Главные вкладки

    Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
    материал по истории по теме

     Учитель истории

    МБОУ  «Топкановская ООШ»

    Яцкина Г.В.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_na_rmo_istorii.doc63.5 КБ
    Office presentation icon vyst._na_rmo_istorii.ppt53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       

         Преподавание истории и обществознания в условиях  открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.

     Учитель истории

    МБОУ  «Топкановская ООШ»

    Яцкина Г.В.

    2012 г.

           Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.                                                                              

       Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения способность имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов существенно повысить эффективность обучения истории, обществознанию, праву и другим гуманитарным дисциплинам. Достаточно назвать такие предоставляемые ими возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.

       Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

    Основные задачи учителя  истории при работе с образовательными ресурсами Интернета   следующее:

    - научно-методический анализ возможностей использования образовательного сегмента Интернет-ресурсов как информационной среды историка;

    - отбор и тематическая классификация образовательных ресурсов (специализированных сайтов по истории, баз данных, справочников, энциклопедий, музейных и архивных сайтов, электронных библиотек, сайтов академических, исследовательских и образовательных организаций, отдельных электронных документов) в соответствии с существующей программой обучения;

    - выработка направлений и методов поиска и изучения образовательных ресурсов Интернета для их практического применения непосредственно в учебном процессе, а также для организации  творческой деятельности учащихся;

    - внедрение в учебный процесс программного продукта, позволяющего организовать онлайновое рабочее место учителя и учащегося, обеспечивающего динамичность рабочего процесса и отличающегося компактностью.

     Существенной проблемой для  учителя истории  может стать разброс Интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Решение этой проблемы можно найти, воспользовавшись информационной системой "Единое окно доступа к образовательным ресурсам", нацеленной на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

       Федеральные информационно-образовательные порталы  являются кладезем наиболее мощных коллекций ссылок на образовательные Интернет-ресурсы. Они содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения преподавателей истории и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в исторической тематике, и много других полезных сервисов.

       Основной "точкой входа" в образовательный сегмент Интернета  является портал "Российское образование" (http://www.edu.ru). Используя ресурсы федерального портала "Социально-гуманитарное и политологическое образование" (http://www.humanities.edu.ru), можно вступить в Интернет-сообщество преподавателей истории, следить за ходом Интернет - конференций, пользоваться курсами лекций, иллюстративные материалы применять в качестве наглядности на уроках.

      Региональные информационно-образовательные порталы, отражают деятельность и развитие системы образования в отдельных регионах России. Использование данного вида ресурсов дает возможность приобщиться к опыту педагогов из разных регионов страны, наладить профессиональное общение, а также проинформировать коллег о педагогическом опыте, накопленном в регионе.

        Знакомство со средствами массовой информации образовательной направленности происходит на Интернет - страницах традиционных и электронных газет и журналов. Большинство редакций помещают в сети Интернет архив ранее вышедших публикаций, а также сведения о порядке подписки или приобретения требуемых газет и журналов. Газета "История" (http://www.1september.ru), журнал "Преподавание истории в школе" (http://www.pish.ru), российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" (http://www.istrodina.com) информируют о новостях сферы образования, представляют различные точки зрения специалистов и педагогов, рассказывают об учебных и методических разработках.

       Использование инструментальных программных средств позволяет автоматизировать большинство видов образовательной деятельности в целях повышения их эффективности. Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса "1С: Образование" (http://edu.1c.ru) содержит информацию об особенностях внедрения в обучение информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь описываются сценарии учебных занятий, осуществляемых с применением компьютерной техники, обсуждаются образовательные электронные издания и ресурсы, специфика их создания и использования. Данный ресурс содержит ссылки на программные средства, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы преподавателя истории. Образовательный комплекс "1С: Школа. История России. Часть 1. С древнейших времён до начала XVI века", "1C: Школа. История России. Часть 2. С середины XVI до конца XVIII века", "1С: Школа. История России. Часть3. С конца XVIII по 90-е годы XIX века", "1С: Школа. История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ" могут активно применяться  в учебном процессе.

      Использование ресурсов электронных справочных изданий (энциклопедий, словарей, справочников, каталогов) помогает упростить деятельность по подготовке и проведению занятий, способствует повышению качества работы по организации самостоятельной деятельности и досуга учащихся. Огромное количество информации содержится в "Большом энциклопедическом и историческом словаре он-лайн" (http://www.edic.ru), гипертекстовой электронной энциклопедии "Викизнание" (http://www.wikiznanie.ru), "Википедии" - свободной многоязычной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org), мегаэнциклопедии портала "Кирилл и Мефодий" (http://www.megabook.ru).

    Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию для подготовки к уроку можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru).

      Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru). Это библиотека электронных ресурсов, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX - начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.

        Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru. В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по истории Древней Месопотамии (http://members.tripod.com/~sesna/oldeast) , сайт о Древнеримской цивилизации (http://rome.webzone.ru) и Древнеегипетской цивилизации (http://www.kemet.ru). На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции» (http://www.magister.msk.ru), котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и "белого" движений. По истории Великой Отечественной войны  можно найти интересные и разнообразные материалы  на сайтах «65 лет битве под Москвой» http://pobeda.mosreg.ru, «Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев». http://www.1941-1945.ru, «Ленинград. Блокада. Подвиг» http://blokada.otrok.ru.

         Интересный проект, получивший название "Хронос - всемирная история в Интернете" был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева (http://www.hronos.km.ru). Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира.

       На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы "Клио - софт" (http://www.history.ru).

        Важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства "1 сентября" (http://www.1september.ru) - и его раздел "История", который содержит электронную версию газеты "История" с архивом за 1999 - 2011 г.г. (http://his.1september.ru/index.php) и сайт "Я иду на урок истории" (http://his.1september.ru/urok) . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

       Преподаватель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации Интернет - образования, а точнее , в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу: http://som. fio.ru.

       

    Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

       Для организации  учебно-исследовательской, творческой  деятельности учащихся можно применять программный комплекс "Образовательные ресурсы Интернета. История." (свидетельство об отраслевой регистрации разработки Федерального Агентства по образованию Государственного информационного центра по информационных технологий №5654. Авторы: Кузахметов Р.К., Галицкая О.А. Разработчики: Колодин А.Н., Дудкина Е.Н., Зеленова М.В.). Комплекс содержит анализ образовательной составляющей нескольких тысяч Интернет - адресов с реферированием и анонсированием их, основные рекомендации по организации исследовательской работы в Интернете с историческими ресурсами.

      Функциональные возможности программного комплекса обеспечивают предоставление учебно-научной информации и методического материала для организации исследовательской работы в Интернете, что позволяет создавать в процессе преподавания необходимые условия для продуктивного диалога педагога и школьника на основе совместной работы в многопользовательском режиме.  Немаловажное значение имеет и то, что применение программного комплекса "Образовательные ресурсы Интернета. История" стимулирует исследовательскую направленность деятельности учащегося, обеспечивая большую свободу в изучении и сопоставлении разнообразных источников. А ведь это чрезвычайно ценно, поскольку дает возможность глубже изучать ту или иную историческую тему, а также обеспечить высокую информационную насыщенность учебного процесса (как на уроках, так и в самостоятельной работе).

      Предусмотренная программным комплексом возможность дальнейшей работы пользователя в режиме редактора (внесение новых данных для пополнения базы данных диска, корректировка устаревшей информации и т.п., что обусловлено спецификой Интернет-ресурсов, связанной с высокой динамичностью информации в Сети) и отдельно вынесенный словарно- справочный раздел, являются дополнительным стимулом для            самостоятельной деятельности учащихся.

      Применение данной разработки позволяет совместно с учащимися воспроизвести модель творческой лаборатории историка, воссоздающего картину прошлого путем анализа и сопоставления разнообразных образовательных ресурсов Интернета.

    Интернет-версия программного комплекса "Образовательные ресурсы Интернета. История." находится в свободном доступе по адресу: http://cde.osu.ru/ori/info/.

         Подводя итог, можно отметить, что использование Интернет увеличивает познавательную активность учащихся, делает учебно-воспитательный процесс привлекательным для  них.  Для преподавателя - это возможность по-новому взглянуть на организацию урока (неоценимая помощь в подготовке к занятию), но самое главное, на мой взгляд, это уникальная возможность увлечь историей.

       Использование образовательных Интернет-ресурсов создает условия для создания единого информационно-образовательного пространства, обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным группам учащихся возможность выбора формы обучения и уровня образования, открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии, позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме on line.    Использование образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям при проведении учебного процесса, проверки уровня знаний по истории.

    Это, в свою очередь, предполагает всеобщую компьютерную грамотность, создание условий для интенсификации информационного обмена между всеми звеньями системы непрерывного образования. Кроме того, Интернет служит средством развития активности школьника через участие в проектной деятельности, в том числе и по созданию сайтов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств — фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видеотехнологий. Я думаю, что ни один учитель истории не может обходиться без использования  Интернет ресурсов при подготовке к уроку, на самом уроке, при повышении квалификации и т.д. Важно грамотно и умело их  применять, не загромождая учебный процесс, а  помогая   сделать его интересным, творческим для учителя и учащихся.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания .

