урок "Эпоха дворцовых переворотов"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Костышина Галина Николаевна

урок с использованием элементов проблемно-поисковой технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epoha_dvorcovyh_perevorotov.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Эпоха дворцовых переворотов.

Предварительная работа.

Подготовить 6 учащихся с мини-сообщениями к презентации на темы

- Правление Екатерины I.

- Пётр II.

- Анна Иоанновна.

- Иоанн Антонович и Анна Леопольдовна.

- Елизавета Петровна.

- Пётр III.

  1. Создать презентацию «Эпоха дворцовых переворотов»;
  2. приготовить фишки-оценки, опорные листы (8шт), карточки с планом урока (4шт), карточки с заданием для эксперта по терминам (4шт), дополнительную литературу, копии документов, хронологическое задание, распечатку сравнительной таблицы «Внешняя и внутренняя политика в России в период дворцовых переворотов 1725-1762гг»

Цели урока:

Образовательные.

  1. Эмпирический уровень
  1. Сформировать у учащихся представление об историческом периоде – «эпохе дворцовых переворотов». Познакомить учащихся с личностями правителей этого периода.

  II. Теоретический уровень.

  1. Сформировать у учащихся новые понятия:

Эпоха дворцовых переворотов, Верховный тайный совет, кондиции.

  1.  Помочь осмыслить причины и последствия частой смены правителей:
  1. Причины:

- Отсутствие прямого наследника из-за указа 1722 года.

- Усиление борьбы за власть соперничающих группировок.

- Возрастание роли гвардии в решении государственных дел.

  1. Последствия:

- Ослабление престижа царской власти.

- Ослабление государства.

  1. Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
  1. Гвардия, абсолютизм,  указ о престолонаследии.    

Развивающие. 

  1. Продолжить работу по формированию умений:
  1. Работать с дополнительной литературой, работать в группах и в парах.
  2. Графически оформлять выводы, заполнять  таблицу на основании материала учебника, справочников, энциклопедий и сведений полученных на уроке.
  3. Анализировать документ.

Воспитательные.

  1. Воспитывать интерес к истории своей страны, стремление использовать дополнительные источники для саморазвития.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, распечатки документов, таблиц, заданий, памятки по оцениванию и работе с документом.

Тип урока. Комбинированный урок (прямой).

Вид урока. Урок-презентация.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята. Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

А для меня, уже награда

Сиянье ваших милых глаз.

Сели девочки. Сели мальчики.

Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправиться в новое путешествие в прошлое нашего государства.

Стоят у рабочих мест




Садятся.

2. Актуализация изученного и проверка домашнего задания


Переход к новой теме

3 мин.





4мин












Но прежде давайте вспомним, о чём мы узнали на прошлом уроке. (раздача тестов по вариантам)




Итак, период царствования какого правителя мы с вами  изучали на прошедших уроках?

Назовите хронологические рамки правления Пётра I? А когда  стал императором? А какой режим управления государством сложился при Петре I. Что означает этот термин?






Верно, но всё изменилось после смерти Петра I. В истории России начинается другой период получивший название «Эпоха дворцовых переворотов»

Это и будет нашей сегодняшней темой (слайд 1)

- Как выдумаете, о чем пойдёт речь на нашем уроке?   О чём мы сегодня с вами узнаем? А теперь посмотрите на цели нашего урока (слайд 2), действительно многое совпадает. Работать мы будем по плану (слайд 3 ).

1. Общее положение на российском престоле после смерти Петра I.

2.  От Петра Великого  до Екатерины II.

3. Последствия «эпохи дворцовых переворотов» для Российского государства.

У вас он будет лежать на столах в виде памятки. И в конце урока мы сможем ответить на три главных вопроса нашего урока. Давайте их озвучим (слайд 4).

  1. Каковы причины наступления эпохи дворцовых переворотов?
  2. Кто и при чьей поддержке приходил к власти в этот период?
  3. Каковы были последствия этой эпохи для государства и царской власти?

Заполнение тестов.

Взаимопроверка теста. Ключ вывешивается на доске.

Оценивание фишками на протяжении всего урока.

 

Ответы уч-ся. Петра I.

С 1682-1689 при регенстве Софьи, до 1796 –совместно с братом Иваном, самостоятельно с 1696 по 1725год.

В октябре 1721г он принял титул императора, Россия стала империей.

Абсолютизм-режим при котором вся полнота власти принадлежит монарху, управляющему страной через разветвлённый гос. аппарат.


Запись в тетрадь даты и темы.

(постановка целей урока детьми с опорой на схему)




Запись в тетрадь.





Вывешивается на доске.

3.Изучение нового материала



Актуализация






Работа с понятиями.













Установление причинной связи.
































Работа с документом.

(по подгруппам)






22 мин.
























































3мин



.

Но прежде чем мы будем выяснять положение дел, мне нужно назначить эксперта по терминам. Сегодня это будет – Юля, и ей я даю задание.

А вот теперь, давайте разбираться, что же происходило в России после  смерти Петра. Записываем 1 пункт плана в тетрадь.


- В каком году был принят новый указ о престолонаследии? А в каком году умер Пётр I? Какое положение сложилось на рус. престоле?




Верно, и именно этот указ послужил прологом к «эпохе дворцовых переворотов». А что же  означает этот термин, слово эксперту (слайд 5) . запишите определение в И.с.

Но нам нужно выяснить каковы же были причины этого периода. Попробуйте выяснить их из моего рассказа.

(Рассказ учителя об общем положении  на престоле)

Перед кончиной, понимая что прямых наследников из-за указа 1722 года нет, Пётр попытался написать завещание, но не успел.

