Выступление по теме: «Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта»
статья

Меньших Татьяна Тимофеевна

С целью повышения качества школьного исторического образования в 2013-2014 гг. по поручению Президента РФ была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», включающая в себя Историко-культурный стандарт (далее – ИКС). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.08 КБ
Файл pedsovet.pptx390.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта»

С целью повышения качества школьного исторического образования в 2013-2014 гг. по поручению Президента РФ была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», включающая в себя Историко-культурный стандарт (далее – ИКС).

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Каждый раздел ИКС снабжен перечнем основных исторических источников.

ИКС представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории отражены базовые принципы школьного исторического образования. В их числе:

  • представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизм;
  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества;
  • изучение исторических событий сквозь призму человеческого восприятия, т.н. «человеческого измерения истории»;
  • использование историко-культурологического подхода, формирующего у обучающихся способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к российскому и мировому культурному наследию.

Первая особенность преподавания истории в школе в контексте утвержденного ИКС связана с переходом на линейную систему изучения истории.

В 2018 году муниципалитеты получили «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Тамбовской области по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную систему изучения учебного предмета «История» в 2018/2019 учебном году», которые мы рассмотрели и утвердили на заседании городского методического объединения.

Таблица «Переход на линейную систему изучения истории России»

Класс

Изучаемый период истории России в соответствии с линейной системой в 2018/2019 учебном году

Задействованный в учебном процессе УМК

В 6-8 классах в 2018/2019 учебном году курс истории России изучается на основе новых УМК и в соответствии с обновленной периодизацией.

9 класс

1801 – 1914 гг.

В случае, если учитель принимает решение организовать образовательный процесс на основе имеющегося УМК, построенного по концентрической системе, то необходимо иметь в виду, что в таком случае, скорее всего, ему придется поочередно использовать учебники для 8 и 9 классов. Дело в том, что в УМК разных издательств материал по второй половине XIX в. и началу XX в. (до 1914 г.) может находиться как в рамках одного учебника (для 8 класса), так и быть разбит между 8 и 9 классами.

 На основе нового  УМК для 9 класса. В качестве временной меры в 2018/2019 учебном году допускается использование имеющихся УМК для 8 и (или) 9 классов, соответствующих концентрической системе преподавания истории.  

10 класс

1914 – 1945 гг.

Подлежащий изучению период охватывает время с момента начала Первой мировой войны (1 августа 1914 г.) и до окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 г.). Если учитель планирует организовать изучение предмета на основе имеющегося УМК, построенного по концентрической системе, то необходимо выбирать учебник для 11 класса. В качестве временной меры в 2018/2019 учебном году в образовательном процессе допускается использование учебника для 9 класса, 10-но только как дополнительной учебной литературы.

На основе нового  УМК для 10 класса. В качестве временной меры в 2018/2019 учебном году допускается использование имеющихся УМК для 11 класса, соответствующих концентрической системе преподавания истории.  

11 класс[1]

1945 – по настоящее время

Если учитель выбирает вариант, основанный на организации учебного процесса с использованием УМК, соответствующего концентрическому подходу, то опять же необходимо выбирать учебник для 11 класса. В качестве временной меры в 2019/2020 учебном году в образовательном процессе допускается использование учебника для 9 класса, но только как дополнительной учебной литературы. Все документы, сопровождающие преподавание истории, включая рабочую программу, разрабатываются с учетом УМК для 11 класса.  

В случае использования УМК, построенного по концентрической системе учителю необходимо ориентировать учащихся на углубленное изучение ряда тем, в первую очередь, выходящих на перечень «трудных вопросов истории России», включенный в Концепцию нового УМК по отечественной истории и Историко-культурный стандарт (далее – ИКС).

На основе нового  УМК для 10 класса. В качестве временной меры в 2019/2020 учебном году допускается использование имеющихся УМК для 11 класса, соответствующих концентрической системе преподавания истории.  

Вторая особенность- обеспечение учебниками. При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий по истории России и всеобщей истории. Предпочтительно работать по одной содержательной линии учебников. На сегодня определено 14 новых учебников по истории России (соответствующие ФГОС, Концепции нового УМК по отечественной истории, ИКС и включенные в федеральный перечень), из них три издательства: «Просвещение», «ДРОФА» и «Русское слово» наиболее широко распространены в Тамбовской области.

Мои коллеги работают по линии учебников издательства «Просвещение» под редакцией академика А.В. Торкунова, Ольга Олеговна и Сергей Валерьевич работают по линии учебников издательства «Дрова» под редакцией Андреева.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу данного приказа учебники, исключенные из федерального перечня учебников.  

Третья особенность преподавания истории в школе в контексте утвержденного ИКС – синхронизация курсов. С какого блока лучше всего начать изучение истории: российской или всеобщей истории?  Изучение содержания УМК позволяет сделать вывод, что наиболее оптимальным вариантом будет первичное изучение всеобщей истории, формирование общих представлений о происходящих в мире процессах, затем изучение российской истории как части общей истории.

