Урок истории России в 7 классе . Тема: "Народные движения в середине XVII века".
план-конспект урока по истории (7 класс)

Шульц Галина Николаевна

XVII  век неспокойно прошел,

Народ на борьбу за волю пошел.

Восстания, бунты длились 100 лет,

За это «бунташным» прозвали тот век!   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_dvizheniya_v_seredine_xvii_veka.odt14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории России для 7 класса

по теме "Внешняя политика России в н. 17 века".

Вариант 1

Выберите правильный ответ.

1.    Основной противник России после Смуты:

а) Крымское ханство

б) Речь Посполитая

в) Швеция

г) Дания                                                

2.    В результате Смоленской войны:        

а) за Речью Посполитой закрепились территориальные приобретения, сделанные во время Смуты

б) крепость Азов не сумели присоединить к России

в) город Смоленск был отвоеван русскими войсками

г)  король Владислав выдвинул претензии на московский престол

3.    Последний Земский собор был посвящен:

а) решению о начале Смоленской войны

б) вопросу о принятии Украины в состав Российского государства

в) новой русско-польской войны

г)  заключению Андрусовского перемирия

4.    Против Крымского ханства были предприняты походы в:

а)  1652 г., 1654 г.

б)  1667 г., 1669 г.

в)  1678 г., 1684 г. т) 1687 г., 1689 г.

5.    Присоединение сибирских земель к России проходило в основном бескровна, так как:

а) у русских первопроходцев были большие и хорошо вооруженные отряды

б) существовала межплеменная и внутриплеменная  рознь у местного населения

в) большинство местного населения жило в условиях родового строя

г)  внешняя угроза побуждала местное население искать защиты у Русского государства

6.    Выберите правильные ответы.

Сибирь в XVII в. притягивала к себе русских людей:

а)  благоприятными климатическими условиями

б)  наличием пустующих земель

в)  природными богатствами» дававшими надежду на обогащение

г)  верой в необходимость распространения православия среди местного населения

д)  огромными   пространствами,   позволявшими укрыться от феодального гнета

е)  стремлением Московского государства подчинить местное население.

7.    Установите правильное соответствие:

1)  Михаил Романов              а) русско-турецкая война

2)  Алексей                            б) Крымские походы Михайлович            

3)  князь                         в) Смоленская война

                                        г) Переяславская Рада В. В. Голицын          

                                д) Русско-польская война

8.    Восстановите последовательность событий:

а) Медный бунт

б) взятие царскими войсками Астрахани

в) Соборное уложение

г)  взятие восставшими под предводительством С. Разина города Царицына                                          

д)  избрание Никона патриархом                                

е)  церковный собор, на котором были прокляты противники реформ                                              

Вариант 2

Выберите правильный ответ.                                          

1.   Главной задачей во внешней политике России первой половины XVII в. было:                                  

а) обеспечение безопасности границ от Крымского      

б) возвращение утерянных во время Смуты замель

в) воссоединение Украины с Россией                        

г) борьба за выход к Балтике                                      

2. Национально-освободительную борьбу на Украине возглавил:

а) Богдан Хмельницкий                                            

б) Иван Выговский                                                    

в) Юрий Хмельницкий

г) Михаил Шеин                                                            

3.   В 1654 г:

а) заключен Зборовский мир между восставшим украинцами и поляками

б) началась русско-турецкая война

в) на Раде в Переяславле было принято решение о вхождений Украины в состав России

г) присоединены к России Восточная Сибирь' и Дальний Восток

4.    В результате русско-турецкой войны:

а) большая часть Правобережной Украины оказалось под властью турок

б) Османская империя признала переход в состав России Левобережной Украины и Киева

в) были захвачены турками крепость Чигирин и город Киев

г) прекратились набеги крымских ханов на русские земли

5.    Крымские походы:

а) принесли России только политический успех

б) закончились   полным   разгромом   Крымского ханства

в) привели к заключению «вечного мира» с Крымским ханством

г) были бессмысленной авантюрой правительства

6.    Выберите правильные ответы:

Основные направления внешней политики России в XVII в. (до 1689 г.):

а) борьба за выход в Азовское море

б) возвращение утраченных в ходе Смуты земель

в) борьба за выход в Балтийское море

г)  воссоединение Украины с Россией

д) обеспечение безопасности южных границ от Крымского ханства

е) ослабление Османской империи

7.    Восстановите последовательность событий:

а)  Соловецкое восстание

б)  церковная реформа              

в)  деятельность патриарха Филарета

г)  неудача  восставших  под  предводительством Степана Разина под Симбирском

д)  Соляной бунт

е)  поход восставших под предводительством Степана Разина «за добычей»

8.   Установите соответствие:

1)  мир с Польшей (1634 г.)         а) сохранение власти России и Речи Посполитой над Запорожьем

2) Андрусовское перемирие         б) сохранение за Польшей всех земель, захваченных в годы Смуты

                                в)  признание власти России над Левобережной Украиной и Киевом

                                        г)  отказ короля Владислава от притязаний на русскую корону

                                        д)  возвращение России Смоленских и Северских земель.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

7 класс. История России.

