Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Дзидзадзе Елена Анатольевна

урок в 5 классе по теме "Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей"

Урок разработан с учётом современных требований ФГОС, планируются предметные, метапредметные и личностные результаты урока. 

Создаются проблемые ситуации, используются занимательные задания. Прилагается презентация к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

история

Технологическая карта урока № 15

Тема урока: Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей

Тип урока: изучения нового материала

Задачи урока:

  1. Сформировать представления  обучающихся о процессе  возникновения религии и искусства в первобытном обществе.
  2. Начать формировать у обучающихся интерес и позитивное отношение к искусству.

Планируемые результаты урока

Предметные

  1. Формулировать отличительные признаки религии и искусства
  2. Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись
  3. Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе
  4. Понимать значение религии и искусства в жизни людей

Метапредметные

  1. Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке
  2. Осваивать навыки решения творческих задач
  3. Создавать рассказ о произведении по памятке

Личностные

  1. Понимать значение культурного наследия древних людей
  2. Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе

Ресурсы урока: учебник Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванана История Древнего  мира Москва «Вентана-Граф» 2009; Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древноего мира: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011;Уколова И.Е. История Древнего мира. Рабочая тетрадь 5 класс, Москва «Просвещение» 2011;Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, часть 1, Москва, «Баланс» 2012 . Презентация по теме.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

- Ребята, давайте составим рассказ на тему «Борьба за существование научила людей всему»

Что для этого следует вспомнить?













Одному из учеников предлагается рассказать по плану


Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему?



Вывод: для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним. Что необходимо было создать для этого?


Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

 Тема урока формулируется на доске, слайд презентации.











Вместе с учениками составляется план ответа:


1. как изменился климат Земли примерно сто тысяч лет назад? Как изменился животный мир?

1.какие приспособления для охоты придумали и использовали древние люди?

2.Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от  холода?

3. Как они изготавливали одежду?

4.какие приспособления древних людей облегчали передвижения по снегу и воде?



 Ученик рассказывает о жизни первобытного человека


Ученики высказывают своё мнение. Большинство считает, что не хотят жить в первобытности, т.к. там страшно.


Ученики называют: необходимо было создать науку, религию, искусство.



Формулируется тема урока «Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей»

  1. Организация познавательной деятельности учащихся

  1. 1.Демонстрируется видео, изображающее шаманский обряд исцеления.
  2. Детям задаётся вопрос: Представьте что мы этнографы, оказавшиеся на древнем шаманском обряде. Что здесь происходит?


  1. Демонстрируется слайд с изображение черепа древнего человека, которому была проведена трепанация черепа.




  1. Учитель делает вывод о появлении первых научных знаний.


  1. 2.Учитель напоминает ученикам, как опасна была жизнь первобытного человека, и как зависела она от сил природы. Что создал человек, для того, чтобы привлечь природу на свою сторону, сделать её своим союзником?
  2. Дополнительное задание 2-м ученикам: придумайте миф, который объяснял бы какое-либо вяление природы (дождь, восход и закат солнца, ветер и т.п.)



Для формулирования, что такое религия предлагается задание: рассмотри схему в презентации и с помощью стрелок укажи отличительные признаки религии.


                


                                                



                                                                                         











Докажем, что у древних людей действительно существовали религиозные верования. Для этого в тексте параграфа на с.17-18 найдём проявления названных нами признаков религии и составим таблицу.


















  1. Таким образом появлялись мифы и у древних людей.






  1. 3.Учитель предлагает вернуться к схеме и определить, какое понятие  объединяет те квадратики, которые не были задействованы при определении признаков религии.


  1. Учитель делает вывод, что вместе с религиозными верованиями рождаются и первые произведения искусства.


Демонстрируется фрагмент фильма о пещере Ласко в Испании. Затем показывают слайды презентации, изображающие лучшие произведения первобытных авторов эпохи каменного века.

Учитель предлагает полюбоваться этими произведениями. В ходе беседы выясняется  какие произведения относят к живописи, какие  -- к скульптуре.


О чём рассказывают данные произведения?

Рассмотрим произведение древнего автора (сцена охоты из пещеры Ласко)

Составим рассказ о нём.











  1. Почему рисунки древних людей находились в самых отдалённых уголках пещеры?
  2. Можно ли назвать первобытных художников великими мастерами?

Учитель предлагает сравнить картины написанные учениками и картины первобытных людей. (На предыдущем уроке в качестве задания по выбору было предложено нарисовать древних животных: мамонта, оленя, зубра. При этом следовало пользоваться только несколькими цветами: красным, коричневым, жёлтым)




  1. Ученики отвечают, что вероятно перед ними обряд исцеления.

    Дети предполагают, что перед ними череп со следами операции
  2. Делают вывод: Древние люди могли исцелять друг друга при помощи трав, заклинаний, делали даже операции. Было положено начало развитию медицины.


  1. Ученики говорят, что в этот момент появляется религия.








Один обучающийся работает с интерактивной доской и соединяет стрелками нужные квадратики с понятие религия.

Формулируется понятие религия и его признаки


















Ученики составляют таблицу:



Признаки религии

Доказательства того, что религия была у первобытных людей

Вера в сверхъестественные силы, богов, духов

Люди считали, что природные явления - результат деятельности богов

Вера в существование души

Захоронения доказывают, что люди верили в загробную жизнь

Вера в чудеса

Считали, что шаманы могли творить чудеса

Религиозные обряды

Магические обряды, чтобы была удачная охота, использование амулетов


Ученики, получившие дополнительное задание рассказывают свой миф.