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

Всеобщая история (период, подлежащий к изучению в соответствии с требованиями ИКС)

История России (период, подлежащий изучению в соответствии с требованиями ИКС)

5 класс

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Народы и государства на территории нашей страны в древности (этот материал допускается изучить в VI классе)

6 класс

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI – XV вв.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII – XV вв.

7 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции

РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

8 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII − XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

9 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XIX

– НАЧАЛО XX в. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны 

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

10 класс

ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: МИР В ЭПОХУ МИРОВЫХ ВОЙН (1914 – 1945 гг.)

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

11 класс

ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И СОВРЕМЕННЫЙ МИР (1945 – по настоящее время)

СССР И ЕГО РАСПАД. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИИ

По данному вопросу мы консультировались с доцентом кафедры общеобразовательных дисциплин ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» Владимиром Алексеевичем Котеневым. Он пояснил нам, что большинство учителей области начинают изучение с истории России, т.к. с октября начинаются предметные олимпиады и большая часть заданий посвящена истории России. Прошлый учебный год и этот учебный год мы начали с изучения блока История России.

Четвертая особенность преподавания истории в школе в контексте утвержденного ИКС - хронологические рамки курсов. Наиболее кардинальные изменения отмечены при изучении материала в 7 классе, когда содержание Всеобщей истории (15-18 века), теперь необходимо разделить для изучения в 7 и 8 классах и при изучении Истории России. Скажу проще до 2015 года выпускник 9 класса получал весь объем знаний по истории, 10 и 11 классы –повторение основных событий истории.

Хронологические рамки курсов

Всеобщая история (период, подлежащий к изучению в соответствии с требованиями ИКС)

История России (период, подлежащий изучению в соответствии с требованиями ИКС)

5 класс

История Древнего мира

Народы и государства на территории нашей страны в древности (этот материал допускается изучить в VI классе)

6 класс

История средних веков

VI – XV вв.

От древней Руси к Российскому государству VIII – XV вв. (до 1505 года)

7 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI – XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции

Россия в XVI – XVII вв. (с 1505-1682гг) до Петра Великого

8 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.

Россия в конце XVII − XVIII вв.

 (с 1682-1801гг)

9 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XIX– НАЧАЛО XX в. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны 

Российская империя в XIX – начале XX вв. (с 1801 до 1914года)

10 класс

История новейшего времени: мир в эпоху мировых войн (1914 – 1945 гг.)

Российская империя и советская Россия в период глобальных потрясений (1914-1945 гг.)

11 класс

История новейшего времени: «Холодная война» и «Современный мир»

 (1945 – по настоящее время)

СССР и его распад. Становление новой России. (1945года – по настоящее время)

Пятая особенность преподавания истории в школе в контексте утвержденного ИКС - реализация культурно-антропологического подхода, запрос к учителю на применение новых подходов, педагогических технологий, методических приемов.

        При работе с терминами эффективны : 

-задания на работу с несколькими персоналиями, понятиями, терминами

- на определение лишнего понятия, общее понятие или термин,

- задания на группировку персоналий, понятий, терминов по определенным критериям и т. - интересны и полезны здесь будут задания на составление интеллект-карт, кластеров, синквейнов.

При работе с текстом эффективны задания на:

- анализ (смысл) текста,

- написание мини-сочинений,

- составление темы и плана текста,

- критериальное оценивание текста (сочинения),

- сопоставление текстов.

- работа с разными источниками информации: текстами, иллюстрациями, фотографиями, картами, аудиоинформацией, видеоинформацией, графиками, таблицами и др.

Шестая особенность преподавания истории в школе в контексте утвержденного ИКС- учебник как навигатор. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, рубрики «Подведем итоги», «Историки спорят», «Думаем, сравниваем, размышляем», «Изучаем документ» побуждают школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. Особое внимание уделяется самостоятельной работе и проектная деятельности обучающихся, изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России, усилена патриотическая составляющая курса, что в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Седьмая особенность преподавания истории в школе в контексте утвержденного ИКС - перечень «трудных вопросов истории», вызывающие острые дискуссии в обществе. 20 вопросов по истории составлены с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Мы учителя-предметники обращаем особое внимание именно на эти вопросы истории при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Пользуясь предоставленной возможностью я хочу поздравить всех присутствующих в этом зале с Новым годом и Рождеством Христовым, желаю крепкого здоровья, семейного  благополучия, талантливых учеников.

Пока народ помнит о своих древних корнях, чтит традиции своих великих предков, сохраняет свою древнюю культуру и символы, до того времени народ жив и будет жить.

Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта» Учитель истории и обществознания Меньших Т.Т.

Слайд 2

ИКС направлен : Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Каждый раздел ИКС снабжен перечнем основных исторических источников.

Слайд 3

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего : из учебной программы курса , учебника , хрестоматии, книг для учителя, справочников, рабочих тетрадей, комплекта карт, электронных приложений .