Урок обобщения по теме «РОССИЯ В НАЧАЛЕ 17 ВЕКА».

ЦЕЛЬ: повторить знания учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме; развивать активность и быстроту мышления; способствовать формированию навыков сотрудничества.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Табло с вопросами (презентация)

                           2. Таблица учёта очков.

                           3. Карта «Россия в 17 веке»

                           4. «Чёрный ящик» с предметами.

                           5. Анкета для рефлексии.

                           6. Жетоны из цветной бумаги.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ:  две команды учащихся 7 класса -  «Бояре» и  «Дворяне».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: команды рассаживаются по рядам, один ученик помогает учителю, он либо записывает, кто дал правильный ответ, либо каждому даёт жетон. Игру ведёт учитель. Правила игры: участникам предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать. Если ученик затрудняется дать правильный ответ, он имеет право передать право ответа любому из команды. В случае неверного ответа или отсутствия его, право ответа переходит к команде соперников. Каждый вопрос имеет цену, команды должны набрать как можно больше очков. По итогам урока определяется не только команда-победитель, но оценки получают все ученики, получившие наибольшее количество жетонов за правильные ответы. Номинации игры на доске или в презентации.

НОМИНАЦИИ

I. ДАТЫ

1. 10 б. – Окончательное закрепощение крестьян связано с… Продолжите предложение.

(Соборным уложением 1649 г.)

2. 10 б. – Когда началось правление династии Романовых? (1613 г.)

3. 20 б. – Назовите дату события, в честь которого мы через несколько дней будем отмечать новый государственный праздник – День народного единства. (1612 г., освобождение Москвы)

4. 30 б. – «К сим словам весь наш народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом поковник.. ходячи в кругу, на все стороны спрашивал: все ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно…» Когда и где произошло это событие? (1654 г., Переяславская рада)

5. 10 б. – Неоднократно Россия в 17 веке пыталась вернуть Смоленские земли. Назовите даты войны, по окончании которой это удалось. (1654-1667гг, война с Польшей)

6. 10 б. – Когда в России появилось первое высшее учебное заведение? Как оно называлось? (1687 г., Славяно-греко-латинская академия)

II. ЭКОНОМИКА

1. 5 б. – Что такое товарное производство? ( Производство на продажу)

2. 10 б. -  Всего за 17 век было создано около 60 этих предприятий, однако, к концу века их осталось не более 30. Их существованию мешало отсутствие большого количества свободной рабочей силы. Что это за предприятия? (Мануфактуры)

3. 30 б. – В нашем городе, как и в любом другом, есть рынок. А что такое «всероссийский рынок»? (Общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны)

4. 20 б. – В 17 веке появились крупные всероссийские ярмарки. Что это такое? Назовите и покажите на карте самые знаменитые. (Ежегодный торг. Архангельская, Ирбитская, Макарьевская, Свенская)

5. 20 б. – Назовите и покажите на карте два главных центра внешней торговли России в 17 веке. (Архангельск и Астрахань)

6. 10 б. – Вологодские мастера славились знаменитыми кружевами, ростовские – финифтью, белозерские – ложками, вяземские – санями, нижегородские – замками и т.д. Как называется это явление в ремесле? (Специализация)

III. «БУНТАШНЫЙ ВЕК»

1. 30 б. – Перечислите основные причины народных выступлений в 17 веке. (Закрепощение крестьян, усиление налогов из-за непрерывных войн, усиление приказной волокиты, попытки ограничения казачьей вольности, церковный раскол)

2. 10 б. – О каком событии идёт речь в сочинении Г.К.Котошихина: «Да в то же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные деньги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая…» (1662 г., Медный бунт)

3. 10 б. – Дворец без казны оставаться не мог,

                Тогда-то на соль наложили налог:

                По двадцать копеек с пуда.

