ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV
план-конспект занятия по истории (7 класс)

 Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ                            

Учитель

Хохлова Ирина Геннадьевна

Тема урока

Внешняя политика Ивана IV

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в.

Образовательные 
ресурсы

Учебник «История России» Андреев Федоров

Личностно значимая проблема

Должен ли правитель совместно с реформами внутри страны вести активную внешнюю политику

Методы и формы 
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Астраханское ханство, Казанское ханство,  засечная черта, Ермак Тимофеевич, ясак, острог, Ливонская война, многонациональное российское государство

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Получат дальнеющую возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Приветствие учеников. Проверка присутствующих.
Т- тетраль Р- ручка У – учебник Д - дневник

Приветствие учителя, готовность к уроку

Опрос ДЗ

1)Приложение №1 – индивидуальный

2) Вопрос №4 стр.39.

3) Анализ источника стр.40-41.

Проверка ДЗ проводится

Переход к изучению

Эпиграф урока

Работа с эпиграфом стр. 41

О чем будет говорить на уроке?

Какие цели и задачи мы с вами ставим на этот урок?

Учитель вместе с учениками формулирует тему урока

(Даты, термины, имена – обращаем на них внимание)

Анализируют эпиграф урока

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока

Изучение нового материала + итоговое закрепление

Беседа

Беседа

Карта

Составление схемы в тетради

Беседа с классом

Видеофильм

Рассказ учителя

Вопросы

Вопросы:

1.Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

2.Почему была необходимость реформирования страны? Какими причинами реформы были вызваны?

3. Какие цели преследовали Иван IV, проводя реформы в стране?

4.Перечислите реформы Ивана IV?

Учитель: Итак, мы с вами изучили реформы Ивана Грозного и Избранной рады и выяснили, что эти преобразования способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

-Ребята, давайте подумаем, что необходимо нам еще узнать, что бы составить полное представление о времени правления первого русского царя?

-Правильно, и сегодня на уроке мы узнаем о целях и задачах внешней политики Ивана IV

-Как вы думаете, какие можно выделить цели и задачи внешней политики любого государства?

- Да, каждое государство стремится к расширению своих территорий, защите своих границ и интересов. Поэтому вступает во взаимоотношения с другими странами, зачастую граничащих с ними.

Давайте посмотрим на карте, с какими странами граничит Русское государство? (учебник стр.45) Анализ карты

Верно, отсюда можно выделить три основных направления внешней политики: восточное, южное и западное. И в связи с этим у Российского государства были следующие задачи: на востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и освоение Сибири, на юге - борьба с набегами крымского хана, на западе - выход к Балтийскому морю.

Давайте запишем направления и задачи внешней политики.

Учитель:

1.Ребята, вспомните в каком веке распалась Золотая орда? На какие ханства?

2. Какое из ханств было особенно опасно? Почему?

Учитель: Верно. Казанцы грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов. Два первых похода на Казань (1547-1548, 1549-1550) оказались плохо подготовлены и закончились неудачей. Подготовка к третьему походу велась более тщательно: летом 1551 г. построили крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для наступления, собрали 150 тысяч воинов, 150 артиллерийских орудий. Русские штурмом брали Казань. На штурмующих со стен кидали камни, толкали бревна, лили кипящую смолу. На них летели стрелы. Но взять город так и не удалось. Началась осада. Осадными работами руководил Иван Выродков, сделали подкоп, заложили в него 48 бочек пороха. На рассвете 2 октября 1552 г. раздался взрыв, в пролом вошли войска. И битва началась в самом городе: всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. В итоге Казань была взята

Как было взятие Казани- посмотрим видеофильм (история государства Российского. Взятие Казани - https://www.youtube.com/watch?v=ZAa7vQ55ffM)

Учитель: Ребята, с каким ханством на восточном направлении Ивану  IV пришлось воевать? (Мы записали его в тетрадях)

Верно, еще в 1551 г. астраханский хан, предложил свою службу Ивану IV. Но в 1554 г., нарушив договор, он ограбил русское посольство, а затем напал на ногайцев. Ногайские правители обратились в Москву с просьбой о защите.

В июне 1554 г. русские войска и ногайские отряды без боя вошли в Астрахань. Ханский трон занял Дервиш-Али, служивший в России. Были освобождены многочисленные русские пленные. На Астраханское ханство была наложена дань - денежная и натуральная. Право заменять ханов перешло к русскому царю, астраханским же ханам вменялось впредь «государя себе не искать».

Пункт 2 – Освоение Сибири – комментированное чтение, вопросы стр. 46.

Пункт 3,4 – Ливонская война

Учитель: как думаете, какое отношение вызывала такая активная политика русского царя у других государств?

Именно это недовольство и выльется в войну.

И мы переходим к западному направлению  внешней политики.

