«Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко- культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе».
статья по истории (10 класс) на тему

Реализация требований ИКСа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Усиление  межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко- культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе».

Концепция перехода на новую структуру общего исторического образования определяется возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Ключевая задача концепции  отечественной истории - обеспечить научно-исторические и методические условия для формирования российской национально-гражданской идентичности российской молодежи, школьников и студентов. Историко-культурный стандарт,  содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.       Историко-культурный стандарт разработан Российским историческим обществом по поручению Президента России В.В. Путина. Над текстом стандарта работали ведущие ученые России. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма школьников, развитие компетенций учащихся общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.

Успешная реализация Концепции возможна при условии проведения в общеобразовательной организации комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического учебно-информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами, как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных организаций. Изучение истории в настоящее время идет асинхронно с некоторыми из значимых предметов.

Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. При всей внешней схожести ситуация у нас - принципиально иная. Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически - большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. С неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. С громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве.

С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах - и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не означает, что проблема снята.

Однако даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабело, Россия не исчезла. Произошло то, о чем Василий Ключевский говорил применительно к первой русской Смуте: «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, страна была спасена нравственной волей народа».

И, кстати, наш праздник 4 ноября - День народного единства, который некоторые поверхностно называют «днем победы над поляками», на самом деле - это «день победы над собой», над внутренней враждой и распрями, когда сословия, народности осознали себя единой общностью - одним народом. Мы по праву можем считать этот праздник днем рождения нашей гражданской нации.

Историческая Россия - не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе - мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки. Как и этнические татары, евреи, белорусы...

В одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов «Слово о законе и благодати» отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства перед Богом. А в «Повести временных лет» так описан многонациональный характер древнерусского государства: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане... А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы - эти говорят на своих языках...»

Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину... всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».

Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России - под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о «расовой чистоте», о необходимости «завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа». Чтобы, в конечном счете - заставить людей своими руками уничтожать собственную Родину.

Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях. Однако если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность. И мы должны понимать, какие далеко идущие последствия может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к людям иной культуры и иной веры.

Гражданский мир и межнациональное согласие - это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. И нельзя заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивания выгод и затрат. Такие «расчеты» работают до момента кризиса. А в момент кризиса начинают действовать в обратном направлении.

Уверенность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опирается на нашу культуру, историю, тип идентичности.

Можно вспомнить, что многие граждане СССР, оказавшиеся за рубежом, называли себя русскими. Причем сами считали себя таковыми независимо от этнической принадлежности. Интересен и тот факт, что этнические русские нигде и никогда, ни в какой эмиграции не составляли устойчивых национальных диаспор, хотя и численно, и качественно были представлены весьма значительно. Потому что в нашей идентичности - другой культурный код.

Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар... Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.

Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь.

Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь, речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.

На уроках русского языка следует выявлять место и роль русского языка в прошлом, настоящем и будущем России; нравственные ценности русского народа, нашедшие отражение в языке. При изучении литературы необходимо обеспечить определенную синхронность курсов истории и литературы на уровне IX—X классов, добиться того, чтобы литературные образы были историчны, а исторические — художественны. Изучая русскую литературу, следует обращать внимание на:

— роль русской литературы в художественной культуре народов России, в мировой художественной культуре;

— исторические условия становления различных жанров отечественной литературы и создания выдающихся произведений, отражающих колорит эпохи;

— описание природы, жизни людей, их занятий и быта в различные исторические периоды.

на уроках русского языка следует выявлять место и роль русского языка в прошлом, настоящем и будущем России; нравственные ценности русского народа, нашедшие отражение в языке.

При изучении литературы необходимо обеспечить определенную синхронность курсов истории и литературы на уровне IX—X классов, добиться того, чтобы литературные образы были историчны, а исторические — художественны. Изучая русскую литературу, следует обращать внимание на:

— роль русской литературы в художественной культуре народов России, в мировой художественной культуре;

— исторические условия становления различных жанров отечественной литературы и создания выдающихся произведений, отражающих колорит эпохи;

— описание природы, жизни людей, их занятий и быта в различные исторические периоды.

Примеры реализации межпредметных связей на уроках истории и литературы:

1.Николаевская Россия -  Гоголь «Ревизор».

2.Культура начала 20века.- Поэты серебряного века        

3. Смутное время.   -         Пушкин «Борис Годунов»

4. Отечественная война 1812 года        .- Толстой «Война и мир»

5. Октябрь 1917.         -             Бунин «Окаянные дни»

6.Гражданская война.  -        Пастернак «Доктор Живаго», Шолохов «Тихий Дон.

История, как предмет всегда оставалась инструментом власти. Но в данном случае, она несет благородную цель. Мы , учителя истории и литературы, формируем из урока в урок-россиянина. В будущем, представителя сильного государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мобильное электронное образование: переход на историко-культурный стандарт"

В данном материале представлена методика использрвания контента МЭО при переходе на историко-культурный стандарт....

Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта

Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...

Роль краеведения в реализации историко-культурного стандарта

Аннотация: Автор статьи проанализировала содержание историко-культурного стандарта по истории России и соответствующие учебники по истории России издательства «Дрофа и сделала вывод, что м...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно ...

Методические рекомендации по реализации историко-культурного стандарта на уроках истории посредством проблемно-диалогической технологии

Культурно-антропологический подход направлен преимущественно на культурно-исторический материал. Вместе с тем он не возможен без более широкого теоретического контекста, объясняющего смысл, содержание...

Выступление по теме: «Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта»

С целью повышения качества школьного исторического образования в 2013-2014 гг. по поручению Президента РФ была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной ...

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и требований историко-культурного стандарта

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по истории.Методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в св...