Патриотическое воспитание в преподавании истории
статья по истории (10 класс) по теме

Букреева Екатерина Евгеньевна

Выступление на конференции "Приосколье и Великая Победа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prioskole_velikaya_pobeda.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в преподавании истории

Букреева Е.Е.,

учитель истории и обществознании

Александрова М.Н.,

зам. директора по ВР

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20

с углубленным изучением отдельных предметов»

Период двадцати лет существования РФ прошел под знаком реформ, его основа- переход к рыночным моральным ценностям. Герой Остап Бендер произнес: «Не сомневайтесь, как только не станет советской власти вам сразу станет как-то легче. Вот увидите!» Стараниями М. Горбачева и Ю. Ельцина рецепт Остапа Бендера был претворен в жизнь. газетная статья в Курской правде от 1 февраля 2011 года кандидата исторических наук Ю. И. Зубкова «Каким стандартам кланяться» названа. Он пишет «... идея с реформами сама по себе красивая, но туманная. ... когда перемен одновременно слишком много, когда на стандарты одного поколения наслаиваются вторые, третьи - в результате у многих реформ может быть весьма грустный итог.»

Почему «грустный итог!» Потому что все реформы в новейшей истории России заканчивались «как всегда». В соответствии с новым стандартом возникает возможность «создавать историю» вместе с учениками. Школьник в этом случае становиться реальным субъектом процесса постижения истории. Поэтому об изучение истории можно говорить в более широком смысле.

Актуальность  темы состоит в том, чтобы побудить учащихся мыслить не шаблонно. Ибо стандарт хорош в производстве, в педагогике стандарт - это крах творчеству, как учителя, так и ученика. На своих уроках я пытаюсь помочь учащимся, не боятся «неправильных ответов». Недавно, в канун битвы под Москвой, рассекречен приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 0428 от 17 ноября 1941 года. Здесь поразила жестокость не только к врагу, но и к местному населению.

Например, «Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км. Земля горела и под ногами мирных жителей (по данным Сабитова)

  Автор материала совершенно игнорирует тот драматический подтекст, который содержит приказ Ставки ПС № 0428. Нет сомнений, что всем было ясно, что разрушать собственные населенные пункты очень плохо.

Если мы вспомним обстановку 17 ноября 1941 года, то еще 30 сентября гитлеровцы начали стратегическую Операцию "Тайфун" с целью Захвата советской столицы. К 7 октября в окружении оказались главные силы Запада и Резервного фронта. К 9 октября в другой «котел» попали все армии Брянского фронта. Перегруппировав силы, 15 ноября - за два дня до выхода упомянутого приказа Сталина - мощная группировка немцев нанесла удар по левому крылу Калининского фронта, прорвалась к Волге и создала угрозу окружения правого фланга Западного фронта. Нависла смертельная опасность над Москвой, все пути к столице были практически открыты. Чтобы спасти положение, мы вынуждены были в противотанковую оборону ставить даже зенитные батарее зоны ПВО.

 Советскому командованию приходилось принимать весьма жесткие меры. Выгнать захватчиков из теплых домов на мороз значило нанести им большой урон, лишить возможности наступать.

Конечно же, прискорбно, что при этом страдали и местные жители. Но война жестока и мы все это знаем!

Осложняется патриотическое воспитание. Молодежь, стала негативно относиться к понятиям гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества. На чувства  патриотизма зачастую осуществляются политические спекуляции, и разжигается социальная и национальная вражда.

В России активно заговорили о патриотизме после событий на манежной площади в Москве, когда молодежь вышла на улицы под лозунгом «Россия для Русских!»

По данным министерства обороны России 200 тысяч призывников уклонились от службы в Российской армии, из них 40 тысяч московских призывников.

Чтобы рассуждать о проблеме патриотизма молодежи ,для начала нужно ознакомиться с самим термином «патриотизм».

В общепринятом смысле патриотизм-нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентации, установок, действий, обычно артикулируемом как любовь к Родине.

Патриотизм - это общечеловеческая потребность находиться в системе  исторических, духовных и культурных ценностей. Он как составная часть Русской национальной идеи, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Всегда расценивался как могущество Российского государства.

В силу отсутствия в школах молодежных организаций патриотическое воспитание школьников почти не ведется. В вузах дело с военно-патриотическим воспитанием обстоит несколько лучше. Следует отметить, что нынешние официальные молодежные организации типа «Наши» и «МГ» взяли от прежнего комсомола самое плохое - скуку, формолизм, заорганизованность и не унаследовали героической истории патриотизма, борьбы за становление организаций, пропаганды героизма и мужества молодежи.

В заключение, можно отметить, что государству отводится решающая роль в формировании гражданственности и стимулировании патриотизма Российской молодежи. Государственные проблемы «патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» и «патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы» не сумели мобилизовать и реализовать резервы патриотизма в обществе, так как, по существу, представляют собой патриотический симулякр - манипулирование идеологическими «пустышками», символами без содержания.

Список использованной литературы.

  1. Курская правда, 1 февраля 2011 года. «Каким стандартам кланяться».
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. Т.З. М.: РИПОЛ-Классик, 2002, 544с.
  3. Патриотизм истинный и мнимый. Пресс-выпуск ВЦИОМ. №591. 05.12.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках истории

Сообщение  о  патриотическом воспитании  на  уроках  истории...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории XXI века".

На межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в мае 2011 года, в Волгограде, Владимир Владимирович Путин рассказал, что он думает о преподавании истории в российских школах и о том,...

Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...