«КАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Турсунова Мавлюда Тешабаевна

 

ПЛАН -  КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasty_v_drevney_indii.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ПЛАН -  КОНСПЕКТ

УРОКАИСТОРИИ

В 5 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА:

«кАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»

УЧИТЕЛЬ

ТУРСУНОВАМ.Т .

ДУШАНБЕ

                       2011 Г.

План – конспект  урока  истории в  5  классе

 Тема урока: «Касты в Древней Индии»

Цель урока: познакомить учащихся с кастовым делением индийского общества в древние времена для понимания  исторических процессов  развития Индии.

Обучающие: 

*характеристики кастового строя в Индии;

*Понимать, что деление общества на касты порождало социальное неравноправие.

*Уметь применять имеющиеся знания на практике.

Развивающие: развивать умение работать в группе, умение  работать сообща, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Воспитательные: формировать интерес к истории, воспитывать уважительное отношение к истории  Древней Индии, способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Методы ведения урока: беседа, ролевая игра, творческие задания группам, презентация, экспертиза,  рефлексия.

Оборудование урока: иллюстрации, интерактивная доска, презентация, карточки  с информационными текстами, фломастеры, музыкальное сопровождение.

Вид урока: изучение нового материала

Форма урока: ролевая игра

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Проблемная ситуация для ролевой игры.

Этап 2 Актуализация знаний.

2.

Групповая работа. Технология сотрудничества

Этап 3  Обучение работе в сотрудничестве.

3.

Здоровьесберегающие технологии. Физкультминутка.

Этап 6,8

4.

Ролевая игра: творческая работа, презентация.

Этап 5,7,10

5.

Рефлексия.

Этап 10.

6.

Индивидуальное домашнее задание.

Этап 15

Ход урока.

Деятельность учителя  

Деятельность учеников

Вре-  мя

1.Начало урока. Ученики садятся за столы по группам в соответствии с карточками, в которых указано их общественное положение.

Дети рассаживаются по группам.

1мин.

2.Актуализация знаний.

Учитель спрашивает учеников, поняли ли они принцип, по которым формировались группы. Если ученики  отвечают,  догадываясь, о чем идет речь, учитель спрашивает, что дети знают об индийских кастах, что хотели бы узнать .А если ученики не владеют материалом темы, учитель говорит, что мы виртуально находимся в Древней Индии и попали в разные слои общества. Чтобы понимать, что представляет  из себя та или иная группа людей, мы должны изучить материалы по теме  «Кастовый строй Древней Индии». Учитель предлагает исходя из ситуации игры решить, а зачем нам нужно знать устройство общества того времени. Дети отвечают. Учитель обращает внимание на то, что  на столе лежит задание с указанием страниц учебника, который вместе должны прочитать в каждой группе, а также на карточках есть дополнительный материал, который тоже надо изучить.

Ученики слушают учителя и выполняют его задания устно.

3 мин.

3. Инструктаж. Далее учитель инструктирует учеников. Он говорит, что каждая группа  должна представить свою касту, рассказав обо всех отличиях этой группы людей, сказав, откуда появились  эти люди, попробовать изобразить, как  эти люди ведут себя в обществе. Но так как мы разделены на пять групп, то должны соблюдать правила работы в них. Учитель через интерактивную доску знакомит с правилами. Он говорит, что на столе каждой группы лежат листочки с распечатанными правилами.

 Правила проведения игры:

1.С уважением относимся друг к другу.

2.Чтобы высказаться, поднимаем руку.

3.Не перебивай говорящего.

4.Свое мнение аргументируй.

5.Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.

Учитель просит также выбрать в группе старшего, который будет руководить работой группы.

Ученики слушают инструкцию  и выбирают старшего в группе.

2  мин.

4.Проведение словарной работы. Учитель опросит обратить внимание на словарные статьи, которые есть у каждой группы. Он предлагает задание: прочитать, что такое касты и сколько каст было в обществе Древней Индии. Дети читают и отвечают на вопросы учителя через  две минуты. На доске слайд 1 с записью  названий каст.

Ученики выполняют задание все вместе и    отвечают на вопросы устно.

3 мин.

5.Творческая работа в группах. Учитель говорит, что теперь предстоит самое главное задание: надо прочитать учебник ,информационную карточку( см в приложении) и подготовить ответ на вопросы.  Слайд 2.

1.Как  в представлении  индийцев появились люди вашей касты.

2.Какие обязанности они выполняли?

3.Чем отличался их внешний вид?

4. Чем отличались условия их жизни?

5.Какая каста была самая почитаемая и почему?

Ученики готовятся  по группам.

Ученики выполняют задание на заранее подготовленных листах.

10  мин.

6.Физкультминутка. Учитель предлагает перед тем ,как ученики будут рассказывать о своей  касте ,провести разминку ,чтобы немного снять усталость. Учитель: Давайте прогуляемся по индийским джунглям. Повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

2 мин.

7.Презентация групп. Учитель просит учеников выступить и рассказать о своей касте по предложенному плану. План ответа  проецируется на  доску. Учитель предлагает ученикам других групп задавать вопросы, но в сумме их может быть только три.

Представители групп презентуют свои задания. Ученики других групп могут задать вопросы, но не более трех от  всех групп.

