Историческая мозаика
занимательные факты по истории (6 класс) по теме

Цель: формировать представления о русском быте с древнейших времен до XVII века, когда развитие страны шло традиционным путем и внешнее влияние было сла­бым, иностранные новшества приникали на Русь чаще всего в переработанном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра в рамках недели истории78 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Починковская средняя общеобразовательная школа"

Внеклассное мероприятие:

"историческая мозаика"

(игра, посвященная древнерусскому быту)

(неделя истории)

Подготовила: учитель истории   и обществознания О.А.Спирина

 

январь 2013г

Цель: формировать представления о русском быте с древнейших времен до XVII века, когда развитие страны шло традиционным путем и внешнее влияние было слабым, иностранные новшества приникали на Русь чаще всего в переработанном виде.

1.        Вводная часть. Ведущий говорит о жизни людей в  прошлом, о важности знаний быта, питания, одежды своих предков. Можно включить стихи или отрывки из художественных произведений. Определяются хронологические рамки игры: с древнейших времен, со времени восточного славянства до петровских преобразований, т. е. с VI по конец XVII века.

2.        Что ели в Древней Руси?

На столе лежат списки продуктов  питания

продукты, которые  употреблялись в пищу до XVII века

продукты, которые не употреблялись в пищу до XVII века, а порой и позже

Хлеб белый

Хлеб черный

Соль

Пиво

Горох

Греча

Просо

Перец

Дыня

Капуста

Вяленая рыба

Морковь

Огурцы

Макароны —

Помидоры —

Картофель —

Подсолнух —

Чай —

Кофе—

Сахар—

Рис —

Участники должны выбрать то, что употребляли в пищу наши предки, и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.

После выполнения этого задания ведущий, пока готовится следующий конкурс, предлагает всем отгадать древнерусские загадки, в которых речь идет о продуктах питания. (Список прилагается)

3.        Что носили люди Древней Руси?

Два участника (капитаны команд)  получают конкретное задание:

выбрать из предложенных деталей одежды то, что называется «панева», и показать, как и кто это носил.

На экране слайд с изображением паневы.

4.        Чем пользовались наши предки?

а) Предметы быта.

Показаны (на экране) черпак и лопатник, нужно объяснить, как они употреблялись в быту.

Черпак — это большая деревянная ложка, которая использовалась на пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просуществовали черпаки до начала XX века.

Лопатник — это футляр, сплетенный из лыка. В нем хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название. Затем в этом футляре носили бруски для тех же целей. Лопатники брали на покос, привешивали к поясу, поэтому в нем есть специальное отверстие.

б)        Обереги.

 Точно так же, как в предыдущем задании, нужно выбрать те предметы, которые
защищали человека, и объяснить их назначение. Изображения предметов на экране.

Например, гребень защищал от болезней, ложка — символ сытости, ключ — символ богатства и т. п.

5. Как говорили в Древней Руси?

Участникам раздаются тексты на древнерусском языке, предлагается их прочитать вслух и дать перевод на современный язык. (Тексты должны быть отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т. е. шрифт должен быть крупным и разборчивым. Это задание требует времени на подготовку).

Тексты для переводов.

1 ) Слово о полку Игореве. «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружине своей: «Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядем, братие, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону». Спала князю умъ, похоти, и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. «Хощу бо, рече, копие преломити конец поля Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою приложите, а любо испити шеломъ Дону».

Перевод Д. С. Лихачева. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: от него (Игоря) тьмою все воины покрыты. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше зарубленным быть, чем пленным, так сядем же, братья, на своих борзых коней да поглядим на синий Дон». Ум (мысль) князя уступил страстному желанию, и охота отведать великого Дона заслонила ему (недоброе) предзнаменование. «Хочу ведь, — сказал он, — сам копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шлемом Дона».

2)        Задонщина. «Звонят кол околи веянии в Великом

в Новегороде. Стоят мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, брате, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь не поспети». Тогды аки орли слетошася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, съехалися все князи русскыя, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь...»

Перевод Н. К. Фомина. «Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде. Стоят новгородцы у святой Софии, говорят с тоской: «Уж нам, братья, на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь...»

3)        Домострой. «Казни сына своего от юности его, и

покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его избавлявши от смерти. Дщерь ли имаша: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных: да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит, да не свою волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоим в посмех, и посрамят тя пред множеством народа, аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися, при концы не постонеши на ню».

Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказывая младенца: ибо от наказания жезлом он не умрет, но здоровее будет, ты же избивая его тело, душу его избавляешь от смерти. Дочь ли имеешь: подчини ее самому строгому порядку и ты сохранишь ее от соблазнов, дабы подчинившись чужому влиянию, своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа, ибо отдав (замуж) свою дочь без порока, такое великое дело совершишь и посреди храма похвалишься, и в конце не будешь горевать над нею».

