Доклад "Из опыта применения электронных учебников на уроках истории"
статья по истории (6 класс) на тему

Елисеева Вера Ивановна

Изложен опыт использования на уроках истории России, Древнего мира электронных учебников издательство "Просвещения" К учебникам Данилова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Малиновка

ДОКЛАД

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Выполнила: учитель истории

МКОУ СОШ с. Малиновка

 Елисеева Вера Ивановна

Малиновка, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


I.






II.

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

  1. Основные понятия
  2. Структура электронного учебника по истории России А.А.Данилова, А.А.Вигасина.

КОНСПЕКТ УРОКА «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В  XIV – XVI В.В.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

2

4



4


6



8



10

12

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой составной частью единого образовательного пространства являются новые цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, тестирующие программы, ресурсы Сети. Умение их использовать не только веление времени, но и признак современного культурного человека, владеющего компьютерной грамотностью, информационной культурой, с высоким уровнем образованности.

   В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В обучении истории используются обучающие и тестирующие программы, электронные учебники, электронные энциклопедии, электронные контурные карты. Их применение рассчитано на повышение интереса к предмету, формирование прочных знаний и приёмов работы с информацией, навыков работы с компьютером, что позволяет повысить успеваемость по предмету, формировать универсальные учебные действия.

 Цифровые образовательные ресурсы дают возможность  каждому обучающемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности.

Обучающиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

Цель доклада: изложить определённый опыт использование на уроках истории электронных учебников по истории.

Актуальность доклада состоит в том, что рекомендаций по внедрению интерактивных мультимедийных электронных учебников Минобрнауки России не направляет, т. к. пока идёт апробация и экспертиза электронных образовательных ресурсов.

Задачи доклада:

  1. Дать общую характеристику ЭОР
  2. Дать характеристику структуры учебников
  3. Представить конспект урока с использованием электронного учебника.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
  1. Основные понятия

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника (ЭУ):

  1.  это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе  – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD,), а также опубликовано в электронной компьютерной сети;
  2. содержать систематизированный материал по соответствующей области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение  учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронные учебники должны отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения;
  3.  это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
  4.  это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
  5. это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

В данный момент уже есть устоявшиеся формы электронных учебников по истории. 

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенные на ПК, CD или в Интернете. Рассмотрим основные программно-педагогические средства (ППС), предназначенные для изучения истории.

Энциклопедии. ППС этого вида предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие, можно отнести: CD «Святая Русь», «Санкт-Петербург», «Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр».

Программы-репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения (в частности, на подготовку к экзамену). Примером в этом ряду является тестирующая программа для школьников и абитуриентов на CD «Репетитор по истории».

Задачники. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но, по сути, содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса, предназначенные для преподавания истории», CD «Библейский компьютерный справочник».

Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства по адресу http://www.history.ru/ можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917». К настоящему времени создано и распространяется достаточно большое число электронных учебников по истории. В своей работе использую электронные учебники линий А.А.Данилова, А.А.Вигасина.

  1. Структура электронного учебника по истории России А.А.Данилова, А.А.Вигасина.

Электронные учебники соединяют в себе текст, каталог ресурсов, тесты  страницу избранного.

На строке управления имеются кнопки «Учебник», «Каталог», «Избранное», «Журнал», «Помощь».

Кнопка «Учебник» позволяет раскрыть оцифрованный текст учебника. Раскрывается оглавление, двумя кликами мышки открывается нужный параграф, страницы учебника листаем, используя значок, расположенный справа и слева от текста. В тексте параграфов серым цветом выделены важные части, два клика по которым позволяют раскрыть вкладки, значительно расширяющие возможности обычного учебника:

  1. i – это интересно;
  2. презентации;
  3. фотографии
  4. хрестоматия
  5. интерактивные модели
  6. реконструкции
  7. озвученный словарь

Кнопка «Каталог» позволяет открывать все вкладки к определённым параграфам двумя кликами. Кроме того в каталогах к заключительным параграфам к главам имеются тренажеры – интерактивные тесты.

Кнопка «Избранное» позволяет создавать обучающемуся дневник из самого интересного, по его мнению,  исторического материала.

Кнопка «Журнал» позволяет перейти к итоговому тестированию. Тесты интерактивные, результаты представлены процентами, попытки тестирования сохраняются, тестирование можно проходить неоднократно.

Электронные  учебники на уроках истории России можно использовать на всех типах уроков полностью или частично. Так, например, на уроке «Восточные славяне» (6 класс) при изучении вопроса «занятия славян» использую работу с текстом печатного учебника, а закрепление знаний провожу, используя вкладки к страницам 8 и 9. Интерактивные игры позволяют на невербальном уровне закрепить знания, полученные традиционно. Обучающиеся видят изображения орудий труда, одежду славян, знакомятся визуально с традициями предков.  В теме «Формирование Древнерусского государства» предлагается к странице 20 интерактивная карта торгового пути «Из варяг в греки», в процессе работы, с которой  формируются навыки моделирования и пространственного видения истории. Тема «Русь и Литва» всегда трудна для изучения, электронный учебник предлагает работу с интерактивной картой формирования Великого княжества Литовского.

  1. КОНСПЕКТ УРОКА «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В  XIV – XVI В.В.»

При разработке конспекта урока использован электронный учебник История России 6 класс «История России: с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М. : Просвещение, 2010, презентация, электронный ресурс «Московский кремль».

ТЕМА УРОКА «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В  XIV – XVI В.В.»

Дата разработки:                       Количество времени  1 урок (45 мин.)

        Тип урока: урок усвоения нового материала

        Форма урока: урок экскурсия

        Вид урока: 1 вариант – виртуальная экскурсия с использованием презентации «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В  XIV – XVI В.В.»

            2 вариант – киноэкскурсия  с использованием кинофильма «Московский кремль»

            3 вариант – виртуальная экскурсия с использованием Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия

             4 вариант – виртуальная экскурсия с использованием электронного приложения к учебнику «История России: с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М. : Просвещение, 2009.

        Цель урока: организовать познавательную деятельность учащихся 6 класса, в ходе которой они получат представление об архитектуре и живописи XIV – XVI веков.

        Задачи урока:

обучающая  содействовать тому, чтобы учащиеся в ходе урока при работе с электронным ресурсом учебника получили представление об архитектуре Москвы XIV -  XVI  вв., живописи А.Рублёва, Ф. Грека;

развивающая  содействовать становлению навыка планирования деятельности, пользования печатными и электронными средствами информации, адекватно воспринимать информацию, связно излагать информацию, анализировать свою деятельность;

воспитывающая  создать на уроке ситуацию, в которой будет идти воспитание уважительного отношения к достижениям русской культуры, духовно-нравственного, патриотического воспитания, эстетического вкуса

          Ожидаемые результаты: у учащихся будет сформировано представление о шедеврах мировой культуры:  Московский кремль, Успенский, Благовещенский, Архангельский , Покровский соборы, церковь Вознесения, иконопись А. Рублёва, Ф. Грека.

Описание идеи занятия

        1 вариант: самостоятельная поисковая работа по заданиям в группах или индивидуально с использованием электронного ресурса «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» с последующим рассказом с показом слайдов презентации учителя.

       2 вариант: урок экскурсия с использованием презентации учителя

       3 вариант: урок экскурсия с использованием кинофильма «Московский Кремль»

        4 вариант: урок экскурсия с использованием электронного приложения к учебнику «История России: с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ.А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М. : Просвещение, 2009.

         Методы: словесный, наглядный

         Оборудование: мультмедийный проектор, два ноутбука. Приложение 1.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение

Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме – в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру.

Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения учениками, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации).

Компьютер открывает широкие возможности и для построения моделей исторических процессов.

Сознавая высокий дидактический потенциал компьютерных технологий обучения, специалисты убеждены в том, что компьютеры не должны быть преградой во взаимоотношениях учителя и учеников. Организационно любая, в том числе и компьютерная технология обучения обязательно должна содержать и традиционные формы взаимодействия учителя и школьника.

Вместе с тем, если заглядывать в будущее, компьютер на уроках истории может играть большую роль: быстро проверять знания учеников с помощью тестов; показывать видеофрагменты с целью дальнейшего обсуждения, систематизации и обобщения полученной учебной информации; показывать графическое изображение карты с дальнейшей мультимедийной обработкой информации, которая дает возможность ученику свободно ориентироваться в пространстве исторических событий, объединять текстовую, фото-, видео- и другую информацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://festival.september.ru/  [Электронный ресурс] /22.01.12
  2. http://www.russia-diplom.ru/   [Электронный ресурс] / 22.01.12
  3. http://archives.ru/  [Электронный ресурс] / 22.01.12
  4. История России, Конец XVI – XVIII век [Электронный ресурс] : электронное приложение к учебнику А. А. Данилова., Л. Г. Косулиной 6 кл. – М.: Просвещениею – 2010. – 1 электронный оптический диск (DVD)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение электронной презентации на уроках истории искусств!

Моя работа представляет собой как обобщение собственного опыта по созданию и использованию мультимедийной презентации на занятиях, так и материалов, полученных из различных источников. Материал соправ...

Мастер - класс "Применение электронных таблиц на уроках математики"

В данной работе приведены примеры решения математических задач:Построение графиков функций.Решение систем уравнений.Нахождение точек пересечения графиков некоторых функций.Нахождение точек пересечения...

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье описано применение электронных учебников, созданных самим преподавателем по дисциплинам согласно тематическому планированию. Практика использования электронных учебников на уроке информатики...

Обобщение опыта по теме: «Применение текстовых таблиц на уроках истории как средство формирования учебных компетенций"

Применение текстовых таблиц при изучении истории способствует активному осмыслению информации, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их выполнять. Актуальность выбора данной темы по...

Применение метода ассоциаций на уроках истории (из личного педагогического опыта)

Методика ассоциаций, выделенная из системы опорных сигналов В.Ф. Шаталова помогает развивать память и нестандартное мышление учащихся...

Применение кейс-технологии на уроках истории ( из опыта работы)

Кейс-технологии как один из новых методов современной школы. Его применение и достоинства методов ситуационного анализа и ситуационно-ролевых игр....

Доклад: Из опыта работы: применение электронного учебника на уроках бурятского языка.

Использование электронного учебника «Буряад хэлэн» помогает мне организовать работу с одаренными детьми при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также д...