15 мин.

8.Физкульминутка. Учитель предлагает полминуты посидеть в медитативной позе, послушав индийскую музыку для расслабления. Он  показывает, как сложить руки, выпрямить позвоночники слушать музыку.

 Ученики выполняют задания на снятие напряжения на уроке.

1 мин.

9. Подведение итогов урока. Учитель поразмышлять над некоторыми жизненными ситуациями, связанными с индийскими кастами. Нужно обсудить в группе и дать общий ответ.
1.В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами, Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

2.Любовь может вспыхнуть между разными по положению людьми. Что ,по-вашему ,будет ,если полюбят друг друга дочь брахмана и сын шудры?(если дети затрудняются ответить на этот вопрос, учитель рассказывает о жизни такого человека)

3.Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей? (ученики высказывают свои версии)

Ученики устно обсуждают в группах вопросы и отвечают на них, повторяя при этом изученный материал.

4 мин.

10.Рефлексия.Давайте завершим разговор по тем урока работой в группах. .Каждой группе предлагается кратко ответить на один из вопросов:

- Я запомнил(а), что..

- Я понял(а) ,что …

- Мне на уроке было …

А теперь ответьте только словами «да» или «нет»:

1.Всё население Индии делилось на 5 каст.

2.Высшей кастой была каста воинов.

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.

5.Земледельцы носили одежду белого цвета.

6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.

Ученики отвечают на вопросы учителя, осмысляя  результаты работы на уроке и свои личные результаты обучения.

4 мин.

11. Домашнее задание. Прочитать  параграф 21,стр.95-98,

Нарисуйте, из каких частей тела Брахмы появились в Индии касты.

Записывают задание в дневник.

1 мин.

Приложение

Карточка 1.

Брахманы – самая высшая каста Индии. Брахманы служат духовными наставниками, работают бухгалтерами и счетоводами, чиновниками, учителями, овладевают землями. Им не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. 
Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Он не вправе употреблять еду, приготовленную вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. Некоторые семьи брахманов не могут употреблять мясо. 
Представителям  самой  высшей  варны —  брахманам —приписывался  белый  цвет —  цвет  чистоты,  незапятнанности.  Брахманы выполняли  обязанности  жрецов  и  совершали  многочисленные  обряды, которым  в Древней Индии придавалось исключительно  важное  значение;

  они  считались  представителями  людей  перед  лицом  богов,  требовавших совершения  жертвоприношений  и  произнесения  заклинаний.  Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В  течение  многих  веков  эти  тексты,  будучи  еще  не  записанными,  хранились  исключительно  в  памяти  ученых  брахманов. Именно  поэтому

   каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали  его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед.


Карточка 2.

Кшатрии стоят сразу за брахманами в ритуальном отношении и их задача, в основном, вести бои, охранять родину. На сегодняшний день занятиями кшатрий являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях, и в войсках. Большинство кшатрий употребляют мясо, но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину ниже ее собственной касты.  Им приписывали красный цвет —  цвет  огня,  войны,  решительности  и  энергии.  Кшатрии  с  детства обучались  владеть  оружием,  управляться  с  конем  и  колесницей.  К  этой  варне обычно принадлежали правители государств.

Карточка3.

Вайшьи – слои, которые занимаются торговлей. Вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли. Третья  каста —  вайшью —  земледельцы  и  ремесленники, «народ».  Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать  в  мастерских,  а  также  торговать.  Среди  них  были  и  весьма состоятельные люди.


Карточка4.

Шудры – крестьянская каста. Они, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играют важную роль в решении социальных и политических вопросов некоторых районов. Шудры употребляют в пищу мясо, разрешено замужество вдов и разведенных женщин. Низшие шудры – это многочисленные подкасты, профессия которых носит сугубо специализированный характер. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, парикмахеров, музыкантов, кожевников (те, кто шьёт изделия из готовой - выделанной кожи), мясников, мусорщиков и многих других. .  Их  цвет —  черный.  Обязанность  шудр —  служить представителям  высших  варн. В отличие от брахманов, кшатриев  и  вайшью,  шудры  не  считались  потомками  древних  ариев-  завоевателей  и,  видимо,  были  потомками  покоренного  населения. 


Карточка5.

Неприкасаемые – заняты самыми грязными работами, чаще нищие или очень бедные люди. Они находятся за пределами индусского общества. Они занимаются уборкой мертвых животных с улиц и полей, туалетов, выделкой кож, чистят канализации, работают мусорщиками , прачками, нанимаются на самые тяжёлые работы в шахты, на стройки и т.п. Членам «неприсаемых» каст запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев, им даже запрещено наступать на тени других каст. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Чандалы  — «неприкасаемые»;  они  были  настолько  презираемы  в  обществе,  что запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не  оскверниться.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии

Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса.  В данной разработке в форме игры повторяется изученный  предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....

Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"

1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...

урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия

Тема : Древний  Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...

презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия

презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...

Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.

Конспект урока по истории в 5 классе, по учебнику Вигасин А.А. Годер Г.И. История древнего мира....

Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.

Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...

Презентация к уроку "Касты Древней Индии", 5 класс

Презентация к уроку "Касты Древней Индии", 5 класс...