«Народные движения в России в середине XVII века»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Чеглинцева Инесса Александровна

 

Конспект открытого урока с презентацией к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obshchestvennye_dvizheniya.rar538.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народные движения в России в середине XVII века»

 Цели: – подвести учащихся к пониманию  основных причин городских  и казацких восстаний;

            -  показать связь между ухудшением положения  и выступлениями народных масс;

-  продолжить формирование умений  анализировать исторические документы;

  1. способствовать развитию интереса к истории своего края.

Учебная задача:

  1. Каковы черты сходства и различия городских восстаний и восстания под предводительством  Степана Разина?
  2. В чём причины поражения восставших?
  3. Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?

Оборудование: Карта «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XII века»;

                          Школьный атлас по истории  России (7кл.);

                          Документы для анализа;

                          Репродукция картины В. И. Сурикова «Степан Разин»;

                           Запись песни «Из-за острова на стрежень».

                           Презентация к уроку

Опережающее задание:

 Первая группа – выделить  экономические, политические и социальные причины  усиления

                               социальной борьбы в середине XVII века.

    Вторая группа – проанализировать документы, характеризующие городские восстания  и

                                   заполнить сравнительную таблицу городских восстаний.

    Третья группа –  проанализировать документы, характеризующие  восстание С. Разина и  

                                   заполнить вторую таблицу.                                    

                                       

                                      Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка проблемы. 

-    Каковы черты сходства и различия городских восстаний и движения Степана Разина?

  1. В чём причины поражения восставших?
  2. Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?

                                                                                                                     Слайд 2.

  1. Вводная беседа.

- Каковы  были причины народных выступлений в конце XVI – начале  XVII?

- Какие последствия они имели?

- Каковы новые черты народных выступлений в годы Смуты?

- Кто и почему становился участником народных выступлений?

- Как вы думаете, почему городские жители стали активно подниматься на борьбу?

            Проверка учителем выполнения опережающих заданий во время вводной беседы..

           

  1. Изучение новой темы:

План изучения:

  1. Причины восстаний.
  2. Соляной бунт 1648г.
  3. Медный бунт 1662г.,
  4. Война под предводительством С. Разина.
  5. Народы Самарского края в Крестьянской войне под предводительством

       С. Т. Разина.

             

   1. Первая  группа  знакомит с экономическими, политическими и социальными причинами усиления социальной борьбы в середине XVII века.

Причины

Расшифровка

Экономические

Усиление налогового бремени, разорение крестьянского хозяйства

Политические

Ослабление царской власти, усиление приказной волокиты

Социальные

Закрепощение крестьян (отмена Юрьева дня), попытки ограничения казачьей вольности

(Слайд 4)

2. Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 г. (боярин Б. Морозов). Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению, и народ поднялся против власти. Повышение налога на соль не привело к наполнению казны, т.к. люди не могли купить соль по таким ценам. В конце 1647г. налог на соль отменили. Но народ уже нельзя было остановить. Народ пошёл за правдой к царю. Посыльные подали царю челобитную, но царь велел их наказать плетьми, некоторых арестовали. Повторные манифестации не принесли результата. К лету 1648 г. недовольство народа достигло своего пика и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками горожане потребовали от царя Алексея Михайловича покарать плохих советников.  На сторону восставших перешли стрельцы. Они были недовольны задержкой жалованья. (Слайд 5)

Прочесть документ № 1и ответьте на вопрос:

 – Каковы итоги Московского восстания 1648г.?

-  Петра Траханиотова казнили, Бориса Морозова сослали в Кириллов монастырь, стрельцам выдали двойное жалованье.

- Почему наказали Петра Траханиотова и Бориса Морозова?

- Их обвинили в измене и  поджоге Москвы.

4. С 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей и Швецией (1656-1658) и казна испытывала нехватку серебра. В этих условиях правительство проводит денежную реформу, введя в обращение медные деньги (боярин Ф. Ртищев).  Пустить в оборот  (чеканить)  медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659г. серебро стало исчезать из обращения. Медные деньги обесценились, что привело к росту цен и обнищанию народа, к восстанию 1662г.

И вновь народ пошёл «за правдой» к царю. Царь призывал к спокойствию, а когда прибыли войска, началась расправа. Тем не менее, правительство было вынуждено прекратить чеканить медные деньги.  (Слайд 6)

(Вторая группа заполняет сравнительную таблицу № 1).

Остальные таблицу в рабочей тетради.

