Исследовательская работа Вся жизнь упорный труд к презентации детство опаленное войной
творческая работа учащихся по истории (9 класс) по теме

Кампинская Ольга Петровна

Предлагаю исследовательскую работу о Заслуженном учителе РСФСР Трубниковой О.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trubnikova_olesya_grigorevna_2.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

                             Средняя общеобразовательная школа № 78

                                 п. Чернышевск Забайкальского края.  

                            Научно- практическая конференция

                            « Юные исследователи Забайкалья »

                     

                      Тема: Вся жизнь упорный труд.  

                                                       

                                                                             

                                                                              Выполнила: Ключникова Надежда,

                                                                                              ученица 7 «в» класса

                                                                                               МОУ СОШ № 78

                                                                             Адрес: п. Чернышевск,

                                                                                     улица Журавлёва 69, кв.16.

                                                          Руководитель: Кампинская Ольга                                                              

                                                                                   Петровна, учитель истории и  

                                                                     обществознания (высшая категория)

 

                                                             2011г.                                      

                             

                         Оглавление.

1. Введение:

    Человек, пострадавший от репрессий……………………………………………4.

2. Основная часть:

     « Вся жизнь упорный труд »

     А) Трудное детство……………………………………………………………….4-5.

     Б) Новая жизнь……………………………………………………………………111.

3. Заключение:

    « Это свеча, которая светит другим, сгорая сама ».

4. Литература.

 5 Приложение.

Я, Ключникова Надежда, ученица 7 класса средней школы № 78  п. Чернышевск,   хочу представить вашему вниманию свою исследовательскую работу  о самом благородном, порядочном, всеми любимой и уважаемой Трубниковой Олесе Григорьевне, учителе химии и биологии. В беседе с ней я узнала много интересного из ее биографии.  

   Очень удивилась, что её семья была репрессирована, однако меня поразило то, что, несмотря на трудное детство и клеймо «семьи врага народа», Олеся Григорьевна пронесла через всю жизнь доброту к людям, любовь к детям, активную жизненную позицию, чувство юмора.

   Как же не хватает этих качеств современному поколению.

Тема моей работы: «Вся жизнь - упорный труд»

Цель исследования:

Показать на примере Трубниковой  Олеси Григорьевны, судьбу людей, пострадавших от  репрессий.  

Задачи:

  1. Проследить жизненный путь Трубниковой Олеси Григорьевны.
  2. Познакомиться с ее профессиональным творчеством.

  Для осуществления перечисленных задач, я провела исследование. Прежде всего, обратилась к самой  Олесе Григорьевне, она рассказала много интересного о своей жизни, показала семейный архив: фотографии, письма, грамоты,  награды.  

   Много интересного узнала от родных и близких своей героини. Внуки Олеси Григорьевны,  Трубниковы  Денис и  Олеся написали сочинения о своей любимой бабушке, использовала воспоминания ее выпускников.

     Обратилась к директору и учителям нашей школы с просьбой рассказать об  этом удивительном человеке.

      В школьной подшивке газет «Наше время» нашла статью  Закировой Елены, посвящённой Олесе Григорьевне «Сгорая сама, светит другим».

      Статья посвящена профессиональной деятельности Олеси Григорьевны, её учительскому пути.

                                                             

                                                                 

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                «Две России глядели друг другу в глаза:

                                                                 та, которая сажала, и та, которую

                                                                 посадили».

                                                                                                             А. Ахматова.

25 сентября 1940 года на Украине, в небольшой деревушке Крехов, под городом Львовом, в семье колхозника Ивасько родилась дочка Олеся. Через год началась Великая Отечественная Война, отец ушёл на фронт. Екатерина Федоровна Ивасько осталась одна с двумя детьми. Страшно было. От немцев прятались в лесу, не хватало хлеба, казалось, не хватит и сил дождаться конца войны.

     Во время войны  Олеся Григорьевна была, маленькой запомнила только 44-45 год. В  деревне  стояли немцы,  в некоторых зажиточных домах жили немецкие офицеры, которые жили в комнатах, а хозяев выгнали в амбары и хлев (место для скота). Для питания офицеров забирали молоко, яйца, овощи с огородов, фрукты из сада, а хозяйку заставляли готовить им пищу. В семье было 3-ое детей старшему было 13 лет, и они занимались ребёнком- сестрой, забыв о своих детских играх и шалостях. Питались в основном овощами, картофелем и полу - гнилыми фруктами, потому что всё хорошее было отдано немцам. Дети были худенькие, болезненные, в чём душа теплилась. А когда начинались бомбежки, родители прятали детей в ямах в саду или убегали в лес, в Карпатские горы и монастырь. Отец был призван возничим, так как имел лошадь и телегу. Он  служил в   советских войсках, как и другие возничие, он подбирал раненных и мёртвых,  доставлял провизию и медикаменты.  В деревне остались дети, женщины, старики.

