Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рыбченко Ольга Александровна

Выступлении на РМО учителей истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя истории и обществознания МБОУ «Ситьковская основная школа» Рыбченко О.А.на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме:

«Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания»

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:

 во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению;

во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения ( И.Я. Лернер, М.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).

 Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорийской школе. В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона. Эмпиризм критически относится к истинам, имеющим «словесное» происхождение, он требует истины путем изучения действительности.

В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения .

Таким образом, концепция проблемного обучения, наиболее масштабная разработка которой началась в нашей стране в 60-е годы XX века, имеет довольно древнюю и богатую историю, прошедшую в своём развитии три этапа:

  • Разработка способов и средств активизации учебного процесса (майевтика Сократа, дидактика Я.А. Коменского, идеи Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева)
  • Формирование исследовательского метода обучения, основанного на приёмах развития познавательной самостоятельности учащихся в овладении знаниями (А.Я. Герд, А.П. Пинкевич, В.В. Половцев, Б.Е. Райков)
  • Формулирование идей и средств обучения путём разрешения проблем (« problem solving ») (Дж. Дьюи, Дж. Брунер, Г. Пойа, О. Зельц, К. Дункер).

В нашей стране разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались и занимаются сегодня многие учёные и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Г. Дайри и мн. др.

М.И. Махмутов предложил оригинальную системную концепцию проблемного обучения, разработал его методологическую базу, а также структурно-функциональную модель учебного процесса, обеспечивающую формирование навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

Наиболее важными, на наш взгляд, функциями проблемного обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Рассмотрим их более подробно.

В современной педагогике всё шире распространяется убеждение, что репродуктивная деятельность отрицательно влияет на возможность последующего творчества. К этому выводу приходят как теоретики, так и практики, как педагоги, так и психологи. Специфика построения проблемного обучения на моделировании проблемных ситуаций, содержащих противоречия, отношение к которым является одним из важнейших критериев творчества, позволяет сделать вывод о его эффективности в этом направлении.

Второй важнейшей функцией проблемного обучения, как уже отмечалось выше, является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимися осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо  научить учащихся решать поставленный задачи. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в проблемном обучении. Итак, мы сосредотачиваем своё внимание на создании и решении учебных проблем, обеспечивающих эффективное воздействие проблемного обучения на развитие личности школьника, и её подготовку к дальнейшему развитию за стенами школы.

Актуальность опыта заключается в том, что  использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания  обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания  творческой самореализации.

Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки истории и  обществознания.

Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией проблемного обучения и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха как для ученика, так и для учителя.

Вся моя педагогическая деятельность основывается на определённых принципах и соответствующих им методах и приёмах, средствах и формах обучения и воспитания, о которых речь пойдёт далее.

Цели и задачи педагогического процесса.

Основная цель- повышение  познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии.

Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:

Задачи:

  • Дать ученикам прочные и глубокие знания по предметам.
  • Вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение.
  • Научить исследовательской деятельности.
  • Содействовать творческому развитию каждого ученика.
  • Воспитывать у детей любознательность, самостоятельность.
  • Развивать интеллектуальные способности.

Принципы педагогической деятельности.

Принцип научности. Этот принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории:

  • рассмотрение всякого исторического явления в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счёте, стало; нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций;
  • рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон;
  • рассмотрение историко-экономических процессов с учётом социальных интересов различных слоёв населения, различных форм их проявления в обществе;
  • рассмотрение того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.

Так, реализовывая данный принцип при изучении темы " Модернизация  экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930-егг", ставлю перед учениками следующие проблемные вопросы:

  • Сталинский вариант индустриализации  - результат субъективных причин или объективная закономерность?
  • Прав ли был Сталин , предлагая свой  вариант проведения индустриализации?

Принцип наглядности.

Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств, или «каналов связи», человека с окружающим миром различна. Отмечают наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, тем самым ставят принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств.

По мнению Ушинского К.Д., наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Реализовать данный принцип помогает использование ИКТ на уроках :презентаций  , видеоматериалов, учебных дисков, практических пособий по подготовке к ЕГЭ.

Использование ИКТ позволяет  мне  сэкономить массу времени, которое  раньше затрачивалось  на меловые записи и рисунки на доске и позволяет на урок работать с различным текстовым и наглядным материалом : фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. таблицы, схемы,  картины , фотографии , плакаты  , графики, условно - графическую наглядность.

На заключительном этапе изучения темы " Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-гг" я даю рассмотреть плакат 30-х гг. И  предлагаю ответить на вопрос: назовите историческое событие , которое художник изобразил на плакате? Почему вы так решили? Каковы его последствия?

При изучении темы « Гражданская война» показываю плакаты белых и красных. Вопросы: определите где плакат белых , а где красных ? Почему вы так считаете?

Использую плакаты в качестве исторических документов , несущих  в себе информацию  об  исторических событиях советской эпохи.

Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.

Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположены, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся.

Важно соблюдать последовательность и преемственность в их работе, своевременно выявлять уровень воспитанности учеников.

Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти изучаемых знаний, формируемых навыков и умений.

На длительность сохранения знаний влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения и жизни ребенка вне школы. Проблема прочности обучения состоит в том, чтобы усилить действие положительных факторов и снизить роль отрицательных.

Для того , чтобы добиться прочных знаний в своей работе использую опорные  схемы, где выделяются причинно- следственные связи между историческими явлениями , «событийные линии», игра « Историческое домино», тестовые задания.

Личностно-деятельностный принцип. Суть принципа — в организации процесса обучения таким образом, что приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытие ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Так, например, изучение темы  " Искусство зарубежных стран начала 20 века"я строю не традиционно, сообщая учащимся  особенности новых стилей и направлений в искусстве начала 20 века , а  через проблемный вопрос: можно ли говорить о рождении новой формы культуры? Причём знакомство с  особенностями новых направлений в искусстве начала 20 в. происходит путём  сравнения с классическими традициями в искусстве   15-19вв. Учащиеся сами называют новые тенденции в  искусстве , учитель лишь акцентирует их внимание  на той  или иной эстетической  категории . Таким образом, знакомство с изучаемыми  понятиями происходит через поисковую деятельность.  В завершении урока учащиеся выражают своё собственное мнение  о произведениях искусства начала 20 века. Изучение темы « Пётр Первый- царь и человек» проходит через анализ видеоматериала .Происходит обсуждение вопросов: личность в истории, направленность петровских реформ, итоги петровских преобразований.

Принцип вариативности. Суть принципа — в развитии у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблем, в умении осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации — ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.

Так, изучая в курсе истории России ХХ в. тему «Февральская буржуазная революция», ставлю проблемную задачу : Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?

Благодаря исследованию вероятных версий этих причин учащиеся в конечном итоге выбирают из них наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.

Принцип креативности. Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности,  формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение. Одной формой активизации познавательной деятельности учащихся, развития у них творческих способностей является написание эссе по обществознанию и по истории. Чаще всего эссе — завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома, а в классе проводятся конкурсы эссе.

Эссе- это результат  творческой деятельности учащихся , который представляет собой новый продукт в виде размышления по заданной теме.

Приведу примеры тем , по которым учащиеся пишут эссе:

"Экономика- есть искусство  удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" (А. Пуанкаре).

Так ученица 9 класса Михайлова Валерия  пишет :"... Всё иметь невозможно. Чего- то человеку всё равно будет не хватать.... Нужно с умом распределять свои финансы ,свои возможности..."

На уроках истории предлагаю написать эссе по темам :

« Почему Россия проиграла Первую мировую войну?»

« Почему  князя Ярослава прозвали Мудрым?»

Ещё одно творческое задание , которое дети выполняют с удовольствием – написание синквейна на заданную тему. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Принцип практической ориентации. Суть принципа в связи теории с практикой. Работая на проблемном уроке с историческими источниками, газетными публикациями, видеоматериалами, картами и т.д., учащиеся приобретают умения и навыки практической деятельности. Например при изучении темы " Правление Владимира Монамаха"  я даю учащися прочитать отрывок  из его произведения " Поучение детям" . После прочтения предлагаю ответить на следующие вопросы

1. "Поучения" адресованы  княжеским детям . Что из них приемлемо для вас,  детей сегодняшней России?

2. Какое представление  об авторе  " Поучений.."  возникает  у вас при их чтении?

3. Советы, касающиеся военного дела  - современны ли они?

При изучении темы « Религия древних греков» я  предлагаю ответить на воросы:

- Как вы считаете , почему древнегреческие мифы интереснв нашим современникам

Какие  « крылатые выражения» пришли к нам из Древней Греции? Что они означают сегодня?  ( « Ахиллесова пята», « лаконичная речь»)

Методы и приёмы педагогической деятельности.

 Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечить достижение педагогических целей.

М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся выделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий.

Монологический метод

 это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

При монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приёмы, усиливающие его возможности. Среди таковых я использую:

Приём проблемного изложения — применительно к монологическому методу характеризуется спорадическим возникновением проблем. Так, излагая в старших классах тему " Новая экономическая политика», ставлю по ходу работы перед учащимися следующие познавательные (проблемные) задания:

  • В чём сущность Новой экономической политики?
  • В чём проявились экономические и социальные противоречия НЭПа?
  • Каковы причины свёртывания НЭПа?

