"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
статья по теме

Букетова Галина Аркадьевна

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики с большими пробелами в знаниях.Ориентируясь на это,  я считаю своей  основной педагогической  задачей поиск и реализацию  новых форм работы с обучающимися для формирования познавательной учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoben.pre_.is_.i_obshch.v_usl.ispr_.kolonii.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Управление образования администрации городского округа

 «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4

 городского округа «Город Йошкар-Ола».

«Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии».

(выступление на педсовете)

Подготовила и  выступила:

                                                                   Шолнерова Г.А.,

                                                                      учитель истории и

                                                                    обществознания.

Йошкар-Ола

2012

                                                                       

                                                               

                                                                  «Тюрьма дело окаянное

                                                                                   и работать в ней должны,

                                                                                   люди твёрдые , но добрые

                                                                                   и весёлые».

                                                                                                 Пётр Великий

         В  нашей стране наряду с дневными школами существуют и  вечерние  общеобразовательные школы, которые действуют  при  исправительных колониях. Общеобразовательные школы при исправительных колониях   тюрьмах всегда  составляли особенное звено системы вечернего образования. УИК РФ устанавливает обязательное получение  основного общего образования осужденными,не достигших возраста 30 лет. Поэтому в вечерней школе при исправительной колонии, в соответствии с законодательством, обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет, но имеется небольшое количество обучающихся старше 30 лет, которые решили посещать школу по собственному желанию. На 1 ноября  2012 года в  учреждения УИС России функционируют: 319 вечерних общеобразовательных школ, 549  учебно-консультационных пунктов, 339  профессионально-технических училищ, 8 учреждений высшего профессионального образования. В ИК-6 отбывают наказания 790 чел., из них 131 чел.- обучающиеся ВСШ №4 (17%).

          Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно. Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника. По статистическим данным в учреждениях УИС содержится 708,3  тыс.  человек, на содержание которых государство тратит 33 тыс.руб. в год. Примерно  70 % освободившихся из мест лишения свободы вновь совершают преступления и возвращаются обратно в колонии. Школы доставляют администрации колонии много неудобств : заключенные вынуждены  отвлекаться от работы,необходимо обеспечение охраны педагогического состава,  требуется финансовое обеспечение школ. Закрытие школ избавило бы администрацию исправительной колонии  от дополнительных  неудобств.

Другие   считают, что   осужденные должны получать  образование. Школа , по их мнению,  это учреждение,где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация  оступившейся молодежи и  осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация – это повторная социализация, в ходе которой меняются установки,цели,нормы и ценности индивида. Отсутствие  образования  очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».

          Вечерние школы в исправительных колониях действуют, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей данных школ.

 К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности  криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных  на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Сложившийся криминальный порядок разделяется всеми осужденными,  который является в колонии единственной гарантией физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего  некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия  в школе. Например, обучающийся К., в течение  2-х лет  учился, не пропускал занятия в школе,  отличался от основной массы хорошей  степенью восприятия материала и воспроизведения и вполне  заслуживал оценки «хорошо». Но на третьем году, с помещением данного учащегося в 10-й отряд (СУС –строгие условия содержания) он перестал выходить на занятия в школу.

Возникают и  трудности, связанные с  режимными условиями исправительной колонии : отсутствуют условия для  выполнения домашней работы ; за нарушение правил внутреннего порядка обучающиеся-осужденные  нередко  изолируются на определенный срок  в связи с помещением их на год в  строгий отряд (СУС) , на меньшие сроки  - в штрафной изолятор(ШИЗО),  помещение камерного типа (ПКТ) ; отрывает от учебного процесса их и посменная работа в промышленной зоне,работа  в столовой.

Для заключенного важную роль и играют  мелкие бытовые неудобства, которые в обыденной жизни просто не возникают. Например, отсутствие возможности покурить,  попить чай могут стать причиной отказа посещать школу или отказа выполнять задания на уроке.

           Примитивный  уровень знаний, элементарных  правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе.  Дефицит знаний таков, что многие  обучающиеся не могут понять смысл написанного. Искажение морали  громадное : высшей ценностью для большей части осужденных выступает материальный достаток, достигать которого они согласны любыми путями. Многие привыкли «зарабатывать» по несколько  тысяч рублей в день, занимаясь сбытом наркотиков или другими противоправными действиями и им очень сложно заставить себя «встать за станок».

         Учителя, работающие в исправительной колонии,  ограничены в  возможностях стимулирования учащихся. Меры поощрения (дополнительное свидание с родственниками,дополнительная передача продуктов питания) оказывают на осужденных,как правило, положительное воздействие. Более того, они очень болезненно реагируют, когда администрация колонии без внимания относится к их учебным успехам. Успехи в школе, как правило, не являются  для администрации основанием для поощрения обучающихся, что приводит к  формированию негативного отношения к учёбе.

 Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена  на  поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной          мотивации к обучению. В  условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут  ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.

 К примеру, осужденный В. сказал однажды: «Если бы в моей школе были такие  добрые учителя, то я бы никогда не бросил школу». Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки,-  вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного  в каждом  человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося – является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся к работе на уроках и внеклассных мероприятиях.

Общественные дисциплины, такие как история и обществознания, вызывают неодинаковый интерес у осужденных. Обществознание, в большинстве случаев, тяжело воспринимается обучающимися, из-за непонимания смысла  терминов и их значения.История,как школьный предмет, воспринимается положительно. Восприятие истории осужденными специфическое,  которое  основывается   на  когда-то просмотренных художественных фильмах, тюремном анекдоте, услышанной   песне. Восприятие  это буквальное, не подвергаемое сомнению. Например : обучающиеся-заключенные уверены в том, что Екатерина II продала     Аляску ;Столыпин  виноват в том, что появились  вагоны для перевозки  заключенных ; Ленин – немецкий шпион и т.д. Таким образом, работа учителя истории направлена  на достижение обучающимися объективного  восприятия истории, развитие навыков мыслительной деятельности, раскрытие и исправление логических ошибок.

