседуя с жителями поселка, беря в руки, ордена, старые фотографии, лица ребят становятся другими. В их лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление. «Музейные уроки», по отзывам самих ребят, позволили им легче усваивать программные уроки, научили слушать, передавать увиденное, вести экскурсии, пополнили словарный запас, повысили эрудированность. Музеи нам нужны, поскольку с их помощью умный учитель может решить многие проблемы воспитания. Особенно необходимы они в глубинке, где часто являются едва ли не единственными очагами культуры. Музей помогает растить патриотов.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные  качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

                                                  ФГОС

Социальная компетентность – развиваю, организуя групповое взаимодействие, используя технологии сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных навыков.  ( диспуты, дебаты, игры, викторины)

Личностная компетентность – формирую посредством организации самостоятельной работы и оценки достижений самими учащимися ( работа с историческими источниками, документами, фото)

Предметно – практическая компетентность – организую проектную деятельность, использую проблемное обучение

Новизна опыта состоит в том,

Что, опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по формированию гражданско – правовых знаний на уроках истории и обществознания путем создания условий для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы. Деятельность обучающихся,  в данном случае должна быть направлена на анализ информации, высказывание  своего собственного мнения.

Гражданское – патриотическое и правовое образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.

Результативность моего опыта

Уроки  истории и обществоведения – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического и правового воспитания, именно здесь  воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Поэтому в своей урочной и внеурочной работе стараюсь проводить как можно больше мероприятий о героическом прошлом, о великих людях, о своей малой родине.

Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы (исследовательские работы и правовые конкурсы знаний и викторины)

Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Однако, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.

В заключении хочется обратить внимание на то, что главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии преподавания истории на профильном уровне

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в...

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...

Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации» 26 ноября 2015 г Московский педагогический государственный университет

Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации» 26 ноября 2015 г Московский педагогический г...

Выступление по теме: «Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта»

С целью повышения качества школьного исторического образования в 2013-2014 гг. по поручению Президента РФ была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной ...