Использование кейс-стади на уроках истории
статья по истории по теме

Беспалова Юлия Сергеевна

Данная статья расскрывает использование на уроках истории технологии кейс-стади, а также что из себя она представляет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bespalova_ispolzovanie_keys-stadi_na_urokah_istorii.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Беспалова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№26» г. Абакана

 «Использование кейс-стади на уроках истории»

Современный мир явление динамичное и многогранное. Человек находясь в нем должен, с одной стороны, быть готовым к изменениям, а с другой, чувствовать себя комфортно и уверенно. Процесс социализации, становления личности непосредственно связан с системой образования. Именно в школе ребенок получает знания, формирует основные компетенции, которые становятся его базой для  дальнейшего развития и становления.

Стандарты обучения  второго поколения основаны на системно-деятельностном подходе, который, прежде всего, учит учиться, а не просто получать знания. Через формирование универсальных учебных действий происходит самый  главный процесс – процесс становления личности. По мнению исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания".

В современной школе все чаще происходит использование на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий, основанных на субъект – субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник . Компетентностый подход  является базовым, и также нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся, особенно это важно в старшей школе, где формируется профориентационная составляющая.

Одним из таких современных  технологий является технология кейс-стади. Она  интерактивна, так как изначально дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями своих товарищей, так и право каждого на собственное мнение.

Кейс — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он основывается на  анализе конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании  должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В- третьих,  требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для перевода их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информация для работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений. [1, с.62,63]

Кейсы могут быть обучающие, практические, научно-исследовательские. Все они направлены на практическую сторону  обучения, учащийся должен научиться применять свои теоретические знания на практике, искать пути  выхода из различных ситуаций, все это  впоследствии может пригодиться его в дальнейшей жизни.

Вариантов работы с кейс-технологией множество. Это может быть в виде опережающего задания, например, учащиеся получают кейс на дом, создается проблемная ситуация и далее, работая с ним, происходит актуализация и систематизация знаний, а также мотивирование на будущий материал. Работа с кейс-технологией может быть организована как в группах, так и индивидуально. Также целесообразно использовать ее при проектном обучении.

Наиболее успешно кейс - технологии можно применять на уроках права, обществознания и истории.  Это как раз те дисциплины, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Примером использования технологии кейс-стади , может послужить урок в 10  классе «Реформы в России или как я готовился к ЕГЭ». Начиная с постановки проблемной ситуации, показанной на примере их сверстника , которому необходимо выполнить задание для подготовки к экзамену, учитывая определенные условия, происходит переход к сравнительно-историческому анализу деятельности двух выдающихся реформаторов Петра I и Ивана IV. Учащимся предлагается на основе источников, характеризующих основные реформы героев, а также двух иллюстраций, определяющих время их жизнедеятельности, сначала узнать этих правителей, а уже затем охарактеризовать направления их деятельности и сравнить ее. Работа организуется по группам, которые получают свои задания.

На данном уроке формируются коммуникативные, познавательные компетенции, происходит отработка типов заданий ЕГЭ, учащиеся на практике показывают, как они владеют данной исторической информацией и  каким образом они могут ее использовать, показать уровень сформированности  умении сравнения, анализа, определения причинно-следственных связей. В конце урока учащиеся пытаются определить, чья деятельность по охвату направления является шире, тем самым подводя итог своей работы.

Таким образом, кейс-технологии   помогают формировать у учащихся умения  анализировать и устанавливать проблему,  четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,  общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

А также  помогают  понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения, выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента, cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69

2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

3. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.-    1999.- №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

Анализ текста: технология кейс-стади в практике урока русского языка

Одна из задач учителя русского языка–активно использовать современные технологии в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).Сочинение-рассуждение мы начинаем писать с по...