1.Как считаете, почему для Ивана Грозного был так важен выход к Балтийскому морю?

2.А какое государство на западе препятствовало этому? Посмотрите на карту.

Конечно же, Ливонский  орден. Давайте сравним территории России и Ливонского ордена.

Ответьте, у кого больше шансов победить в этой войне? Почему?

Самостоятельно прочитать пункт 3 и 4 и заполнить таблицу

ЛИВОНСКАЯ ВОЙА

Причины

Участники

Ход

Итог

Причины
- стало стремление Московского государства завладеть удобными гаванями на Балтийском море

-установить прямые торговые связи с Западной Европой.
Участники
Великое княжество Московское, Швеция, Дания, Польско-литовское государство, Ливония.
Ход войны 

К началу войны Ливонская конфедерация была ослаблена рядом военных поражений и Реформацией. С другой стороны Россия набирала силу после побед над Казанским и Астраханским ханствами и присоединения Кабарды.

Итоги Ливонской войны

-В 1582 г. Россия заключила Ям-Запольское перемирие с Польшей, уступив ей Ливонию в обмен на возвращение захваченных Баторием русских городов (Полоцк остался у Польши) .
-В 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Шведы удержали Эстляндию и захваченные ими русские города.
- Итак, Ливонская война закончилась поражением России, практической потерей ею выхода к Балтийскому морю. Борьба за возвращение выхода к Балтийскому побережью стала с этого времени важнейшим направлением российской внешней политики. Но окончательным успехом она увенчалась лишь в XVIII в. , при Петре I.

Причины неудачи коренятся, во-первых, в неверной оценке расстановки сил в Прибалтике: начиная войну с Орденом, Иван IV не предвидел вмешательства в нее новых соперников, борьба с которыми оказалась России не под силу. Во-вторых, поражение было вызвано ослаблением России в результате внутренней политики Ивана IV, прежде всего - опричнины.

исходя из всего пройденного сегодня, какие же итоги можно выделить во внешней политике Ивана Грозного?

Отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

1.Реформы Ивана IV.

2.Летом 1547 г. в Москве вспыхнул пожар, уничтоживший почти весь город. В столице, как и в других городах, вспыхнули народные восстания. Эти события показали необходимость преобразований.

3.Ликвидировать последствия боярского правления и укрепление центральной власти.

4.Судебная реформа (Судебник 1550 г.), церковная реформа (стоглавый собор), губная реформа, военная реформа, отмена кормлений, ограничение местничества, формирование приказов и т.д.

Примерный ответ:

Отношения царя с другими странами, внешняя политика.

Примерный ответ:

Расширение территории страны, защита границ и интересов государства, выход к морям, повышение авторитета на международной арене и т.д.

Примерный ответ:

1. Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, Речь Посполитая, Ливонский орден.

Записывают в тетрадь

Примерные ответы:

1.60-е гг. XIV в.; Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства, Ногайская и Белая орды.

2.Казанское ханство, т. к. производили постоянные набеги на Русь.

Слушают учителя, по ходу рассказа делают записи

2 октября 1552 г. взятие Казани.

Просмотр видео

Астаханское

1556 г. присоединение Астраханского ханства к России.

Стр.46 – СР. Вопросы.

В тетрадь: 1582 год – поход Ермака

Недовольство.

Отвечают на вопросы

запишем дату Ливонской войны - 1558 – 1583 гг.

Сколько лет длилась война? Почему так долго?

Заполняют таблицу

Проверка таблицы

итоги внешней политики Ивана IV:

  1. Положительные.

- Россия обезопасила свои юго-восточные границы;

- Россия включила в свой состав новые территории - Поволжье, Урал и Западную Сибирь, богатые природными ресурсами;

- Россия стала многонациональным государством;

  1. Негативные:

- Большие людские и материальные потери, хозяйственное разорение из-за постоянных войн;

- Россия не смогла получить выход к Балтийскому морю;

- Россия завоеванных территорий в Прибалтике и части собственных (Ливония,  Полоцк, Нарва, Копорье, Ивангород и Ям)

Рефлексия

Метод незаконченного предложения

Рефлексия

ДЗ

Пар.7, даты, термины, имена.

Приложение №1 Опрос ДЗ

1 ВАРИАНТ

Стрельцы  - служилые люди, первое постоянное войско

ПРИКАЗ- центральные органы управление

Иван Висковатый – глава посольского приказа

1512 – реформа центрального управление (приказы)

1550 – Судебник Ивана 4, появление стрелецкого войска

2 ВАРИАНТ

Реформа – изменение, преобразование

Служилые люди – те, кто находился на государственной службе

Алексей Адашев – глава Челобитного приказа

1551 – созван церковный собор

1556 – реформа местного управление (отмена кормлений), принято уложение о службе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....