Таблица № 1

Городские восстания

Соляной бунт

Медный бунт

Даты и сроки

1648

1662

Причины

Налоговая реформа

Денежная реформа

Состав участников

Горожане, стрельцы

горожане

Цели и требования

Отменить налог на соль

Отменить медные деньги

Характер борьбы

стихийный

стихийный

Результат выступления

Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье

Прекращён выпуск медных денег

   (Слайд 7)

        5. Прослушивание первого куплета  песни «Из-за острова на стрежень…» 

            (Репродукция картины И.В. Сурикова «Степан Разин»).   (Слайд 8)

- Почему народ сложил песню  про Стеньку Разина?

Рассказ учителя о восстании Разина: причины, ход, итоги, значение.

  (Слайд 9)

 Проанализировать документы № 2- №5 (на каждой парте лежат напечатанные документы).  Заполнить таблицу № 2.  (Ответы представителей  3 группы, комментарии  членов другой группы).

Таблица № 2

Движение С. Разина

Даты и сроки

1667-1671

Причины

Закрепощение крестьян, рост повинностей

Территория

Урал, Поволжье, Дон.

Состав участников

Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы

Цели и требования

Отмена крепостного права

Отношение к власти

Царь–заступник.  Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы .

Результат

Восстание подавлено.

(Слайд 10)

 Вопросы: - Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?

  1. Покажите территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания в    

      России в 40 – 70-х годах XVII века»;

             -   Затронуло ли восстание наши места?

         6. Выступление ученика.

 Восстание С. Разина с Дона перекинулось на  Волгу. После захвата Саратова в Самаре появились сторонники Разина с «прелестными письмами». В конце августа 1670 г. к Самаре подходили основные силы разинцев. Узнав об этом, городская беднота и часть стрельцов подняли восстание: «А самарцы с ним не бились, а сдавались ему… Стеньке без бою… » Разинцы захватили крепость, объявили самарцам волю, население освободили от уплаты налога и податей, отменили долги, сидевших в тюрьмах должников отпустили на волю. Воевода Иван Алфимов и его помощники, особенно издевавшихся над беднотой, были утоплены в Волге. Имущество богачей раздали бедным. В Самаре день и ночь ковалось железо. Казаки обучали бедноту военному делу, которая влилась в повстанческую армию Разина. В Самаре было введено казацкое управление во главе с атаманом Иваном Константиновым. Часть самарцев вместе с С.Т. Разиным двинулись вверх по Волге. Многие самарцы примкнули к отрядам атамана Ивана Константинова и под его руководством двинулись к Симбирску. Вскоре Разин был схвачен врагами и четвертован. Но народное восстание продолжалось. Иван Константинов вновь захватил Самару, сюда же пришел Федор Шелудяк – друг Разина. Пока в Москве расправлялись с Разиным, Константинов и Шелудяк пытались взять Симбирск, но были разбиты. Константинов погиб в бою, Шелудяк ушел вниз по Волге. Один из утесов Жигулевских гор и поныне носит его имя. Самарские сподвижники Степана Разина после мучительных наказаний плетьми были вместе со своими семьями высланы в северные окраины государства на вечное поселение. Восстание потерпело поражение. Несмотря на зверскую расправу, имя Разина народ навсегда сохранил в своей памяти. О нем  и его боевых друзьях сложено много песен, легенд и преданий. В Поволжье долго жила вера в то, что Разин жив и снова вернется. Утес, названный его именем, стал памятником народному герою и его освободительной борьбе.  

   Река Уса, которая протекает через территорию нашего района, по преданию, названа в честь соратника Степана Разина Василия Уса. Он со своим войском стоял на этой реке.

       

  1. Обсуждение поставленных в начале урока проблемных вопросов.

Обоснование выводов. XVII век стал периодом беспрецедентно массовых и частых народных выступлений. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены властями, царскому правительству приходилось прислушиваться к мнению народа, идти на снижение налогов.

  1. Подведение итогов.

            Домашнее задание: § 8.Вопросы и задания.

           А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь. Задания №1,2 – 1 уровень.  

                                                                                              Задания №  3,5 – 2-3 уровень.  

Документ №1.

Московское восстание 1648г. (летописное известие)

И того же дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли.

И июня в 4 день миром и всею землёю опять за их великую измену и за пожог возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя  царя просить головою. А государь царь тое ночи послал  Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железный воеводою. И видя  государь  царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семёна Романовича Пожарского, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев того привесть того Петра Траханиотова к себе государю к Москве.   И окольничий князь Семён Романович Пожарский привёз ево к Москве июня в 5 день.  И государь  царь велел ево Петра Траханиотова за ту их  измену и за московский пожог перед миром казнить на Пожаре. А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он государя царя дятка, вскормил ево, государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым нигде в приказех  у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землёю государю царю челом ударили и в том во всём договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей велел своё госудаоево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву размотренью.

        Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней.

                            М., 1999. с.155

Документ №2

«Отписка полковника П. Урусова о боях Ю.Барятинского под Симбирском»

       «В нынешнем 7179 году сентября в 20 день за Свиягою рекой дожидались его воровские казаки, и татрове, и чюваше, и морда, и больши 3000 конных и пеших людей, и был бой. И тех воров побили и языков взяли  67 человек. И воевода князь Барятинский велеле тех языеов вешать. Да сентября в 29 день пришёл он к Синбирску. И вор Стенька Разин с ворами же, казаками донскими, и астраханскими, и царицынскими, и саратовскими,татарами, чювашью и мордвой, начал силами великими. Воевода князь сошёлся с ним и учинил бой, и на том ево, вора, прогнали. …ево, вора и клятвопреступника, Стеньку Разина самово было взяли и рублен саблею, и застрелен ис пищали, да ушёл.

И октября в 3 день воевода князь Милославский Синбирск выручил и от осады совободил. И на нево, вора, пришло такое страхование, что он побежал от Синбирска в судах одними донскими казаками. И побили воров и изменниковнаголову и языков взяли 500. »

Документ №3

«Прелестная грамота С. Разина»

«Пишет вам Степан Тимофеевич, всей черни, хто хочет Богу да государю служить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских  кравапивцев  вывадить, и мои казаки как совет станут чинить, и вам идти к ним, и кабальныя  и опальныя шли бы в полк к моим казакам» (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)

        Документ №4

«Прелестная грамота  сподвижников С. Разина»

«»Великого войска донского яицкого и запорожского от атаманов … в челнавской атаману и всему войску великому.

  Послали мы к вам казаков Сидара Леденёва да Гаврилу Болдырева для собрания и совету великого войска. А мы ныне на Танбове, ноября 9 день, а у нас войсковой силы с 42000, а пушек у нас 20, а зелья полпяста и больши пуд.

     И кой час к вам ся придети, вам бы пожаловать к нам на помочь с пушками и зельем без всякого мотания наспех. А писал к нам с Арзамасу донской атаман, что наши казаки князь Юрия Долглрукого побили с войском его, пушек 120, а зелья 1500. Да пожаловать бы вам породеть за дом святыя Богородицы, и за великого государя, и за батюшку Степан Тимофееича, и за православную веру. (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)

Документ № 5

«Прелестная грамота С. Разина»

«От донских и яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и от всего великого войска донского и яицкого паметь Цывильского уезду розных сёл и деревень черней руским людем и татарам и чюваше и мордве. Стоять бы вам, черне руские люди, и татаровя, и чуваша, и за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и за великого князя Алексея Михайловича…

А как ис Цывильска к вам, черне, посыльщиков по селам и деревням будут загонеть в осад, вам бы в осад Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом и всех перерубает, вам бы тех посыльщиков ловить и привозить в войска в Синбирск. А которые дворяне, и дети боярские, и мурзы, и татаровя, похотев стоять за  дом пресвятые Богородицы и за веру православных крестиян, их не трогать и домов не разореть. А с войсковой памяти списывать и отдавать списки по сёлам и деревням сотцким и старостам десяцким, чтобы они сию высоковою паметь знали

    К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А сею высковую память послан наш казак Апердя Мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать. А буде ево не станете слушать, и вам бы на себя  пенять »        Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Единая Россия (конец XV-XVII веков)".

Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в конце XV-XVII в.в. Задачи. Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о жизни...

Тестовые задания по теме "История России с древнейших времён до середины XVII века".

Тестовые задания предназначены для проведения тематического контроля по данной теме. С помощью данных тестов проверяются знания студентми фактического, хронологического материала, умение устанавливать...

Народные движения в середине XVII века.

Цели урока: Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.Задачи урока:Образовательные:·        Выявить причины, рассмотреть ход и итог...

Проверочная работа по истории России первой половины и середины XVII века для 7 класса

Проверочная работа по истории России первой половины и середины XVII века для 7 класса...

Урок истории России в 7 классе . Тема: "Народные движения в середине XVII века".

XVII  век неспокойно прошел,Народ на борьбу за волю пошел.Восстания, бунты длились 100 лет,За это «бунташным» прозвали тот век!  ...

Методическая разработка к уроку "Народные движения в России середины XVII века"

Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – ум...

Рабочий лист по истории 7 класс «Народные движения в России в XVII веке»

Рабочий лист по истории 7 класс «Народные движения в России в XVII веке»...