Достижение результата возможно только при следовании определенным педагогическим и предметным принципам: принципа природосообразности       (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения);  принципа  гуманизации  ( педагогический процесс стоится на полном признании прав воспитанника и уважения к нему); принципа толерантности (принятие ученика таким, каков он есть.) Следование этим педагогическим принципам позволяет создать условия  для развития межличностных отношений учитель-ученик на основе доверия, сотрудничества.

 Для  получения  положительного результата в процессе познания  истории и обществознания в исправительной колонии   используются различные методы осуществления учебно-познавательной учебной деятельности  :  словесный метод    (рассказ, лекция, беседа); наглядный метод (  метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий – плакатов, карт, картин, портретов; метод демонстраций – показ кинофильмов, документальных фильмов); проблемно-поисковый метод ( создание проблемной ситуации , высказывание учениками предположений о путях разрешения проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения  проблемной ситуации.); метод самостоятельной работы (работа со школьным учебником , справочной и другой литературой).

         Для успешного решения  общеобразовательных и воспитательных задач  используются   направления педагогической работы,такие как :  коррекция имеющихся знаний, практическая работа по развитию образного мышления, работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.

 При работе с осужденными использую различные педагогические технологии. Использую те технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а утверждают ценность и достоинство человека.

Технология дифференцированного обучения  в условиях исправительной колонии   успешно применяется в работе с осужденными.  Критериями для дифференциации в работе с осужденными являются:умственное развитие ( способные, учащиеся с ЗПР) ; личностно-психологический тип ( тип мышления ,темперамент). Результаты исследований показывают, что преступники отличаются по ряду параметров от законопослушных граждан. Более того, можно выделить психологические типы, которые среди преступников встречаются чаще, чем у законопослушных граждан. Различные категории преступников имеют достоверные отличия друг от друга по ряду психологических параметров и поэтому требуют    индивидуализированного психолого-педагогического,дифференцированного подхода. Дифференцированный подход – необходимо условия в работе с осужденными. Индивидуальная работа как система имеет своей целью разрушению ошибочных взглядов обучающихся-осужденных, укрепить в них веру в себя. Стараюсь убедить учеников, что человек –  сам кузнец своего счастья и возможности его в этом безграничны. Дифференцированный подход  затрагивает  и различные звенья учебного процесса : это и планирование урока, и сам урок, и  групповая и индивидуальная работа, и проверка знаний.

         Нашла своё применение и технология проблемного обучения. Ученики участвуют в решении различных проблемных задач.  Для привлечения решения выдвигаемых на уроке проблем  используется подготовленные заранее система вопросов, учебный  или художественный фильм. Ученики нередко  проявляют самостоятельность и оригинальность.

 Некоторые методологические приёмы технологии критического мышления также успешно применяю в работе с осужденными. Данная технология, её использование, позволяет с учетом как своей точки зрения, так и других мнений , позволяет отказаться от собственных предубеждений.   Искусственное создание стрессовых ситуаций в виде специальной подборки заданий, которые по причине кажущейся, по мнению осужденных, невыполнимыми требуют максимального напряжения. Невыполнимость, по их первоначальному восприятию заключается в том, что для успешного выполнения работы требуется пересмотр внутренних установок, собственных ценностей.  При изучении различных разделов  по истории и обществознания  подходят такие  педагогические приёмы: «лекция со стопами» (после определенной   смысловой части лекции делается остановка – «стоп», во время которого идёт  коллективное обсуждение проблемного вопроса), «синквейн» (творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк).

          Некоторые инновационные процессы в школе приживаются, вызывают интерес обучающихся-осужденных, но, учитывая указанные выше специфический контингент обучающихся, положительные результаты  в обучении, возможно проявятся в будущем. Средний бал по предмету едва превышает «тройку». Отношение обучающихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно.

Первоочередной и наиболее важной целью исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является исправление осужденных, которое подразумевает формирование у них уважительного отношения к людям, готовность и способность вести правопослушный образ жизни ( ст. 9 УИК РФ). По данным МВД, из выпускников школ при ИК вновь попадают в места лишения свободы лишь одна треть отбывших срок наказания в  исправительной колонии.

Изучение истории и обществознания осужденными позволяет им получать или видоизменять уже имеющиеся представления об устройстве общества, роли правовых традиций и норм,  ценностях общества.  Формирование нравственного человека – главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные задачи, поэтому педагогический процесс рассматривается как  одно из средств  исправления и перевоспитания осужденных.Работа учителя направлена  на то, чтобы осужденный  вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции.

 Конечный педагогический результат в преподавании истории и обществознания в вечерней школе при исправительной колонии можно сформулировать высказыванием философа Г.С.Батищева :  «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне. Но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность. И исключительно через механизм этой его собственной деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе...

Презентация "Введение ФГОС второго поколения в преподавании истории и обществознания в основной школе"

Наглядная демонстрация изменений в преподавании в основной школе, связанных с введением ФГОС....

Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска

Как бы работа не велась в УКП, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.         К числу таких трудностей относится о...

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО...

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность которой выражается в переориентации системы обр...

Лекция «ИКТ технологии в преподавании истории и обществознания в основной школе», 17.03.2016г.

Лекция для слушателей курсов повышения квалификации  в ИРО и ПК на тему: «ИКТ технологии в преподавании истории и обществознания в основной школе», 17.03.2016г....