Главные вкладки

    Страницы истории России в XVI - XVII веках
    методическая разработка по истории (8 класс) на тему

    Правила игры.

    Игра  составлена  на  основе  некогда  очень  популярной телевизионной программы «Брейн-ринг».

    Класс делится на три команды  (8,9,10 классов). Путём жеребьёвки определяется, какие команды будут встречаться друг с другом. После двух этапов определяются проигравшие и выигравшие команды, которые затем встречаются между собой. Т.о. определятся, кто занял 1,2, 3 место.

    Учитель выступает в роли ведущего. Он зачитывает вопрос и даёт время на обсуждение. Хорошо использовать песочные часы на одну минуту. Если участники команды готовы отвечать, то они должны дать знак. Для этого можно использовать карманные фонарики, настольные лампы или просто поднять руку. Во время ответа движение времени надо остановить. Если команда ответила неправильно, то у второй команды есть время подумать в оставшийся период.

    В случае попытки ответить раньше, чем учитель дал команду на обдумывание, команда лишается права отвечать - это фальш-старт.

    За один правильный ответ даётся одно очко. Игра идёт до 5 очков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mou.docx33.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Починковская средняя общеобразовательная школа»

    Сценарий внеклассного мероприятия,

     проводимого в рамках недели истории,

    «Страницы истории России в XVI - XVII веках».

    Подготовила:   учитель истории

    и обществознания О.А.Спирина

    Январь 2013г

    Правила игры.

    Игра  составлена  на  основе  некогда  очень  популярной телевизионной программы «Брейн-ринг».

    Класс делится на три команды  (8,9,10 классов). Путём жеребьёвки определяется, какие команды будут встречаться друг с другом. После двух этапов определяются проигравшие и выигравшие команды, которые затем встречаются между собой. Т.о. определятся, кто занял 1,2, 3 место.

    Учитель выступает в роли ведущего. Он зачитывает вопрос и даёт время на обсуждение. Хорошо использовать песочные часы на одну минуту. Если участники команды готовы отвечать, то они должны дать знак. Для этого можно использовать карманные фонарики, настольные лампы или просто поднять руку. Во время ответа движение времени надо остановить. Если команда ответила неправильно, то у второй команды есть время подумать в оставшийся период.

    В случае попытки ответить раньше, чем учитель дал команду на обдумывание, команда лишается права отвечать - это фальш-старт.

    За один правильный ответ даётся одно очко. Игра идёт до 5 очков.

    Вопросы:

    1. В 13 лет он вынес первый смертный приговор.    (Иван Грозный)
    2. Согласно церковным законам, можно венчаться 3 раза. Сколько раз вступал в брак Иван Грозный?

    (7 раз)

    -        Известность ему принесла скульптура «Иван Грозный». Увидев её, Александр II заявил, что он приобретает её для Эрмитажа. В обход всех правил, Совет Академии присудил автору звание академика.

    (М.Антоколъскгш)

    -        По словам А.С.Пушкина, «.. .вчерашний раб, татарин, зять Малюты». Вступая на престол, он обещал: «Никто не будет в моём царстве нищ

    и беден»

    (Борис Годунов)

    -        Освободил сельское население от податей на один год. Преследовал пьянство, закрывал кабаки и питейные заведения. Всех сидевших в тюрьмах выпустил на свободу. Отменил казни. Впервые в истории России посылал за границу «для науки разных языков и обучения грамоте».

    (Борис Годунов)

    -        Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жён и детей и соберём казну на жалованье ратным людям»

    (К.Минин)

    -        Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Воевал с И. Болотниковым. Участник Первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей и командующих Второго ополчения. В Москве на Красной площади ему поставлен памятник.

    (Д. И. Пожарский)

    -        В день венчания она бросила открытый вызов православной Москве: отказалась подойти к чаше для причастия после своего венчания и удержала от этого царя.

    (Марина Мнишек)

    -        Первый царь династии Романовых.

    (Михаил)

    -        По версии московских властей, он являлся беглым монахом Чудова монастыря - Григорием Отрепьевым. По другой - незаконнорожденным сыном польского короля Стефана Батория. А под каким именем он известен нам?

    (Лжедмитрий I)

    -        Князь, воевода, боярин. Был членом «Избранной Рады». Когда во время Ливонской войны царь начал гонения на своих недавних друзей, он командовал русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, был отстранён от командования и назначен воеводой в г. Юрьев. Опасаясь царского гнева, бежал в Литву.