Показательный метод 

 Предполагает объяснение учебного материала путём постановки проблемы и показа учащимся логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе. Среди таковых могу назвать:

Приём логического изложения — формирует у учащихся понятие о логике и способах решения научной или практической проблемы. В монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчёркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить. Так, на уроке изучения проблемы самостоятельности или искусственности образования Древнерусского государства, показываю при помощи фактического материала логику решения вышеназванной проблемы сторонниками норманнской или антинорманнской теорий, делая выводы и обобщения.

Приём предположения — в нём в отличие от приёма логического изложения учащимся    предлагается после постановки учителем проблемного вопроса, предположить на какие факты опираются, доказывая свою правоту, сторонники той или иной точки зрения

( например, феодальная раздробленность – период упадка или расцвет русских земель) Использование этого приёма возможно как индивидуально, так и в варианте парного и группового взаимодействия. В качестве подсказки можно предложить опорные слова и выражения. Последующее сопоставления собственного варианта с объяснением учителя способствует формированию у учащихся способов поисковой деятельности.

Диалогический метод 

 Предполагает проведение сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися. Ученики при этом методе активно участвуют в постановке проблемы и её решении путём выдвижения предположений и самостоятельного доказательства своих гипотез, что способствует формированию у них умений речевого общения, самостоятельной деятельности и коллективной мыслительной деятельности.

В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, новых знаний, новых подходов, преподаватель либо сам отвечает на них, либо организует изучение учащимися учебного пособия, видеофильма и пр.

Так при изучении темы « Цена победы»  на основе статистических данных предлагаю учащимся самим  сформулировать проблемную задачу, которая решается  ими самостоятельно.

Приём создания проблемной ситуации — в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции.

  • Почему Русь смогла отразить натиск более развитой Европы, но покорилась менее развитым монголам?
  • Почему Людовика XI называли « всемирным пауком», а Карла Смелого –

« последним рыцарем»?

  • Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
  • Был ли царь Алексей Михайлович " Тишайшим"?
  • Коллективизация - трагедия крестьянина труженика?
  • Триумф и трагедия победителей ( 1945-1953 гг)
  • Иван Грозный –портрет без ретуши.
  • Пётр Первый – абсолютный монарх или большевик на троне?

Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.

Так при изучении темы « Цена победы»  на основе статистических данных предлагаю учащимся самим  сформулировать проблемную задачу, которая решается  ими самостоятельно.

Приём  дискуссии — вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем. Пример : Коллективизация - трагедия крестьянина труженика или благо?

Дискуссию провожу в заключительной части урока, когда ученики уже познакомились с причинами перехода к коллективизации и её сущностью, результатами.

Приём ролевой дискуссии — ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц.  Примером использования данного приёма может служить обсуждение вопроса Иван Грозный  - тиран или реформатор?( форма урока- урок - суд, участники : Иван Грозный , судья , прокурор, адвокат , свидетели).

Следует отметить, что использование подобных приёмов целесообразно, если учащиеся владеют правилами ведения диалога.

Эвристический метод

 предполагает проведение эвристической беседы с решением познавательных задач. Открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Наиболее выразительной формой Э.м. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.

Так, при изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» ставится проблема:

Почему и каким образом стали возникать средневековые города?

Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:

Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Ставлю другие вопросы более узкого характера:

Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?

Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?

Почему «умельцы» уходят из деревни?

Куда они уходят? Где поселяются?

Что еще кроме мастерской ремесленника появляется на их месте поселения?

Кто еще селится в этой местности?

Таким образом, мы в результате беседы создаем такую логическую цепочку, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов. Чтобы закрепить этот материал и систематизировать его, записываем логическую схему. излишки продуктов крестьяне меняют на ремесленные изделия Успехи в хозяйстве ремесленникам трудно совмещать появляются новые сложные виды ремесла он меняет свои изделия на сельское занятие сельским хозяйством и ремеслом сельское хозяйство отделяется от ремесла хозяйственные продукты ремесленники селятся отдельно в тех местах, где можно сбыть свои изделия образование городов.

Исследовательский метод 

 предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического, поэтому я использую, помимо классического варианта, отдельные приёмы организации исследовательской деятельности такие, например, как:

Приём проекта — приём предполагает практическое или теоретическое решение значимой проблемы путём поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ. Темами проектов, выполненных моими учащимися в разное время :

" Предметы русского быта конца 19- начала 20 века"

" Моя историческая находка"

Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников таких  качеств, умений, компетенций :

  • Самостоятельность;
  • Инициативность;
  • Целеполагание;
  • Креативность.

Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

  • Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
  • Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
  • Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
  • Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности
  • Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Средства, разработанные  автором опыта.