     Немецкие офицеры загорали на одеялах в саду, крутили патефон и объедались шоколадом, сгущенным молоком и пили шнапс, не заботясь о своих солдатах. Солдаты бесчинствовали по деревни отбирали кур, гусей, свиней.  Они опустошали винные погреба и издевались над населением. Надругались над женщинами и девушками. При приходе немцев в село, они согнали всё еврейское население (детей, стариков и женщин), вскоре их всех расстреляли во рву под монастырём. Молодоё населения пряталось в лесах, убегали из деревни,  но большинство было увезено в Германию, где они трудились на немецких хозяев. Очень мало  из них вернулось в село, а те, кто хотел вернуться раньше, их ловили и сразу расстреливали. При уходе немцы жгли все, что  горело: дома, сараи, хлева, амбары, а население осталось босым, голодным, раздетым и завшивленным.  Так как не было даже мыло и вместо мыло использовали золу для стирки и мытья. Но, несмотря на  тяжесть войны, они ждали победы, с большим нетерпением, ждали письма и возвращения с фронта своих братьев и отцов. После ухода немцев в деревне стояли советские войска, которые занимались обучением мужского

населения  возничему делу. Войска находились до 1949- 1950 годов, так как в лесах прятались немцы и их пособники – бандеровцы. Потому что  жители испытывали  постоянный страх от встречи с ними. После войны жизнь понемногу налаживалась в деревню вернулись немногие, а лишь те, которым повезло остаться живыми.

       Но долгожданная победа всё - таки наступила, Григорий Данилович Ивасько вернулся с фронта живым. Казалось, война позади, впереди только счастье, но послевоенные годы выдались очень тяжёлыми: кругом разруха, голод, нищета, ослабленное сельское хозяйство. Ситуация резко усложнилась из-за небывалой засухи, власти объявили режим экономии хлебных запасов, сельскому населению была прекращена выдача хлеба.    Среди рабочих отмечалось недовольство материально – экономическим положением. В крестьянской массе ходили упорные слухи о предстоящем роспуске колхозов и ослаблений административных пут, сковывающих хозяйственную инициативу сельского населения.

    Политика  И.В. Сталина была направлена на укрепление личной власти, усиление партийно-государственного контроля над различными сферами общественной жизни. Борьба с вольнодумством перерастала в прямые репрессии.

       Возрастали денежные и натуральные налоги, но Екатерина Федоровна и Григорий Данилович  приложили силы, чтобы поднять своих детей: выращивали огород; держали кур, свиней и двух коров.

       Состояние дел в общественной - политической области вызывало серьёзное беспокойстве Иосифа Виссарионовича Сталина и его окружения. Там явственно обозначались процессы, подтачивающие устои режима личной власти.

    Среди рабочих отмечалось недовольство материально – экономическим положением. В крестьянской массе ходили упорные слухи о предстоящем роспуске колхозов и ослаблений административных пут, сковывающих хозяйственную инициативу сельского населения.

       В 1948году, крестьянам было рекомендовано продать государству мелкий скот (на самом деле отдать за бесценок).  

     Олеся Григорьевна вспоминает: Григорий Данилович и Екатерина Федоровна отказались добровольно  сдавать  государству продовольствие, за что  были подвергнуты  репрессионным действиям, лишены всего того, что имели  и сосланы в рудник Ключи, Могочинского района.

      Олесе  Григорьевне было 8 лет и об этом она  вспоминает и рассказывает с дрожащим голосом, но она и сейчас помнит, как мама прижимала  её к сердцу и приговаривала: «Скоро жизнь станет лучше, ты получишь образование, устроишься на хорошую работу. Ты обязательно будешь счастливой!».

   Их везли  как скот в товарных вагонах стены, которых были дырявыми и отовсюду дуло. Отняли всё и дом, и скот, и одежду. В вагоне было очень холодно и голодно. Нечем было, укрыться грели друг   друга телами. По дороге  заболевали от простуды и умирали. Трупы умерших выбрасывали по движению поезда. Их съедали бродячие животные. У каждого вагона был конвоир, и в каждом вагоне был староста, который получал на всех похлёбку (баланду), хлеб делили по одному кусочку между детьми и взрослыми. Один кусочек был весом 50 -100 грамм,  постоянно хотелось есть. Везли очень долго несколько месяцев, к вагонам не разрешали подходить никому из посторонних, нельзя было передавать еду и нельзя было общаться с теми, кто был в вагонах.

