Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся
учебно-методический материал по алгебре на тему

Петренко Лариса Ивановна

- расширение доступности образования;

- повышение качества образования;

- определение индивидуальных особенностей учащихся;

- повышение эффективности образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко Лариса Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

Тема:

«Использование информационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательного интереса учащихся»

                                                                                      Автор опыта:

Петренко Л.И.,

Учитель математики

МОУ СОШ №6

станица Ленинградская  

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1.ФИО автора   -  Петренко Лариса Ивановна

2. Населенный пункт (район) - муниципальное образование Ленинградский район

3.Образовательное учреждение - муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 6  станицы Ленинградской

4. Занимаемая должность- учитель математики

5. Педагогический стаж и квалификационная категория -29 лет, высшая

6.Тема педагогического опыта «Использование информационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательного интереса учащихся»

7.Уровень опыта. Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления, овладение математическими знаниями и умениями  на всех ступенях обучения, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

8.Цель педагогического опыта:

- расширение доступности образования;

- повышение качества образования;

-определение индивидуальных особенностей учащихся

- повышение эффективности образования.

...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции                                                                                                                       В.Сухомлинский

Использование современных информационных технологий на уроках математики

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными  технологиями понимаются проекты конструирования процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер.   Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.                                                                                 Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

 ● при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  

● закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

 ● система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

 ● самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

 ● тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).

Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.

Актуальность  данной темы состоит в том, что: программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома; задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными; есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу математики; в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник"; программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими явление или подобрать примеры к теме урока; программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-математиков. Проблемой исследования являются противоречия между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках математики и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ, между растущими требованиями к мотивационной составляющей образовательного процесса и низким уровнем ее реализации в большинстве программных средств ИКТ по математике.                                                                       Предмет исследования - применение ИКТ на уроках математики.         Объект исследования - образовательный процесс на уроках математики.                 Гипотеза исследования: использование ИКТ  в образовательном процессе на уроках математики будет способствовать высокому уровню учебной деятельности. Цель – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания учиться с помощью ИКТ.  

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

●Уточнить классификацию образовательных средств ИКТ, применяемую в образовательном процессе в рамках данного предмета;

●Показать роль ИКТ в формировании положительной мотивации у учащихся;

● Раскрыть многообразие форм применения ИКТ  на уроках математики.

Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Новые информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать деятельность учащихся в подготовке и проведении уроков, повышают мотивацию обучающихся к процессу обучения. Использование готовых компьютерных программ по математике меня не очень устраивает, так как методика изложения, подбор учебных и методических материалов во многом зависит от индивидуальных особенностей состава класса. Поэтому я создаю собственные методические разработки уроков - презентации Microsoft PowerPoint. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная мудрость. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроке один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. Я уверена, что использование презентаций, особенно на уроках геометрии, сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. С помощью компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда ученики под руководством учителя на экране сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро и красиво выполнить рисунки при решении задач по геометрии, построении сечений и т.п. Компьютер и мультимедийный проектор стали незаменимыми помощниками в проведении любого урока. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Применение ИКТ на уроках математики даёт возможность учителю сократить время на изучение материала за счёт наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у них развивается познавательный интерес, любознательность. ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации. Чтобы идти в ногу со временем, нужно применять ИКТ, повышать уровень профессиональной компетентности.                                     Я по-разному применяю компьютер в  работе: на уроках, во внеклассной работе по математике. Компьютер  в урочной деятельности я  использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные функциональные возможности мультимедийного урока:

● игровая форма познания;

●активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в ходе работы;

●наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;

● возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы.

Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:

- создать положительную мотивацию на уроке;

- развивать смысловую догадку;

Практически на каждом уроке возможно решение этих задач. Конкретные задачи составляют в зависимости от целей урока и его информационной базы. Основное значение имеет не набор заданий, а их логическое сочетание и последовательность, в которых заключен психолого-педагогический смысл интеллектуально – информационного развития личности. Виды заданий и их последовательность, как правило, меняются.

- познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг и открытий. Она требует интеллектуальных усилий, анализа и размышления, в ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача состоит в том, чтобы наполнить обучение детей интересным содержанием.

Одна из наиболее  удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам математики можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Разнообразие приемов повышает интерес учащихся к предметам, способствует прочному усвоению материала.  Для того, чтобы включить детей в активную работу на уроке, использую следующие развивающие методы и приемы:

— анализ

— сравнение

— обобщение

С помощью компьютера легче работать и над приемом обобщения. В учебнике нам часто предлагают целый разворот, заполненный разными иллюстрациями, что сбивает детей с толку. А здесь можно вывести на экран только те иллюстрации, которые нужны нам на том или ином этапе урока.

