Главные вкладки

    Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории (выступление на районной августовской конференции для учителей истории и обществознания)
    методическая разработка по теме

    Хуснутдинова Гульнур Гумаровна

    Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon grazhdan.pozits.na_urok_ist.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание патриотизма и гражданской позиции  на уроках истории 

    (выступление на районном августовском                                                конференции для

    учителей истории и обществознания)

                     

    Выполнила: Хуснутдинова Г.Г.,

    Советский р-н, «Гимназия №20»

                             

     

     

                                             

    Казань 2013


    Воспитание патриотизма и гражданской позиции  на уроках истории.

      В настоящее время ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.

    Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

    В этих условиях 16 февраля 2001г. Правительство РФ приняло постановление №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.Сегодня также остро стоит  проблема воспитания патриотизма у настоящей молодежи. Принята вторая программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2010 года, целью которой является совершенствование системы патриотического воспитании. [2,c.2-8] Где в системе патриотического воспитания большая роль отводится образовательным учреждениям всех видов и типов. Появляются различные организации, называющие себя патриотическими. Важно воспитать патриота с малых лет и в зрелом возрасте, в семье, в детском саду, в школе на производстве. И воспитывать не словом, а делом. Эффект от этого намного выше.

    Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.

    У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется родным, особенным. Знать свою историю – значит  твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

              Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории?  Поэтому на своих уроках стараюсь сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам.                                      

    На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так, при знакомстве с  историей войн, сражений учащиеся готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, интернет. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, понимают,  какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках. 

    Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади».  чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

    Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения учащихся  о исторических личностях. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать лермонтовское  «Бородино»?

    Таким образом, уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить всё,  что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм  нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

    план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

    Сайты для учителей истории и обществознания

    В данной статье вы найдёте  Интернет-ресурсы...

    Докурсовое задание для учителей истории и обществознания от ИРО и ПК РС (Я), 2013 год

    Задание для слушателей фундаментальных курсов, содержащее группы заданий по ЕГЭ....

    Периодические издания для учителей истории и обществознания

    Готовясь к городскому заседанию  МО  учителей  предметов социально- гуманитарного цикла подбирала материал научно-методических изданий, ориентированных в первую очередь на учителе...

    Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

    Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

    Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

    Краткая аннотация нормативных актов в сфере образования, начиная с международных и заканчивая локальными актами....