4) Епифаний Славинецкий.  Гражданство обычаев детских. (XVII век)

О нравах на сретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?

 — С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.  Како беседовати детище с болшими?

—        Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с болшими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дрндеже отпущение возмет или от них будет отпущен».

Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребенку, если он встретит на пути уважаемого человека?

—        Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться. Как беседовать ребенку со взрослым?

—        Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и со взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения илибудет отпущен».

6. Единицы измерения.

а) Участникам команд раздаются задания с карточками. Время на выполнение задания - 3- 5мин.

Соотнесите название с единицами измерения.

1

Вершок

А

71,12 см (слово тюркского происхождения, видимо, пришло на Русь с Востока в XVI веке, т. к. раньше этого столетия его употребление не зафиксировано).

2

Пядь

Б

2,134 м

3

Локоть

В

4 вершка = 17,78 см (первоначально равнялась расстоянию между концами максимально разведенных большого и указательного пальцев).

4

Аршин

Г

1,76 м38

5

Сажень

Д

4,45 см (сначала равнялся длине фаланги указательного пальца, позднее была введена единая цифра).

6

Маховая сажень

Е

2,48 м.

7

Косая сажень

Ж

46 см (не имел точной цифровой величины и в каждом конкретном случае был индивидуальным).

б) измерить стол-  80 см, в локтях, аршинах, вершках, пядях.

Единицы измерения длины (правильный ответ)

Вершок = 4,45 см (сначала равнялся длине фаланги указательного пальца, позднее была введена единая цифра).

Пядь = 4 вершка = 17,78 см (первоначально пядь равнялась расстоянию между концами максимально разведенных большого и указательного пальцев).

Локоть = 38—46 см (локоть не имел точной цифровой величины и в каждом конкретном случае был индивидуальным).

Аршин = 71,12 см (слово тюркского происхождения, видимо, пришло на Русь с Востока в XVI веке, т. к. раньше этого столетия его употребление не зафиксировано).

Сажень = 2,134 м; маховая сажень = 1,76 м; косая сажень = 2,48 м.

7. Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справка о питании. В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали черные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением меда или хмеля — сбитни).

        Широко и часто употребляли горох и бобы, а также репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста, показывает то, что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того, знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший Россию, был удивлен дыней, незнакомой его стране. Флетчер писал о ней: «Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо, поэтому при описании сравнивал его с рисом, который тогда на Руси не употребляли.

Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное.

Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в современном значении этого слова и творог.

Мясо употребляли по праздникам, причем в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге еще и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое отношение к этому животному.

А вот рыба, которая считалась полупостной, в пищу шла очень широко. Существовали самые разные способы приготовления рыбы, в том числе и вяление, такую рыбу называли «ветряной». Активно потребляли и разные сорта икры, а с XVI века ее уже экспортировали.

Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли и виноградные вина. Особое место занимали пряности, практически все их виды были знакомы и использовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.

Справка об одежде. Одежда древнерусских людей делится на верхнюю и нижнюю. Долгое время нижняя одежда не отличалась у мужчин и женщин — это была рубаха. В теплое время года она иногда была даже единственной одеждой. Но чаще всего надевалась еще и верхняя, более красивая и плотная рубаха. Постепенно одежда мужчин и женщин начала меняться. Замужние женщины поверх рубахи надевали паневу (поневу) — это один или два куска, чаще всего клетчатой, ткани, которые крепили на бедрах или талии поясом. Куски ткани не сшивались, и между ними был виден вышитый подол нижней рубахи. С XV века вошел в гардероб русских женщин сарафан, известный с XIV века как мужская одежда.

Мужская одежда в древности называлась гачи, ноговицы, позднее за ней закрепилось название порты, которое употреблялось и по отношению ко всей одежде. В XVI—XVII веках порты также были нижние и верхние, более плотные, чаще всего из сукна. Один из сортов сукна назывался брюкиш, видимо, от него и получили свое название брюки. Самым любимым цветом в одежде был красный, даже штаны предпочитали этого цвета, кроме него это еще и синий, желтый, зеленый. Парадная и праздничная одежда чаще всего имела самое любимое сочетание красного и белого цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Историческая мозаика"

Пояснительная записка.           План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...

"Историческая Мозаика"

игра, посвященная древнерусскому быту...

"Историческая Мозаика"

игра, посвященная древнерусскому быту...

Историческая мозаика

Интегрированный урок физическая культура и история. Урок авторский....

"Историческая мозаика". Урок истории в 7классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Повторительно-обобщающий урок по теме: "История нашей страны древнейшего периода"....

Игра "Историческая мозаика"

Игра для 6 класса. Обобщающий урок "Древняя Русь"...

Историческая мозаика.

Это необычный урок, а урок-мозаика. Из различных заданий-фрагментов обучающиеся попытаются создать целостную картину Древнего Востока....