Вывод: у первобытных людей были религиозные представления.



Ученики называют понятие «Искусство»














  1. Ученики выполняю задание: составляют рассказ по памятке:

Памятка

1. Автор и время создания

2. Что изображено на наскальной картине?

3. Кто является главными персонажами картины и что  (кто) их окружает?

4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение?

5.С какой целью эта картина была создана?

6. Какие знания о животных помогали людям охотится?


Ученики предполагают связь искусства с религиозными верованиями.



Ученики делают вывод о том, какими великими мастерами были древние люди.














  1. Подведение итогов урока

  1. На данном этапе урока  формулируются основные понятия .

Мифы, скульптура, живопись.

Формулируются основные выводы урока (используются выводы на с.20-21)

  1. Спрашивает, над какими умениями работали на уроке

  1. Оценивают результаты работы на уроке


  1. Высказывают и обосновывают свое мнение


  1. Определяют личностный смысл изучения темы

Диагностика достижения планируемых результатов: вопрос 1-4 к параграфу 3

Творческие дополнительные задания: разгадать кроссворд, предоставленный учителем

литературные, музыкальные                скульптурные произведения

вера в сверхъестественные силы

религия

вера людей в чудеса (сверхъестественные явления)

(

вера существование души

творчество людей

создание художественных образов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План Как изменился климат Земли примерно 100 тысяч лет назад? Как изменился животный мир? 2. Какие приспособления для охоты придумали и использовали древние люди? Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода? Как они изготавливали одежду? 5. Какие приспособления древних людей облегчали передвижения по снегу и воде? Борьба за существование научила людей всему

Слайд 2

Борьба за существование научила людей всему

Слайд 3

Выберите главное, расставьте эти позиции по мене убывания важности. необходимы знания об окружающем мире необходимо крепкое здоровье и помощь врачей необходимо чувствовать себя в безопасности перед силами природы необходимо жить в мире красивых вещей Что необходимо человеку для жизни

Слайд 4

Зарождение науки, искусства и религиозных веровани й

Слайд 5

I .Человеку необходимо крепкое здоровье и помощь врачей Вывод. Древние люди моги исцелять друг друга при помощи трав, действий шаманов, делали даже операции

Слайд 6

II . Необходимо чувствовать себя в безопасности перед силами природы Литературные, музыкальные, скульптурные произведения Творчество людей Вера людей в чудеса (сверхъестественные явления) Вера в существование души религия Создание художественных образов Вера в сверхъестественные силы

Слайд 7

Признаки религии Доказательства того, что эти признаки существовали у первобытных людей Вера в сверхъестественные силы, богов, духов ( что такое природные явления, почему они существуют? Рождение мифов) 2. Вера в существование души ( Какие факты говорят о том, что первобытные люди верили в загробну 3. Вера в чудеса (кто мог творить чудеса?) 4. Религиозные обряды (какие и для чего существовали?) II .Религиозные верования у первобытных людей

Слайд 8

Признаки религии Доказательства того, что эти признаки существовали у первобытных людей Вера в сверхъестественные силы, богов, духов ( что такое природные явления, почему они существуют?) Люди считали, что природные явления - результат деятельности богов 2. Вера в существование души ( Какие факты говорят о том, что первобытные люди верили в загробную жизнь?) Захоронения доказывают, что люди верили в загробную жизнь 3. Вера в чудеса (кто мог творить чудеса?) Считали, что шаманы могли творить чудеса 4. Религиозные обряды (какие и для чего существовали?) Магические обряды, чтобы была удачная охота, использование амулетов II .Религиозные верования у первобытных людей

Слайд 9

Вывод У древних людей формируются первые религиозные представления, мифы, появляется вера в духов, богов.

Слайд 10

III . Зарождение искусства Литературные, музыкальные, скульптурные произведения Творчество людей Вера людей в чудеса (сверхъестественные явления) Вера в существование души религия Создание художественных образов Вера в сверхъестественные силы искусство

Слайд 11

План пещеры Ласко

Слайд 17

Расскажите об этом произведении Памятка 1. Автор и время создания 2. Что изображено на наскальной картине? 3. Кто является главными персонажами картины и что (кто) их окружает? 4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение? 5.С какой целью эта картина была создана? 6. Какие знания о животных помогали людям охотится?

Слайд 18

С. 20 Создание художественных образов с помощью красок Что такое живопись?

Слайд 19

Скульптура – создание объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки

Слайд 20

Стоунхендж –первое архитектурное сооружение древних Архитектура –вид искусства, строительство зданий, сооружений.

Слайд 21

Вывод Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями, научились строить сложные сооружения, используя для этого созданные ими меры расстояний.

Слайд 22

П.3 вопросы 1-4 устно Доп.задание по выбору 1) как люди приучили животных 2)как люди стали использовать металл Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"

Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И.  На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....

Возникновение искусства и религиозных верований

Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусст...

§3. Возникновение искусства и религиозных верований.

Разработка урока по истории Древнего мира в 5 класса по учебнику А.А. Вигасина....

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Возникновение искусства и религиозных верований

Урок истории в 5 классе на тему " Возникновение искусства и религиозных верований" Учебник Ф.А.Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс, М. « Русское слово» 2014...