    Привезли на 40-ой километр,  на рудник Ключи и поселили в бараки, где жили заключенные, которые строили обогатительную фабрику, требовались рабочие руки для работы  на фабрике и  шахте.

           В 1949 году Олеся Григорьева пошла в первый класс, Учится, было трудно, тетрадей не было. Писали на газетах, счётные палочки делали из дерева, но маленькую Олесю не пугали эти трудности, она стремилась быть лучше во всём, ей, было, очень трудно учится, так как разговаривала на украинском языке,  дети над ней издевались и насмехались.

      Но в течение нескольких месяцев она  выучила русский язык, и учиться  стало легко. А  училась она  хорошо. Закончила школу Олеся Григорьевна  в 1958 году, пошла  работать на обогатительную фабрик, лаборантом, где работала и её мама. Отец работал в строительном цехе, строил дома для рабочих шахты и фабрики.  Старший брат Василий умер по болезни, война оставила свои неизлечимые следы.  

   В 1953 году умер Иосиф Виссарионович Сталин. В 1956- 1957 годах с репрессированных  снимаются политические обвинения,  многие возвращаются в родные места.    Родители Олеси Григорьевны задумались о своем возвращении на Родину, но денег не хватало, нужно было подкопить, да и дочери надо было учиться.  

      В 1959 она году поступила в Читинский Государственный Педагогический   Институт имени Н. Г. Чернышевского,. на естественно-географический факультет.  Наступила хоть и трудная, но интересная студенческая жизнь. Пришла первая любовь.  По окончанию института, юная выпускница вышла замуж за однокурсника Трубникова Бориса Васильевича, вместе проходили практику в  Вершино -Шахтаминской школе в течении года.

   В 1964 году молодых специалистов отправили работать учителями в посёлок Букачача, где они прожили 22 года. Директором средней школы был назначен Трубников Борис Васильевич, Олеся Григорьевна была назначена  учителем химии и биологии, а также ответственной  за организацию  работы на пришкольном участке. В результате огромного вложенного труда пришкольный участок в школе №3 занял 3 место в области. А до этого была голая сопка.

Большую шефскую  помощь оказывали работники шахты. Класс поддерживал  и участвовал в социалистическом соревновании с молодежно-комсомольской бригадой шахты.

     Сотни выпускников выпустила Олеся Григорьева, многим помогла в жизни стать настоящими людьми. Вот одни из них: Харитонов Александр Витальевич (известный предприниматель), Ножкин Валерий (по окончанию школы связал свою судьбу с морским флотом), Вдовин Александр Анатольевич (предприниматель) и другие. Мой папа, Ключников Николай Маратович, тоже учился у Олеси Григорьевны, всегда вспоминает какие интересные уроки и внеклассные мероприятия проводила она, могла неожиданно зажечь души детей, передать свою энергию, успокоить и посоветовать.

 С первых дней работы в школе Олеся Григорьевна была классным руководителем, её класс всегда и во всём был первым, за что были награждены путевками  в город Ленинград, Москву, Среднюю Азию, Дальний Восток, экскурсия по Золотому кольцу и т.д.  

     Тесную связь и сегодня Олеся Григорьевна поддерживает с Казак Людмилой Александровной, (учителем биологии), Коноваленко Галина Александровна (учителем русского язык и  литературы). И со всеми учителями, бывшими выпускниками.    

   Наступило время, когда Олесе Григорьевне, пришлось оставить любимую школу, так как мужа перевели в п. Чернышевск, назначили заместителем главы администрации района.

       Сначала она работала методистом в отделе образования, но хотелось быть ближе к детям, скучала по школе.  

  В 1986 году Олеся Григорьевна перевелась работать в среднюю школу №78 п. Чернышевск, где она трудится, и посей день в течение 24 лет, она ведёт в нашей школе биологию и химию. Каждый год ученики Олеси Григорьевны принимают участие в краевых экологических слётах, занимают призовые места  на олимпиадах , по биологии и химии ,занимается  с большим желанием научно- исследовательской работой. Она хороший наставник ,прекрасный педагог, внимательный собеседник.

      Выпускники прошлых лет не забывают своего учителя, постоянно навещают, делятся успехами.  

