Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий
статья по истории (11 класс) по теме

Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogdanova_n.a.-statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий»

       Сегодня современная школа стоит на пороге абсолютно нового для нашей страны явления - тотального вхождения в жизнь школ информационных технологий.  Информатизация образования является велением времени.

      Принципиальное изменение содержание образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, интереса к истории. Решение этой задачи осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего самостоятельную творческую активность, являющуюся необходимой для формирования познавательного интереса, ценностно-мотивационных установок учащихся к изучению истории. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов формирования познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и познавательных возможностей. Особое внимание обращается на взаимосвязь обучения, воспитания и развития, влияющих на повышение уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формирование комплекса устойчивых интересов.

       Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что проблема развития познавательного интереса учащихся при изучении истории в школе остается актуальной и в наши дни. Как свидетельствуют научные исследования и опыт преподавания, внимание обращается на поиск эффективных приемов и средств формирования познавательной самостоятельности учащихся. На первый план выдвигается работа с различными источниками знаний, использование различных форм учебных занятий, разнообразными педагогическими технологиями, позволяющих формировать самостоятельную социально-активную личность.

       Развитие познавательного интереса связано с овладением приемами учебной деятельности и соответствующими им учебными умениями. Это возможно только в процессе активной познавательной деятельности, направленной на усвоение основ исторической науки, развитие умственных способностей и приемов умственной деятельности. Овладение приемами учебной работы и приемами мыслительной деятельности позволяет ориентировать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, добывание знаний.

       Прошлое и настоящее вызывает большой интерес у учащихся. Учитель обучает школьников ориентироваться в растущем потоке информации, самостоятельно анализировать важнейшие события мировой политики.

       Система методов обучения определяется задачами обучения истории. Отсюда следует вывод, что основные методы обучения истории - это методы познания диалектики самого исторического процесса, а именно:

1.познания исторических фактов;

2.изучения хронологии;

3.изучения локальности исторических явлений;

4.формирования основных исторических понятий;

5.изучения причинно-следственных связей;

6.раскрытия закономерностей исторического развития.

С целью развития интереса, повышения активности, развития творческих способностей, формирования умений и навыков, самостоятельности учащихся в усвоении знаний в обучении направлена активность учителя.

Одним из условий влияющих на уровень активности учащихся является эмоциональность обучения: переживание, восхищение, которое испытывает ученик в процессе изучения темы.

Чтобы развивать познавательные интересы учащихся на уроках истории, учителю необходимо специально отбирать содержание материала, формы и методы, приемы и средства обучения для каждой темы.

Развитие познавательных интересов учащихся при изучении истории и обществознания на современном этапе невозможно без применения интерактивных технологий.

Огромные развивающие возможности дает применение компьютерных презентаций. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Внедрение этой деятельности позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: таблицы, изображения, анимацию, видео- и т.д., т.е. каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации.

К условиям выполнения презентаций относятся:

-анализ и системное представление текстов и связанных с ним изображений;

-работа с базой данных по определенной тематике;

-поиск способов представления различной информации для привлечения внимания во время проведения презентации.

Применение мультимедийных презентаций на уроках истории и обществознания вызывает большой интерес учащихся к предмету.

Мультимедийную презентацию может создать учитель к уроку, либо ученик в качестве проектной работы. Существует много возможностей демонстрации мультимедийной презентации и объяснения нового материала:

1.демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал;

2.на каждом компьютере ученик смотрит мультимедийную презентацию сам, слушая объяснения учителя;

3.ученик самостоятельно изучает материал во время демонстрации мультимедийной презентации на своем компьютере;

4.демонстрация материала, непосредственная работа с ним происходит с помощью проектора и интерактивной доски.

Возможности использования интерактивной доски очень велики: можно представлять и выделять определения, понятия, термины с помощью цветных маркеров, выделительных линий, показывать видеофрагменты, иллюстративный материал, карты, выделять необходимый фрагмент. Можно необходимый материал прикрыть на время «шторкой».

Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.

Компьютерная презентация развивает у учащихся познавательный интерес к истории и обществознания, так как:

-за короткий срок ребята могут познакомиться с большим объемом информации (демонстрация картин и рисунков требовала бы много времени);

-нацеливает учащихся на ведение общих проблем, которые могут быть переданы через конкретные факты из истории и культуры, что способствует активному включению учащихся в постижение информационного пространства;

-постигают информационное общение на основе лично отобранных материалов (тексты, рисунки, фотографии и т.д.);

-приводит к развитию мышления, так как каждый слайд несет конкретную информацию и является частью определенной системы;

-обеспечивает необходимость внимательного восприятия информации с экрана монитора;

-усиливает стремление к отбору и систематизации информации;

-повышает интерес не только к работе с компьютером, но и изучению предмета;

-помогают школьникам понимать не только смысл представленной информации, но и разнообразные связи этой информации с другими фактами.

Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения.

Повышать качество знаний учащихся немыслимо без педагогического правильного проведения контроля за учебной деятельностью учащихся – важного этапа процесса обучения.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков являются не только определителем уровня усвоения материала, они организуют интерес учащихся по усвоению новых знаний и систематизируют их.

Оценка знаний оказывает на учащихся моральное воздействие. На уроках можно применять разнообразные виды проверки:

-предварительная - для устранения пробелов в знаниях, актуализации имеющихся у учащихся знаний;

-текущая - помогает своевременно установить успехи и недостатки в усвоении материала. Текущая проверка имеет различные формы и способы: проведения письменных контрольных работ, устный опрос, тестирование и т.д.

К настоящему времени в школьной практике проверки знаний сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная контрольная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учеников, отнимающий значительный объем драгоценного времени от  урока. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.

Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно  часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

Итоговую проверку знаний по изучению курса за год или полугодие так же целесообразно проводить с помощью компьютера.

В процессе подготовки итоговой проверки происходит систематизация, углубление, обобщение знаний по всей программе.

Мой педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых технологий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Опыт нескольких последних лет использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, позволил выделить следующие положительные моменты:

1.устранена возможность подсказок и списывания;

2.повысилась объективность оценки знаний;

3.преподаватель освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

Особенно перспективно использование компьютерного тестирования в дистанционном образовании и как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся.

Педагогически правильно организованные проверка и оценка знаний, умений, является мощным средством воспитания учащихся. При этом успешно формируются такие важные нравственные качества, как добросовестное отношение к своей работе, чувство ответственности за результаты труда, активность, дисциплинированность в выполнении задания.

Все выше перечисленное является результатом развития познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания.

                                                                Богданова Н.А.

                                               Учитель истории и обществознания

                                                          I квалификационной категории

                                                          МАОУ «СОШ №2» г.Лениногорск РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории

 Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение ...

Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания.

В материале раскрываются технологии нетрадиционного обучения...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

:: «Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках обществознания ,истории и краеведения

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования&raq...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...