    (А. М. Курбский)

    - Русский царь. Происходил из рода нижегородско-суздальских князей. 19 мая 1606 года Земским собором неполного состава был избран на царство. 19 июля 1610 года в ходе вспыхнувшего в Москве восстания был смещен с престола и насильственно пострижен в монахи.

    (Василий Иванович Шуйский)

    -        Государственный деятель, окольничий. Фактически возглавлял деятельность «Избранной Рады». Стал инициатором проведённых в России в 1550 гг. преобразований, получивших в исторической литературе название реформ «Избранной Рады».

    (А.Ф.Адашев)

    -        В 1653 г. с началом церковной реформы Никона оказался в числе самых ярых её противников. Введение новых церковных обрядов рассматривал как наступление католичества на православие.

    В начале 1680 года, когда начались новые гонения на старообрядцев, был сожжён вместе с тремя союзниками в срубе.

    (Протопоп Аввакум)

    -        Священник Благовещенского собора Московского Кремля, писатель, политический деятель. В начале 50-х гг. играл видную роль в деятельности «Избранной Рады». В 1560 году удалился от двора и принял иноческий постриг под именем Спиридона. Более всего известен как талантливый писатель. Важнейшим его произведением стал «Домострой».

    (Сильвестр)

    -        Первое постоянное войско, просуществовавшее до XVII века. На вооружении имели: пищали, мушкеты, бердыши, мечи, сабли.

    (Стрельцы)

    -        Человек редкого самообладания и мужества. Став митрополитом, открыто выступил против карательной политики царя Ивана Грозного

    с кафедры Успенского собора Московского Кремля. Был низложен по приказу государя и заточён в монастыре. За отказ благословить известного убийцу Малюту Скуратова был им задушен.

    (Митрополит Филипп - Фёдор Степанович Колычев)

    -        Думный дворянин. Выдвинулся во время опричнины, был ближайшим помощником Ивана Грозного, его дамым жестоким палачом. Руководил казнями и погромами, умело манипулируя подозрительностью царя. Погиб во время Ливонской войны.

    (Малюта Скуратов)

    -        Политика Ивана Грозного, которая привела к разделу земель Русского государства на земские под управлением Боярской Думы и Государев удел с «государевым двором» и особым войском. Сопровождалось террором и репрессиями как средствами достижения цели.

    (Опричнина)

    1. Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием; -Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения;
    2. Следствие душевной болезни Ивана Грозного;

    -        Гипертрофированная централизация государственной власти. Сущность какого явления так по- разному оценивают историки?

    (Опричнина)

    -        Н.М.Карамзин написал о нём: «... добрая слава ...пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя... блистало на судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских»

    (Иван IV Грозный)

    -        На этот период запрещался переход крестьян в Юрьев день.

    (Заповедные годы)

    -        Казацкий атаман. С его именем связано начало освоения Сибири. Погиб в неравном бою с войском Сибирского хана Кучума.

    (Ермак)

    -        Какой художник на своей картине изобразил страшное злодеяние Ивана Грозного?

    (И.Репин «Иван Грозный убивает своего сына»)

    -        «Наказывай сына своего в юности, и он успокоит тебя в старости, и принесёт тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрёт, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему рёбра, пока он растёт, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе...» Какая книга давала такие рекомендации по воспитанию детей?

    («Домострой»)

    -        Согласно преданию, родился в селе Елохово под Москвой. В 16 лет покинул родительский дом и стал вести бродячую жизнь, жил на улицах, ходил нагим, почему и получил прозвище Нагой.

    Царь Иван Грозный чтил его «яко провидца сердец и мыслей человеческих». По повелению царя Фёдора Ивановича над его гробницей устроен храм, соединённый позднее с Покровским собором.

    (Василий Блаженный) ~ Последователи религиозно-философского направления, возникшего в конце XV - 1-й половины XVI века на основе учения Нила Сорского. Считали необходимым для церковных деятелей отказ не только от личного имущества, но И от монастырского имущества.

    («Нестяжатели»)

    -        Удивительной красоты собор, построенный в Москве в ознаменование присоединения к Московскому государству Казанского ханства.