1.Уроки  истории в среднем звене  я провожу как в традиционной форме , так и используя нетрадиционные формы проведения урока. Так как у детей этого возраста  повышение познавательной активности происходит через игровую деятельность , я провожу игру, которую назвала " Вопросики".

Суть игры - класс делится на две команды. Задаётся конкретная тема, по которой каждая команда составляет вопросы  для команды соперника. Путём жеребьёвки выбирается команда, начинающая игру. Команды поочерёдно задают друг другу вопросы, по заданной теме. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если команда не отвечает на вопрос, то на него отвечает тот кто вопрос задаёт. Учитель выступает в качестве судьи: может наложить вето на   неправильно сформулированный вопрос, принимает правильный ответ , выставляет баллы, определяет победителя.

В конце игры я задаю вопросы для обобщения и закрепления заданной темы.

Использование данного средства позволяет повысить познавательную активность учащихся  и развивать творческое мышление.

2.Компьютерные презентации для проведения уроков  с применением мультимедийных технологий по следующим темам : " Искусство зарубежных стран  в начале 20 века",

 " Война прошла ,но не дайте ей повториться!", " Цена победы", " Россия 1918 -1945 гг", " Семья и брак", « Живопись первой половины 19 века», « Жить по закону». По всем темам, изучаемым на уроках истории и обществознания у меня имеются мультимедийные презентации. Результатом применения презентаций является хорошее  усвоение материала благодаря визуальному восприятию.

3. Разработка уроков с применением видеоматериала: « Пётр Первый- царь и человек»,

« Римское войско», « Рабство в Древнем Риме».

Активно привлекаю к работе по созданию своих презентаций учащихся . Данный вид работы повышает познавательную активность учащихся , побуждает  к работе с дополнительной литературой и учит рационально использовать необходимую для работы  информацию Интернет -ресурсов.

Формы педагогической деятельности.

 Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса: не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. Исходя из этого, в  своей работе я использую  различные формы проблемных уроков,   форму традиционного урока с применением на нём проблемных и творческих заданий, различные формы нетрадиционных уроков:

Приведу примеры используемых форм проблемных уроков:

Проблемный семинар — форма учебного занятия, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Такие семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, противоречивые высказывания, определить собственное отношение к историческому прошлому. Темы  проблемных семинаров, проведённых мною : « Модернизация: добро или  зло?»,

Проблемно-поисковый урок — форма проблемного урока, где педагог сам формулирует проблему и проблемный вопрос. Учащимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный.

Так, например, изучение темы  " Искусство зарубежных стран начала 20 века"я строю не традиционно, сообщая учащимся  особенности новых стилей и направлений в искусстве начала 20 века , а  через проблемный вопрос: можно ли говорить о рождении новой формы культуры? Причём знакомство с  особенностями новых направлений в искусстве начала 20 в. происходит путём  сравнения с классическими традициями в искусстве   15-19вв. Учащиеся сами называют новые тенденции в  искусстве , учитель лишь акцентирует их внимание  на той  или иной эстетической  категории . Таким образом, знакомство с изучаемыми  понятиями происходит через поисковую деятельность.  В завершении урока учащиеся выражают своё собственное мнение  о произведениях искусства начала 20 века.

Примерами , проведённых проблемно- поисковых уроков служат  уроки по темам

" Цена победы»( урок истории в 11 классе),« Пётр Первый- царь и человек»( урок истории в 10 классе», « Римское войско» ( урок истории в 5 классе).

Обобщённое описание системы работы.

Современные условия преподавания ставят перед учителем новые задачи, формы и методы преподавания школьных предметов. Использовать  различные  формы работы в рамках технологии проблемного обучения   помогают  информационные технологии.

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

учебные диски      тестовые задания                 видеоматериалы          презентации  

                                при подготовке к ОГЕ

Использую  в работе учебные диски, презентации, видеоматериалы  на уроке истории и обществознании при изучении нового материала, обобщении и повторении ранее пройденного ,при проведении консультаций по подготовке к ОГЕ.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

  • -Повысить уровень наглядности;
  • -Установить метапредметную связь  с информатикой;
  • -Возможность организации проектной деятельности учащихся;
  • - Организовать более эффективную подготовку к ОГЕ.

Работа по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»

Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...

Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий

По данным  официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось. Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологи...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Презентация "Использование информационных технологий в обучении истории и обществознания"

В данной работе отражены направления и проблемы применения различных информационных технологий в процесе обучения на уроках общественных дисциплин....

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

«Использование приёма визуализации при работе с информационными объектами на уроках истории и обществознания в рамках полимодального подхода»

ИТОГОВАЯ РАБОТА (в соавторстве с Михайловой Еленой Павловной, учителем истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №174» Советского района...

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...