Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения
материал по химии на тему

Васильева Наталья Александровна

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_kollekciya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция»

Использование информационных технологий при обучении химии

как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

автор: Васильева Наталья Александровна,

учитель химии

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82»

телефон: 65-34-14

Омск

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Химия, как учебная дисциплина,  несет мощную мировоззренческую, нравственную, экологическую нагрузку, но часто не пользуется популярностью у школьников. Специфичность и сложность предмета не способствует повышению интереса к изучению предмета и глубоким ее усвоением с целью подготовки к продолжению образования или профессиональной деятельности.

Диагностика мотивационной сферы учащихся [6] показала невысокий уровень сформированности познавательного интереса и высокий уровень тревожности (таблица).

Учебный год

Класс

Уровень познавательных мотивов, %

Наличие интереса, %

Уровень тревожности, %

высокий

средний

низкий

есть

нет

высокий

средний

низкий

2004-2005

8 “А”

27

53

20

43

57

9

48

43

8 “Б”

33

49

18

50

50

7

53

40

2005-2006

8 “А”

29

50

21

49

51

8

56

36

8“Б”

31

51

18

49

51

6

52

32


2007-2008

8 “А”

29

55

17

52

48

8

39

53

8“Б”

19

42

39

32

68

 10

49

41

9“А”

20

46

34

41

59

6

49

45

9“Б”

30

49

21

48

52

9

59

32

9“Г”

32

52

16

52

48

9

50

41

Личностно-ориентированный подход обучения позволяет качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Одной из технологий, которая относится к классу технологий по ориентации на личностные структуры, является информационная технология (по Селевко Г.К.). Информатизация существенно влияет  на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. [3,4] Поэтому, по моему мнению, является актуальным  на современном этапе образования оборудование кабинет в соответствии с возможностью использования ИКТ.

В связи с этим цель моей деятельности  - совершенствование оборудования кабинета для  использовании информационных технологий для повышения мотивации учения школьников на уроках химии.

Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

1) при анализе психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности использования ИКТ на уроках и  разработать модель обучения химии с применение ИКТ;

2) провести анализ состояния учебно-методического обеспечения кабинета химии  для применения ИКТ на уроках;

3) создать учебно-методическое обеспечение кабинета химии для применения информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника (технические средства) и программные средства.

В письме Министерства образования о требованиях к оснащению кабинетов техникой предлагается перечень технических средств обучения для кабинетов химии (средства ИКТ):

  1. Видеокамера на штативе.
  2. Видеомагнитофон (видеоплеер).
  3. Графопроектор.
  4. Мультимедийный компьютер.
  5. Диапроектор (слайд-проектор).
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Набор датчиков к компьютеру.
  8. Телевизор (с диагональю экрана не менее 72 см).
  9. Эпипроектор.
  10. Экран проекционный.

Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.  В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий программных средств. По методическому назначению программные средства могут быть:  

  1. компьютерные учебники (уроки);
  2. программы-тренажеры (репетиторы);
  3. контролирующие (тестовые оболочки);
  4. информационно-справочные (энциклопедии);
  5. имитационные;
  6. моделирующие;
  7. демонстрационные (слайд- или видеофильмы);
  8. учебно-игровые.

В изучении школьного курса химии выделяют  несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  1. наглядное представление объектов и явлений микромира;
  2. изучение производств химических продуктов;
  3. моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  4. система тестового контроля
  5. подготовка к ЕГЭ.

Возможно следующие формы использования ИКТ:

  1. Использование готовых электронных продуктов                    

позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

  1. Использование мультимедийных презентаций 

   позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов,     наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. 

  1. Использование ресурсов сети Интернет. 

   несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  1. целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  2. видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении [2].
  1. Использование интерактивной доски и программного обеспечения, предназначенного для интерактивной доски).

Преимущества для преподавателя:

  1. позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
  2. поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
  3. позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
  4. вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  1. делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  2. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  3. учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  4. позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
  5. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
  6. отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом,  повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

С учетом выше перечисленных теоретических положений я обозначила этапы реализации проекта и критерии оценки предполагаемого результата.

Этапы реализации проекта

Первый этап. Аналитико-диагностический (2007-2008 учебный год)

предполагает:

  1. анализ психолого-педагогической и методической литературы и выявление особенностей использования ИКТ на уроках химии
  2. анализ состояния учебно-методического обеспечения кабинета химии  для применения ИКТ на уроках.

ожидаемый результат:

  1. разработка модели обучения химии с применение ИКТ.

Второй этап. Частичной реализации (2008-2009 учебный год)

предполагает:

  1. создание учебно-методическое обеспечения кабинета химии для применения информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности

ожидаемый результат:

  1. внедрение информационной технологии для повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Третий этап. Полной реализации (2009-2010 учебный год)

предполагает:

  1. мониторинг, корректировка и обобщение результатов

ожидаемые результаты:

  1. разработка методических рекомендаций.

Критерии оценки результатов

Личностные изменения

 (личностный рост ученика)

Управленческие решения

1.  Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  1. развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
  2. развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  3. формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  1. подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.     Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  1. повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
  1. выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
  1. Критерий результативности на уровне роста научно-методического обеспечения (показатели – повышение компетентности педагогов, конкретные учебно-методические разработки).
  1. Критерий удовлетворенности всех субъектов развития (показатели – отношения субъектов).
  1. Мотивационный критерий (показатели – стремление педагогов к сохранению своего здоровья и учащихся; потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария; стремление к поиску новых знаний).
  1. Критерий экономического и материального развития (объективные показатели ресурсов и трудозатрат)

Результаты  анализа состояния учебно-методического обеспечения кабинета химии можно показали, что кабинет удовлетворительно оснащен для использования традиционных методов обучения и некоторых современных технологий, но  для  применения информационно-коммуникативных технологий, актуальных в настоящее время,   кабинет не имеет базы (приложение 1). Следует отметить, что в школе есть портативный компьютер, мультимедийный проектор и экран, а также  интерактивная доска, но их использование на уроках химии  затруднено по техническим и организационным причинам.

Опираясь на теоретические положения, и исходя из предположения, что если на уроках систематически использовать ИКТ, которые одновременно воздействовали бы и на рациональную, и на эмоционально-волевую сферу личности ученика, с целью повышения  мотивации  учения школьников на уроках химии, была разработана модель  обучения химии с использованием ИКТ.

Схема. Модель использования ИКТ при обучении химии

Аналитическая деятельность

Выявление учебного материала для использования ИКТ

выявляются те вопросы, изучение которых для лучшего понимания учащимися следует рассматривать в «компьютерной подаче», а также учитель может подобрать, выбрать темы, используемые для контроля.

Информационная деятельность

Подбор и создание информационных продуктов


заключается в подборе и выборе электронных версий тем из существующего богатого рынка медиапродуктов, а также создание обучающих и демонстрационных предметных программ, презентаций уроков, Web-сайтов, набор и распечатка текстов, создание электронной базы рефератов

Организационно-методическая деятельность

Применение подобранных и созданных информационных продуктов

применение созданных и подобранных информационных продуктов - реализуется через практику: проведение медиауроков, применение мультимедийных продуктов при руководстве научно-исследовательских работ  учащихся, внеклассную работу по предмету и через подготовку и проведение олимпиад.

Консультационная деятельность

Анализ эффективности и корректировка использования ИКТ

анализ эффективности использования ИКТ предусматривает отслеживание результативности применяемой системы посредством предметного рейтинга, контрольных срезов, анализа ЗУН.


Об эффективности использовании ИКТ для формирования мотивации учения школьников на уроках химии  можно говорить, опираясь на результаты наблюдений и диагностики мотивационной сферы учащихся, а так же по следующим критериям:

  1. Повышение качества образования по химии
  2. Повышение познавательного интереса к предмету:
  3. Увеличение количества учащихся, выбирающих для сдачи итоговой государственной аттестации предметы химии
  4. Увеличение количество учащихся – участников и призеров НОУ
  5. Увеличение количества победителей окружных олимпиад
  6. Повышение уровня информационной культуры (проводить  мониторинг учебно-информационных умений и навыков, отслеживать уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, умение осуществлять обработку информации в том числе с помощью средств)
  7. Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке

Список литературы

  1. Жильцова О.А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии.- Химия в школе, 2001, №2
  2. Загорский В.В. Интернет-ресурсы для учителя химии.- Химия в школе, 2003, №9
  3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
  5. Раткевич Е.Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования.- Химия в школе, 2001, №1.
  6. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – СПб.: КАРО, 2002. – 204с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся

- расширение доступности образования;- повышение качества образования;- определение индивидуальных особенностей учащихся;- повышение эффективности образования....

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Использование информационных технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования

Компьютерные технологии все больше входят  в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводя...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников

В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых  приводит к повышению мотивации  учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....


 

Комментарии

Сараева Надежда Михайловна

Уважаемая Наталья Александровна. По Вашей работе видно, что это обобщение Вашей деятельности. Но для себя из Вашей работы я ничего не могу взять, так как там нет конкретного материала, который может быть использован на уроках другими учителями. Я не нашла ответов на вопрос, как я могу активизировать работу в профильном классе. Извините, но такую работу, наверное, нет смысла представлять на суд коллег, в ней нет конкретики. Еще раз извините, с уважением Сараева Надежда Михайловна.