    (Покровский собор, что на рву, — храм Василия Блаженного)

    -        Эта площадь образовалась в конце XV века. Называлась Пожаром, затем Троицкой. С 1660 года получила своё окончательное название.

    Как оно звучит и что означает?

    (Красная площадь, т. е. красивая)

    -        Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счёт местного населения до середины XVI века.

    (Кормление)

    -        Система назначения на военные, административные и придворные должности, существовавшая в Русском государстве в XV - XVII вв.

    В её основе - сложившаяся и закреплённая обычным правом иерархия боярских и дворянских родов, гарантировавшая каждому роду строго определённое положение в Государевом дворе.

    (Местничество)

    -        Органы центрального управления. Название происходит от термина , означавшего «особое поручение». Их создание знаменовало собой дальнейшую централизацию единого Русского государства.

    (Приказы)

    -        При царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, на которые возлагалась задача контроля за деятельностью всех других приказов. Назовите их.

    (Приказ Тайных дел и Счётный)

    -        Знаменем восставших стало имя умершего к тому времени царевича Алексея Алексеевича. Они объявили его чудом спасшимся и по

    приказу отца примкнувшим к их войску, чтобы покарать бояр и торговых людей «за измену». Кто возглавил восстание?

    (С.Разин)

    -        Этот свод законов Русского государства, принятый Земским собором, оставался действующим до XIX века. Как он назывался и дата его принятия.

    (Соборное Уложение 1649 г.)

    -        В 1646 году по инициативе боярина Б.И. Морозова царь издал указ о повышении пошлины на этот продукт. Результатом стало восстание.

    Какое название оно получило?

    («.Соляной бунт»)

    -        Его масса - 2500 пудов, длина - 5, 34 м, калибр - 890 мм, поверхность украшена барельефами, в том числе с изображением царя Фёдора Ивановича, в правление которого оно было сделано. Что это ?

    (Артиллерийское орудие - Царь-пушка работы А. Чехова)

    -        Одна из регалий великокняжеской и царской власти. Согласно легенде, входила в состав даров византийского императора Константина, присланных киевскому князю Владимиру: император снял с шеи животворящий крест, с головы - «венец царский» и, положив их на «золотое блюдо», отправил в Киев.

    («Шапка Мономаха»)

    -        Распространённый в XVI - XVII веках способ комплектования поместной армии, при котором вновь поступавших на службу сыновей и детей боярских (новиков) наделяли поместным (земельным) и денежным жалованьем.

    (Верстание)

    -        Город в устье Северной Двины. Основан в 1584 по указу царя Ивана Грозного как крепость Новые Холмогоры на мысе Пур-Наволок для

    защиты монастыря и посёлка. С конца XVI века город превратился в центр русской торговли с иностранцами. В 1613 года получил современное название.

    (Архангельск)

    -        Мирный договор между Россией и Речью Посполитой, подписанный 6 мая 1686 г.

    («Вечный мир»)

    -        В XV - XVII веках подвижное полевое укрепление русского войска.

    Представляло собой линию деревянных щитов, соединённых помощью толстых досок с бойницами для стрелков. Щиты перевозились вместе с войском на повозках или санях. Мог быть растянут по фронту на расстояние от 2 до 10 км и представлял собой двойную линию щитов, промежуток между которыми составлял 3 метра.

    (Гуляй-город)

    -        Последователи церковно-политнческого учения, созданного Иосифом Волоцким. По их убеждениям, церковь должна быть богатой,

    владеть земельной собственностью. Тогда церковные деятели будут заботиться не о хлебе насущном, а о духовном просвещении мирян.

    Но одновременно церковь обязана вести широкую благотворительную деятельность.

    («Иосифляне»)

    -        Князь, воевода. Командовал русскими войсками, сражавшимися с отрядами атамана И. И. Болотникова, а затем с полками Лжедмитрия II. В разгар подготовки к походу на помощь осаждённому поляками Смоленску молодой полководец тяжело заболел и умер. Это породило слухи о том, что он был отравлен.

    (Скопин-Шуйский)

    -        Крестьянин деревни Деревеньки Костромского уезда, национальный герой России. Спас будущего царя Михаила Романова. Завел отряд поляков, направленный уничтожить нового государя, в непроходимое болото и сам погиб. В 1619 году царь навечно освободил его потомков от всех государственных повинностей.