    Слайд 2

    Основные задачи учителя истории при работе с образовательными ресурсами Интернета научно-методический анализ возможностей использования образовательного сегмента Интернет-ресурсов как информационной среды историка; отбор и тематическая классификация образовательных ресурсов (специализированных сайтов по истории, баз данных, справочников, энциклопедий, музейных и архивных сайтов, электронных библиотек, сайтов академических, исследовательских и образовательных организаций, отдельных электронных документов) в соответствии с существующей программой обучения; выработка направлений и методов поиска и изучения образовательных ресурсов Интернета для их практического применения непосредственно в учебном процессе, а также для организации творческой деятельности учащихся; внедрение в учебный процесс программного продукта, позволяющего организовать онлайновое рабочее место учителя и учащегося, обеспечивающего динамичность рабочего процесса и отличающегося компактностью.

    Слайд 3

    Федеральные информационно-образовательные порталы портал " Российское образование" ( http://www.edu.ru ) портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" ( http :// www.humanities.edu.ru ),

    Слайд 4

    Средства массовой информации Газета "История" ( http://www.1september.ru ) журнал "Преподавание истории в школе " ( http://www.pish.ru ) российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" ( http://www.istrodina.com )

    Слайд 5

    Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса "1С: Образование" Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса "1С: Образование" ( http://edu.1c.ru ): Образовательный комплекс "1С: Школа. История России. Часть 1. С древнейших времён до начала XVI века", "1C: Школа. История России. Часть 2. С середины XVI до конца XVIII века", 1С: Школа. История России. Часть3. С конца XVIII по 90-е годы XIX века", "1С: Школа. История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ"

    Слайд 6

    Ресурсы электронных справочных изданий "Большой энциклопедический и исторический словарь он-лайн" (http://www.edic.ru), Гипертекстовая электронная энциклопедия "Викизнание " ( http://www.wikiznanie.ru ), "Википедия" – свободная многоязычная энциклопедия ( http://ru.wikipedia.org ), Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий" ( http :// www.megabook.ru ).

    Слайд 7

    Электронные библиотеки Сайт Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru) Сайт Исторического факультета МГУ ( http :// www.hist.msu.ru ).

    Слайд 8

    Сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Библиотека античной литературы http ://cyrill.newmail.ru . Сайт по истории Древней Месопотамии ( http :// members.tripod.com / ~sesna / oldeast ) , Сайт о Древнеримской цивилизации ( http://rome.webzone.ru ) Сайт Древнеегипетской цивилизации ( http://www.kemet.ru ), Сайт «Из архивов русской революции» ( http :// www.magister.msk.ru ), Сайт «Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев». http ://www.1941-1945.ru , Сайт «Ленинград. Блокада. Подвиг» http://blokada.otrok.ru. Сайт "Хронос - всемирная история в Интернете" http://www.hronos.km.ru ). Сервер фирмы "Клио - софт" ( http :// www.history.ru ).

    Слайд 9

    Методические сайты Сайт издательства "1 сентября" ( http ://www.1september.ru ) - и его раздел "История", который содержит электронную версию газеты "История" с архивом за 1999 - 2011 г.г. ( http ://his.1september.ru/ index.php ), Сайт "Я иду на урок истории" (http://his.1september.ru/urok) C айт российской Федерации Интернет – образования ( его раздел СОМ (Сетевое объединение методистов) http://som. fio.ru.

    Слайд 10

    Организация учебно-исследовательской, творческой деятельности учащихся Программный комплекс " Образовательные ресурсы Интернета. История." (свидетельство об отраслевой регистрации разработки Федерального Агентства по образованию Государственного информационного центра по информационным технологиям №5654. Авторы: Кузахметов Р.К., Галицкая О.А. Разработчики: Колодин А.Н., Дудкина Е.Н., Зеленова М.В.) Интернет-версия http :// cde.osu.ru / ori / info / .

    Слайд 11

    Использование Интернет: увеличивает познавательную активность учащихся, служит средством участия в проектной деятельности делает учебно-воспитательный процесс привлекательным создает условия для формирования единого информационно-образовательного пространства обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации предоставляет разным группам учащихся возможность выбора формы обучения и уровня образования открывает новые перспективы для индивидуализации обучения открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям при проведении учебного процесса, проверке уровня знаний по истории.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания

      Нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происхо...

    презентация "Методическое использование сети Интернет при обучении русскому языку и литературе".

    Сделана попытка осмыслить цели и задачи использования информационно-коммуникативных технологий на уроках гуманитарного цикла, предполагаются  результаты  такого обучения ....

    Преподавание естественных предметов в условиях создания информационно - образовательной среды учреждения

    В статье рассказывается об организации процесса обучения при изучение дисциплин естественнонаучного цикла на основе современных информационно-коммуникационных технологий....

    Разработка цикла уроков по английскому языку с использованием возможностей сети Интернет

    Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 6 классах общеобразовательных школ. Она базируется на принципах Государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на...

    Презентация для учителей технологии по теме:«Использование мультимедийных средств обучения и современных возможностей сети интернет в ходе технологической подготовки обучающихся»

    Прнезентация для учителей технологии по теме: "Использование мультимедийных средств обучения и современных возможностей сети интернет в ходе технологической подготовки обучающихся"...