Борьба Руси с западными завоевателями
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

разработка урока по истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borba_rusi.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ – ИСТОРИЯ

КЛАСС - 6

Тема урока:  «Борьба Руси с западными завоевателями»

Цель урока: Показать героическую борьбу русского народа с крестоносцами, раскрыть сущность полководческого таланта А. Невского;

Продолжать работу по формированию общепредметных компетенций.

Тип урока:  комбинированный.

Понятия и термины: баскак, иго, нойон, рыцарь, побоище.

Оборудование: презентация, «Повесть о житии А.Невского» -  документ,  аппликации,  карта,  фрагмент сюиты Прокофьева  «Вставайте, люди добрые», видео, анимация, стихотворение Симонова - «Ледовое побоище»

Методы обучения: поисковый, наглядный, словесный,

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся:

Необходимо вспомнить события начала XIII века. Это столетие было тяжелейшим испытанием в жизни страны, так как  в это время монголо-татарские орды вторглись в русские земли…

  1. Разминка – Исторический диктант по понятиям, именам, датам;
  2. Последствия  завоевания: политические, экономические, культурные.

Вывод: Вторжение принесло стране огромные бедствия. Но это была не одна беда. С запада угрожал новый враг. (Карта, аппликации – монгол, рыцарь, русский  земледелец)

Учитель: нам предстоит познакомиться  с событиями, которые произошли на северо-западных границах - это нашествие немецких и шведских рыцарей. Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, в чем заключался полководческий талант Невского - эти вопросы мы должны рассмотреть на уроке.

Новая тема: Запись темы, плана урока

1. Походы шведов и крестоносцев.  

2. Александр Невский.

3. Невская битва.

4. Ледовое побоище.

эпиграф  «Кто с мечом к нам придет от меча и погибнет»

 - это проблема, которую необходимо решить к концу  урока, раскрыть  смысл данных слов.

А) Видеофрагмент.

Беседа:    

Кто такие крестоносцы?

Что они хотели?

Какие походы называют  крестовыми?

Почему вторжение с Запада было опасно именно в1240г?

Какие события могли помочь врагам завоевать Новгород?

Какое правление было в Новгороде? Когда приглашали князя?

Б) Сообщение  «Александр Невский».

 В) Слайд «Портреты Невского – 1-из «Титулярника» 1642г, 2-художника Корина – 1942г.

Задание: дать характеристику князю по любому портрету (памятка)

Именно этому человеку вече поручило защищать город. На плечи молодого князя легла ответственность за оборону от неприятеля. На этом поприще князь снискал себе бессмертную славу…

 В) Слайд «Модели вооружения» - русских и рыцарских воинов.

Сравнить вооружения:

Как вооружены рыцари?                         Как вооружены дружинники?

Какие доспехи?                                         Какие доспехи?

Как готовились к сражениям?              Как готовились к сражениям?

                                    Кто был лучше подготовлен?

                                   На чьей стороне преимущество?

Г) Слайд «Невская битва» - 1240 год (запись)

Д) Документ «Повесть о житии Александра Невского»

Беседа:       О каких подвигах рассказывает летописец?

                    Какие слои населения участвовали в битве?

                   Каковы причины победы русских ратей в битве?

Е) Фрагмент сюиты Прокофьева  «Невский» - «Вставайте, люди русские!»

Беседа:         К чему призывает музыка?

                     Какие вызывает ощущения? 

Слайд   «Невский» - слова, произнесённые в 1242г, стали крылатыми в 1942г, когда особенно тяжело было Родине.

     …Можно дать бой в Новгороде, но тогда снова пожары и погромы… Нет. Надо встретить там, где выгодно нам, а удачное место – Чудское озеро.

Ж) Анимация в презентации - Ледового побоища- 1242год (запись)

 З) Симонов «Ледовое побоище»

Беседа:     Почему назвали побоищем?

                 В чем состоит полководческое искусство  Александра Невского?

                Результаты сражения?

                Значение победы?

Проблема «Кто с мечом к нам придет от меча и погибнет!»- раскрыть смысл данных  слов.

Вывод:  Русские земли были защищены. Наступление с Запада приостановлено.

Рефлексия: интерактивный тест (в презентации)

Итоги урока.

Домашнее задание: параграф 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке

Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...