    (Иван Сусанин)

    -        Военный лагерь Лжедмитрия II и место пребывания его правительственных учреждений. Получил название по подмосковному селу, около которого располагался.

    (Тушинский лагерь)

    -        Древний русский город на Волге. Последним князем считается Дмитрий Иванович, сын Ивана Грозного, трагически погибший в нём в 1591 году.

    (Углич)

    -        В XVI - XVII веках различные сроки, устанавливавшиеся правительством, в течение которых владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.

    (Урочные лета)

    -        Религиозно-мистическая теория об особом предназначении Российского государства, русской церкви и русского народа, возникшая в конце XV - начале XVI века. Создателем теории считается игумен псковского Елизаровского монастыря старец Филофей.

    («Москва - третий Рим»)

    -        Храм, сооружённый в XVII веке в память о завершении Смуты в русском государстве. Первоначально на углу Красной площади на средства князя Пожарского была построена деревянная церковь. По преданию, князь лично перенёс сюда список с иконы Казанской Божией матери, которая находилась при нём во время освобождения Москвы от польских войск в 1612 году.

    (Казанский собор)

    -        На рубеже этих веков стояла необычная погода. Летом шли проливные холодные дожди, затем снег. Начался голод. Ели всё:-кошек, собак, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси, - началось людоедство.

    (рубежШ -XVII веков)

    -        «Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной

    В знак того, что был избавлен От бесчестья край родной» О каком памятнике написала Н.Кончаловская? Кто его автор? (Памятник К Минину и Д Пожарскому. Скульптор И. П. Мартос)

    -        Чем положение посадского населения - «черных людей» -отличалось от положения жителей «белых слобод»?

    (Со всех жителей посада взимались государственные налоги. Жители «белых слобод» налоги не платили)

    -        О каком важном событии свидетельствует решение Земского собора в Москве в октябре 1653 года ?

    «...А о гетмане о Богдане Хмельницком и во всём Войске Запорожском бояре и думные дьяки приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожской з городами их и з землями принять под свою государе кую высокую руку»

    (О принятии Украины в состав Российского государства)

    -        Изуродованный труп потащили верёвками из Кремля. Один боярин бросил на него маску, волынку, а в рот воткнул дудку.

    -        Долго мы тешили тебя, обманщик, - сказал он, - теперь ты нас позабавь!... Три дня толпа издевалась над телом, прежде чем предать его земле. Однако пошли разговоры, что он чернокнижник и чародей. Наконец,

    труп его вырыли, сожгли, пепел смешали с порохом, зарядили этой смесью пушку и выстрелили в сторону, откуда он въехал в Москву. Так завершилась судьба этого загадочного человека. Кто он?

    (Лжедмитрий!)

    -        Продолжите цитату В.О.Ключевского, утверждавшего, что племя Иваны Калиты «...построившее Московское государство...погася, блеснуло полным отрешением от всего земного, вымерло царём ...»

    (Фёдором)

    О ком написал А.С.Пушкин: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач»?

    (Борис Годунов)

    О ком написал В.О.Ключевский:

    «.. .был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашён патриархом в лагере второго»?

    (Филарет)

    Определите документ: «А которые после сего уложения крестьяне или холопи, или раба побежит от своего государя и придёт к иному, и государю искати своего холопа и рабу, и крестьянина в пятнадцать лет

    от побега, а за пятнадцать лет не искать».

    (Указ о «заповедных годах»)

    Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Народные движения в России в середине XVII века»

    Конспект открытого урока с презентацией к уроку...

    "Единая Россия (конец XV-XVII веков)".

    Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в. Задачи. Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни...

    Урок-презентация на тему "Смутное время в России в начале XVII века" (история, 7 класс).

    Урок-презентация содержит необходимый теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме, который может помочь учителю или учащимся организовать изучение данного раздела истории России. Для ...

    Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

    Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

    Презентация." Культура России второй половины XVII века"

    Ресурс составлен в программе Microsoft Office PowerPoint. Презентация по теме " Культура России второй половины XVII века".Материал рассчитан на учащихся 7 класса. (УМК - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина....

    Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

    Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

    Брейн-ринг По страницам Истории России 18 века

    Подготовительный этап. Класс делится на три  команды: две команды -  игроки, одна – наблюдатели(учащиеся, которые по объективным причинам не пожелали участвовать в конкурсной программе...