— классификация. Этот прием часто используется на любом предмете.

— проблемные, поисковые методы. Здесь часто проводится дифференциация по уровням сложности. Но все группы решают одну проблему.

— игровой метод.

Применение мультимедийного сопровождения на уроках математики помогает учащимся как познакомится с новым материалом, так закрепить уже изученный материал. Во время проверки самостоятельно выполненного задания хорошо использовать слайды с выполненным заданием. Таким образом, чтобы ученики не только смогли проверить правильность выполнения задания, но и исправить ошибки.

Каковы результаты такой работы с учащимися?

1. Фиксируются мотивы предыдущих достижений;

2. Используется иллюстрированный материал- это и электронные энциклопедии, собственные уроки, уроки – игры; подбирая то или иное содержание урока, необходимо помнить о психологических особенностях каждого ребенка, поэтому свой мультимедийный урок составляю доступным по изложения, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки программы;

3. Чередуя различные виды деятельности, учитывая «индивидуальные» стили деятельности ребенка (интерактивные методы)- включение в работу аудиалов, визуалов и кинестетиков ( которым чаще всего на уроках скучно);

4. Преодоление трудностей с помощью учителя (творческие задачи, уроки- игры, групповые задания);

5. Организация поиска самих учащихся (умение отбирать нужную информацию и работать с ней) – читальные залы, библиотеки, справочники, Интернет. Задания, которые дети получают о время уроков, включают в себя сообщения о фактах окружающей жизни: сведения о событиях в мире, изучение природных явлений и объектов.

Использование исследовательского метода при обучении математики.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. На ученика сегодня обрушивается целая лавина многообразной, противоречивой информации. В формировании навыков исследовательской деятельности используется метод последовательной адаптации школьников к проведению исследований.

Процесс исследования по заранее подготовленной форме:

●Выделение и постановка проблемы ( выбор темы);

●Постановка целей и задач;

●Определение объекта и предмета;

●Выбор методов;

●Сбор материала и обобщение полученных данных;

●Обсуждение результатов;

●Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет ученику:

- расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания;

- работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;

- сформировать научно – исследовательские навыки;

- реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться;

- воспитать не знатока – исполнителя, а Творца.

Проводя исследования, учащиеся погружаются в творческое пространство. Здесь ученик- исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное – нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть использованы в дальнейшем обучении. Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а мобилизирующий, а именно, что происходит на экране, требует ответной реакции у учащихся.

С какой целью я применяю компьютер на  уроках? Во-первых, для того, чтобы решать  практические задачи, записанные в программе по математике:

- формирование прочных вычислительных умений и навыков;
- овладение нормами математического языка;
- знание математических терминов;

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает  или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и  учебные компьютерные программы по математике. Их  в настоящее время создано достаточно много.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков: изучение новых знаний и формирование новых умений; практического применения знаний, умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; комбинированные(смешанные).                                                                                 В 2008 году кабинет математики был оборудован интерактивной доской. Интерактивная доска- сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный графический интерфейс. Работая с интерактивной доской, преподаватель сможет:

- выполнить набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

- провести полноценную работу с текстом с указанием связей и взаимоотношений между словами;

- знакомство не только с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории. Контроль осуществляется немедленно, возможность работы над ошибками. Удобна при работе в большой аудитории, удобна для ведения дискуссии и обсуждения. Проецируя на доску задание, можно организовать «публичное» решение, дискуссию.

- сохранять сделанные записи и пометки, исправления в документе и файле. Записать все действия на доске в единый файл конспекта урока.

- интерактивная доска дает возможность на уроках использовать тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов-  схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности.

- на видеоматериале можно организовать речевую ситуацию, обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога. Работа с видеоматериалами значительно расширяют объем воспринимаемой информации.  

Применение компьютерных программ на уроках математики вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе математики и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению. При использовании данной компьютерной программы у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.

Сейчас я могу говорить о результатах моей работы:

●повысился интерес и активность учащихся на уроке;

●накоплена большая методическая база дидактических материалов в электронном виде;

●созданы циклы уроков с использованием ИКТ по различным темам.

 Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ  - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Мастер-класс «Учитель учителей» на тему «Использование Интернет технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся»

 Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание ...