Значение пропедевтического курса по истории в 5 классе
статья по истории (5 класс) на тему

Воронова Татьяна Николаевна

В данной работе даны методические рекомендации по использованию курса пропедевтики в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение пропедевтического курса по истории для учащихся 5 классов

Пропедевтика изучения истории – это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории.

Почему же необходим пропедевтический период в школе? Ответ на этот вопрос был получен еще в начале 1930-х годов, когда практика начального обучения истории в массовой школе показала, что младшие школьники испытывают значительные трудности в усвоении исторических знаний.    

 Причины этих трудностей объяснялись тем, что исторические факты, с которыми знакомятся школьники на уроках, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей 10 – 11 лет остаются просто абстракцией.

Учителя и методисты высказались за необходимость предварительной подготовки учащихся к изучению истории как самостоятельной учебной дисциплины. Тогда же в пропедевтических целях стали использовать уроки объяснительного чтения. С 2011 года Министерством образования было рекомендовано проведение пропедевтического курса в 5 классе основной школы не менее 10 часов.

Дети нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. В связи с этим, в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета.

Пути расширения социального опыта, накопления общественно-исторических представлений и понятий достаточно разнообразны. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые беседы по общественно-исторической тематике. Например, доступными и важными являются такие темы, как: «Моя семья в прошлом и настоящем», «Профессии наших родителей», «Для чего человеку надо трудиться», «С чего начинался наш город?», «Достопримечательности нашего района», «Праздники, которые мы отмечаем» и др.

Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе таких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); активным изучением истории своего города, района; знакомством с его достопримечательностями, культурно-историческим наследием на прогулках, экскурсиях по городу, району, посещением музеев; просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при изучении истории.

В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественно-исторические представления и понятия школьников.

Государственный образовательный стандарт не предполагал в начальной школе преподавание истории и обществознания в качестве отдельных пропедевтических курсов. С содержательными линиями «История России» и «Обществознание» учащиеся знакомятся в рамках курса «Окружающий мир». Историческое образование передается через изучение отдельных, наиболее важных и ярких исторических картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена, изучается отдельный краеведческий модуль «Родной край – малая Родина», отдельный модуль «Общество». Представленное таким образом историческое образование не позволяет решать комплексные задачи пропедевтической подготовки. Отсутствие пропедевтического курса истории в начальной школе восполняется введением в 5 классе основной школы пропедевтического модуля объемом 10 учебных часов «Что изучает история».

Методическая система школьной исторической пропедевтики складывалась постепенно. Ее становление происходило в середине XIX – начале ХХ в. Формировалось понятие исторической пропедевтики, определялось ее место в школьном курсе истории, оформлялись основные компоненты методической системы. В последующие годы содержание компонентов неоднократно менялось, тем не менее, идеи, положенные в основу начального обучения истории в школе в то время, остаются актуальными и сегодня.

В 5 классе общей школы вводится 10-12 часовой курс пропедевтики со следующими примерными темами: «Предмет истории», «Измерение времени в истории», «Источники знаний о прошлом»,  «Откуда пошли наши имена», «Символы государств», «История разных стран и народов», «История нашей страны», «Символика России». Темы можно варьировать. Так, для учащихся 5 класса был выпущен учебно-методический комплект «История. Введение в историю»: 5 класс: автор Майков А.Н., учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. Введение в курс пропедевтических знаний о предмете является отличительной чертой и достоинством данного учебного комплекта. Он готовит ученика к серьезному восприятию предмета, вооружает его необходимыми умениями и навыками, превращает процесс познания истории в увлекательную интересную деятельность.

Для большей заинтересованности и  осмысления окружающего мира и происходящих в нем процессов, необходим курс пропедевтики.  Данный блок тем может быть взят или по разработанным учебно-методическим комплектам, или разработанные учителем курсы.

Историческая пропедевтика (предварительное обучение) обеспечивает переход от интегративной начальной ступени образования к предметной в основной школе. Оптимальную основу для введения в историю составляет история Отечества. Возможны различные подходы к модели пропедевтического курса истории. В начальной школе идет процесс создания системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира. В содержание обучения входят элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, включенные в курсы «Окружающий мир», «Народоведение» и др. В школах преподаются курсы: «Рассказы по родной истории», «Введение в историю», «Великие люди и события», «История края» и др.

Содержание пропедевтического курса включает в себя, во-первых, понятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век), представления о последовательности и длительности событий во времени (раньше, позже, насколько), соотношение года и века. Во-вторых, знакомство с исторической картой Отечества (территории и границы государств, расположение городов, мест сражений и др.). В-третьих, характеристики образа жизни людей в различные периоды отечественной истории (как выглядели, чем занимались, каков был круг их повседневных забот). В-четвертых, знакомство с наиболее важными событиями в истории Отечества, родного края, с яркими историческими личностями. В-пятых, первоначальные сведения из специальных исторических дисциплин: знания об отдельных исторических источниках, сведения по исторической метрологии, геральдике, нумизматике и других вспомогательных дисциплин.

Использованная литература:

  1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. 1995.
  2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1982.
  3. Коменский Я.А. Материнская школа // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1982.
  4. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1981.
  5. Песталоцци  И.Г. Лебединая песня // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1981.
  6. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия // Собр. Соч. Т. 5. М. 1948.
  7. Ушинский К.Д. Методика начального обучения // Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Вопросы обучения. М. 1954.
  8. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к первому изданию “Детского мира” // Собр. Соч. Т. 5. 1948.

Ссылки:

  1. http://festival.1september.ru/articles/210270/
  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-436901.html?page=
  3. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00135390_1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

календарно-тематическоее планирование пропедевтического курса по химии 7 класс

данное календарно-тематическое планирование составлено к программе "Пропедевтическое  преподавание химии. 7 класс".  в планировании указываются  названия тем, урокав, входящих в тему, н...

программа пропедевтического курса химии для 7 класса

данная программа  создана для развития интереса  учащихся к предмету химия...

Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....

Пропедевтический курс по химии 7 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе  д...

Программа пропедевтического курса химии в 7 классе

Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...