      Сейчас Олесе Григорьевне 70 лет, но  она по-прежнему работает в школе, по-прежнему очень активная и творческая личность. Всю свою жизнь эта замечательная женщина отдала  детям.

     62 года прошло, как Олеся Григорьевна по воле судьбы оказалась в Забайкалье.  Но тесную связь с родиной она поддерживает до сих пор. До 2007 года она ежегодно, бывала и подолгу жила в родных местах.  

     Её всегда ждёт семья: Вельчинских, Остобчак, Дидух . Живет на Украине    прекрасной души  человек Стефания Стефановна Велчинская, бывший медицинский работник. Она проживает в селе Куликов, Львовской области. Этой женщине Олеся Григорьевна доверяет всё и мысли и чувства. Общие интересы любовь к книгам, цветам, путешествиям, посещения мужского монастыря, уникальная поездка в горы Карпаты, самое незабываемое время  бывать у этих людей,  у них она чувствует себя как дома. Семья этих прекрасных людей всю свою заботу вложила по уходу за ее родителями и их могилками. Олеся Григорьевна очень благодарна этим людям.          

   Удары судьбы не сломили Олесю Григорьевну. Всю свою жизнь она проработала в школе. Общий педагогический стаж этого учителя 45 лет.

       Когда, Олеся Григорьевна, рассказывает о своей жизни, хочется, поклонится ей, прошедшей через тяжёлые испытания и не утратившей лучших качеств: верности долгу, скромности, трудолюбия и просто женского юмора.

       За добросовестный труд в  школе Олеся Григорьевна удостоена многих наград:  «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения  Российской Федерации», звания Заслуженного учителя Российской Федерации , многочисленных грамот и благодарностей.

     Трубникова Олеся Григорьевна не только хороший учитель, она замечательная мама, бабушка, прабабушка. Такой мамой и бабушкой можно только гордиться.  

   Сын, Игорь Борисович, работает в локомотивном депо, невестка Татьяна трудится в ПЧ-7, нормировщиком, внучка Олеся - студентка Института предпринимательства, внук Денис учится в восьмом классе нашей школы, подрастает правнук тоже Денис, которому всю свою любовь и внимание отдает вся дружная семья Трубниковых.

     Она является таким учителем, про которого можно сказать «Эта свеча, которая светит другим, сгорая сама».    

     

                                       

                            Быть педагогом — это сложно!

                       Хорошим педагогом быть — ещё сложней.

                       И лишь трудом преодолеть ту сложность можно

                       И воспитать достойных праотцам детей.

                       Воспитывать детей, готовить смену.

                       И в этом творчестве смысл жизни вы нашли

                       Не променяете этот путь ни за какую цену.

                       Ответственность за воспитания большая,

                       Ведь надо быть всегда примером,

                       С вниманием выслушать, понять детей

                       И научить хорошим их манерам.

                       И если дети делятся о сокровенном,

                       Идут к вам за помощью и за советом,

                       То в этот миг я понимаю ясно,

                       Что выбрала путь этот не напрасно.  

     

   

                                                                   

                                                                                   Г.А.Безгодова.

                                                        Литература.

1. Закирова Елена. Статья « Сгорая сама, светит другим ». Газета наше время 2010г.

2. Личный архив Трубниковой О.Г. (документы, фотографии и тд.)

3. Моя любимая бабушка. Сочинения внука,Трубникова Дениса, 2010 г.

4. Тонких Ксения. Школьная газета «Новый горизонт» 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к исследовательской работе Детство опаленное войной

Предлагаю вашему вниманию презентацию к исследовательской работе Детство опаленное войной...

Классный час с презентацией "Детство,опаленное войной"

Классный час "Детство,опаленное войной" проводится в 5-6 классе. Содержит конспект мероприятия,презентацию .Способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей....

Презентация "Детство, опаленное войной"

Данная презентация включает в себя стихотворения известных поэтов о детях, переживших ужасы Великой Отечественной войны....

Презентация к уроку истории "Детство, опаленное войной...!"

Матерьял для подготовки к уроку истории по теме "Война и дети"...

Презентация к классному часу "Детство, опаленное войной"

Встреча с Анастасией  Дмитриевной Колесовой, ветераном войны и труда....

Исследовательская работа "Детство, опаленное войной"

Данная работа посвящена моим землякам Агинцам, которые внесли свой вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. Жители нашего поселка Агинское, оставшиеся в тылу:женщины и дети заменили ушедших ...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...