Слайд 4

Л инейная система изучения истории Класс Изучаемый период истории России в соответствии с линейной системой в 2018/2019 учебном году Задействованный в учебном процессе УМК В 6-8 классах в 2018/2019 учебном году курс истории России изучается на основе новых УМК и в соответствии с обновленной периодизацией. 9 класс 1801 – 1914 гг. В случае, если учитель принимает решение организовать образовательный процесс на основе имеющегося УМК, построенного по концентрической системе, то необходимо иметь в виду, что в таком случае, скорее всего, ему придется поочередно использовать учебники для 8 и 9 классов. Дело в том, что в УМК разных издательств материал по второй половине XIX в. и началу XX в. (до 1914 г.) может находиться как в рамках одного учебника (для 8 класса), так и быть разбит между 8 и 9 классами. На основе нового УМК для 9 класса. В качестве временной меры в 2018/2019 учебном году допускается использование имеющихся УМК для 8 и (или) 9 классов, соответствующих концентрической системе преподавания истории. 10 класс 1914 – 1945 гг. Подлежащий изучению период охватывает время с момента начала Первой мировой войны (1 августа 1914 г.) и до окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 г.). Если учитель планирует организовать изучение предмета на основе имеющегося УМК, построенного по концентрической системе, то необходимо выбирать учебник для 11 класса. В качестве временной меры в 2018/2019 учебном году в образовательном процессе допускается использование учебника для 9 класса, 10-но только как дополнительной учебной литературы. На основе нового УМК для 10 класса. В качестве временной меры в 2018/2019 учебном году допускается использование имеющихся УМК для 11 класса, соответствующих концентрической системе преподавания истории. 11 класс 1945 – по настоящее время Если учитель выбирает вариант, основанный на организации учебного процесса с использованием УМК, соответствующего концентрическому подходу, то опять же необходимо выбирать учебник для 11 класса. В качестве временной меры в 2019/2020 учебном году в образовательном процессе допускается использование учебника для 9 класса, но только как дополнительной учебной литературы. Все документы, сопровождающие преподавание истории, включая рабочую программу, разрабатываются с учетом УМК для 11 класса. В случае использования УМК, построенного по концентрической системе учителю необходимо ориентировать учащихся на углубленное изучение ряда тем, в первую очередь, выходящих на перечень «трудных вопросов истории России», включенный в Концепцию нового УМК по отечественной истории и Историко-культурный стандарт (далее – ИКС). На основе нового УМК для 10 класса. В качестве временной меры в 2019/2020 учебном году допускается использование имеющихся УМК для 11 класса, соответствующих концентрической системе преподавания истории.

Слайд 5

обеспечение учебниками.

Слайд 6

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России Всеобщая история (период, подлежащий к изучению в соответствии с требованиями ИКС) История России (период, подлежащий изучению в соответствии с требованиями ИКС) 5 класс ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Народы и государства на территории нашей страны в древности (этот материал допускается изучить в VI классе) 6 класс ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI – XV вв. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII – XV вв. 7 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI – XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ 8 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII − XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ 9 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XIX – НАЧАЛО XX в. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 10 класс ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: МИР В ЭПОХУ МИРОВЫХ ВОЙН (1914 – 1945 гг.) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ 11 класс ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И СОВРЕМЕННЫЙ МИР (1945 – по настоящее время) СССР И ЕГО РАСПАД. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИИ

Слайд 7

Хронологические рамки курсов Всеобщая история (период, подлежащий к изучению в соответствии с требованиями ИКС) История России (период, подлежащий изучению в соответствии с требованиями ИКС) 5 класс История Древнего мира Народы и государства на территории нашей страны в древности (этот материал допускается изучить в VI классе) 6 класс История средних веков VI – XV вв. От древней Руси к Российскому государству VIII – XV вв. (до 1505 года) 7 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI – XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Россия в XVI – XVII вв. (с 1505-1682гг) до Петра Великого 8 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в. Россия в конце XVII − XVIII вв. (с 1682-1801гг) 9 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XIX – НАЧАЛО XX в. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны Российская империя в XIX – начале XX вв. (до 1914года) 10 класс История новейшего времени: мир в эпоху мировых войн (1914 – 1945 гг.) Российская империя и советская Россия в период глобальных потрясений (1914-1945 гг.) 11 класс История новейшего времени: «Холодная война» и «Современный мир» (1945 – по настоящее время) СССР и его распад. Становление новой России. (1945года – по настоящее время)

Слайд 8

Концептуальные основы историко-культурного стандарта Культурно-антропологический подход. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

Слайд 10

образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде; причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель; роль Ивана IV Грозного в российской истории; попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Особенности преподавания истории в современной школе

Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории...

Выступление на методическом объединении общеобразовательных дисциплин ТЕМА: «Особенности преподавания истории в СПО»

Среднее профессиональное образование в нашей стране  имеет большой опыт подготовки специалистов среднего звена. Произошли изменения в содержании образования, сменились методические ориентиры...