                И тут прокатилась зловещей волной

                Народная ненависть грозно.

О каком событии рассказывается в этом стихотворении Н, Кончаловской? (1648 г. , Соляной бунт)

4. 20 б. – Кто возглавлял поход голытьбы в Персию, так называемый «поход за зипунами»? (Степан Разин)

5. 10 б. – Когда было восстание Степана Разина? Покажите на карте территорию. (1670-1671гг.)

6. 20 б. – Они прибегали к самым разнообразным формам протеста: от самосожжения до голодной смерти, от уклонения от повинностей до вооружённого сопротивления царским воеводам. Как называли в 17 веке этих людей? (старообрядцы)

IV. КТО ЕСТЬ КТО

1. 10 б. – Кому «благодарная Россия» поставила памятник на Красной площади в Москве?

 (К. Минину и Д. Пожарскому)

2. 30 б. – «В прошлом… Божиею волею и твоим, великого государя, изволением… был я… поставлен на патриаршество… И начал тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошёл без твоего, великаго государя, указу в Воскресенский монастырь… » Кто автор этого письма? (Патриарх Никон после заточения)

3. 5 б. – Какой русский царь был прозван народом «Тишайший»? (Алексей Михайлович)

4. 10 б. – Пролив между Азией и Америкой официально был открыт в 18 веке и получил название Берингов пролив. Кто в 17 веке фактически открыл его? (Семён Дежнёв)

5. 10 б. – Кому царь Алексей Михайлович поручил воспитание и образование своих детей? (Симеону Полоцкому)

6. 20 б. – Кто уже в конце 17 века предлагал освободить крестьян от власти помещиков? (Князь Василий Голицын)

V. НАШ КРАЙ

1. 10 б. – Летопись Томска начинается с имени татарского князька . Как его звали? (Тоян).

2. 10 б. – С какой просьбой обратился князь Тоян к великому русскому государю?  (Защитить его мирный народ – охотников и рыбаков – от кочевников).

 3. 10 б. – Кто руководил строительством Томского острога четыре века назад? (Гаврила Писемский и Василий Тырков).

 4. 10 б. – Укажите место, откуда начинал строиться город? (Воскресенская гора).

 5. 10 б. – Назвать фамилию русского царя, велевшего  «поставити» Томский город-острог? (Годунов)

6. 10 б. –  Сколько лет исполнилось Томску в 2014 году?  (четыреста десять)

 VI. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

1. 20 б. – Лимон и огурец. Приведите пословицу, в которой упоминаются эти дары природы.              ( «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, едим огурцы»)

2. 20 б. – Так как ЭТО было важнейшим продуктом потребления, то увеличение налога на ЭТО, ударило по населению, и народ взбунтовался. Что ЭТО? (Соль)

3. 20 б. – В ящике находится то, что стало поводом для одного из самых известных народных движений 17 века. (Медная монета)

4. 20 б. – Мода на эту вещь появилась именно в 17 веке. В царском дворце, в домах бояр и дворян можно было увидеть великолепные образцы этого изделия, привезённые из Европы. Сегодня мы пользуемся этой вещью ежедневно, особенно, наши очаровательные дамы. Что ЭТО? (Зеркало)

5. 20 б. – Одной из любимых новинок в пище феодалов в 17 веке стала именно она. Сегодня мы едим это практически ежедневно. Что ЭТО? (Колбаса)

6. 20 б. – Этот предмет напоминает нам об одном из главных украшений царского дворца – печи. Каждый такой предмет в 17 веке напоминал маленький шедевр. Назовите его. (Изразец)

VII. ВОПРОСЫ

1. 5 б. – Когда правил Михаил Романов? (1613 – 1645 гг.)

2. 5 б. – Как назывался совещательный орган при царе? (Боярская дума)

3. 5 б. – Что такое сословия? (Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями)

4. 5 б. – Что такое парсуна? (Портрет)

5. 5 б. – Что такое самодержавная монархия? (Абсолютная монархия)

6. 5 б. – Что такое казачество? (Военное сословие)

ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ: подсчёт очков, выявление победителя, выставление оценок лучшим игрокам.

РЕФЛЕКСИЯ: анкетирование (вопросы написаны на доске под картой, листочки розданы в начале урока).

ВОПРОСЫ: 1. Самый лёгкий вопрос игры –

                      2. Самый трудный –

                      3. Самый интересный –

                      4. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось -

                          что не понравилось –

…………………………………………………………………………………………………………………………………