После смерти Петра ситуация оказалась сложной. Петр создал разветвлённый гос.аппарат, который работал как слаженный механизм, это значило что даже слабый монарх или младенец мог управлять гос-вом. А раз так, почему бы выбрать монарха отвечающего интересам какой либо из придворных группировок. Разные группировки знати в борьбе за власть поддерживали разных претендентов, да и гвардия сыграла в этот период не последнюю роль.

Итак, какие же причины наступления «эпохи дворцовых переворотов» мы можем назвать?

Давайте сравним их с записью на слайде (слайд6) и спишем их в тетрадь.

Причины наступления периода «ЭДП»:

- Отсутствие прямого наследника из-за указа 1722 года.

- Усиление борьбы за власть соперничающих группировок.

- Возрастание роли гвардии в решении государственных дел.

А кто вспомнит, что означает термин «гвардия»

Правильно, А теперь давайте узнаем, кто и с чьей помощью приходил к власти в этот период.

Запишем второй пункт плана.


Помогут мне в этом ребята, готовившие дома сообщения . (начало демонстрации презентации) А остальным во время демонстрации презентации я советую делать пометки в опорных листах, это поможет вам в заполнении таблицы в конце урока.

Итак, (слайд 7) сообщение уч-ся.

Кто помог прийти к власти Екатерине I?

 (слайд 8) сообщение уч-ся.

Что означала смерть Петра II для рода Романовых?

(слайд 9) сообщение уч-ся.

Вы встретились в презентации с новыми терминами. Что они означают – слово эксперту. Давайте их запишем.

(слайд10) сообщение уч-ся.

Почему этот период иногда называют двойным правлением?

(слайд11) сообщение уч-ся.

Почему гвардия поддержала Елизавету?

 (слайд12) сообщение уч-ся.

Почему Пётр III  так и не смог стать «русским» душой?





Итак, наша презентация закончена. Сколько всего правителей сменилось на престоле

Да и о каждом из них и у современников и у потомков было своё мнение.  Я предлагаю вам сейчас поработать с документами по памятке и попробовать определить о какой личности правителя идёт речь, свой выбор обоснуйте цитатами из документа.


Верно. Итак, мы с вами уже не мало узнали об этом времени, но как же сказалась столь частая смена государей на положении дел в государстве? Давайте запишем третий пункт плана и попытаемся ответит на этот вопрос.

Давайте их запишем (слайд13)

Эта эпоха была тяжёлым бременем для нашего государства вот что по этому поводу писал русский историк С.Ф.Платонов.(слайд14)

Выполняет задание по карточке.


Запись пункта.


1722,1725, старший сын Петра Алексей умер, затем умер и младший Пётр  т.к по новому указу  года трон мог быть передан любому наследнику по воле монарха, Пётр должен был написать завещание

Эксперт зачитывает определение. Уч-ся его записывают.







Ответы уч-ся.












Гвардия – элитная часть войска лично преданная монарху, создана в России при Петре I.

Запись в тетрадях.



Слушают и смотрят презентацию, делают пометки в листах.

 


Отвечают на вопрос

.















6 правителей.


Работа с документом.

Ответы уч-ся (Анна Иоанновна и Елизавета Петровна)

Запись пункта плана.


Ответы уч-ся и запись последствий

4.

Закрепление

7 мин.

Итак, мы с вами  сегодня познакомились с «эпохой дворцовых переворотов»

Каковы же были причины этого периода? А последствия?

На все ли главные вопросы мы ответили? А на третий вопрос я предлагаю вам ответить письменно в форме таблицы (раздача таблиц). Мы будем работать по ней несколько уроков, а на сегодняшнем уроке заполним первые три первые столбца. При заполнении можно пользоваться записями опорных листов и доп. литературой.



Ответы уч-ся

Работа с таблицей.



5.

Вывод по теме

2мин.


Итак, что же такое эпоха дворцовых переворотов? Что мы о ней узнали? А как смена правителя меняла режим? Как изменялась система управления?

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дворцовые перевороты не влияли на абсолютический режим и система власти не изменялась, т..е перевороты были  вызваны не потребности государства, а лишь желания придворных и поддержка гвардии( слайд 15)

 Как вы думаете, что могло прекратить эту смену правителей? Верно, сильный монарх. И он появился. Но это уже совсем другая история…


Ответы уч-ся.



Записывают в тетрадь

6.

Д/з

2 мин.

А теперь. внимание! Записываем д/з (на слайде16) Прочитать §27-28. изучить записи в тетради. Выучит термины и даты.

*Написать мини-сочинения на темы по выбору.

  1. Анна Иоанновна. Восстановление абсолютизма в России.
  2. Елизавета Петровна. Весёлая императрица.
  3. Иоанн Антонович. Трагедия «державного младенца»

Есть ли вопросы по выполнению д/з ?

7.

Итог урока и оценивание деятельности учащихся.



Окончание урока по звонку.

2 мин.

А что запомнилось больше всего из материала урока?

Выставление и коментирование оценок


Спасибо за урок, все свободны.

Ответы детей.







Подача дневников для выставления оценок.

Внешняя и внутренняя политика в Российской империи в «эпоху дворцовых переворотов»

Имя монарха

Даты правления

Кто помог прийти к власти

Внутренняя политика

Внешняя политика

 
















































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"

Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...

Дворцовые перевороты

Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....

тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"

Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...

Эпоха дворцовых переворотов

Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...

Дворцовые перевороты

Конспект урока по истории для 7 класса...

Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник  получает доступ к любой информации и точка...

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...