Главные вкладки

    Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"
    статья по теме

    В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty_patrioticheskoe_vospitan12.35 КБ

    Предварительный просмотр:


    Муниципальное общеобразовательное учреждение



    «Средняя общеобразовательная школа №14»



























    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»



    Из опыта работы учителя истории и обществознания Эсельбековой Гулюмхан Менглидурдыевны



     







    учитель истории и



                                                                                         обществознания



                                                                                            Эсельбекова Г. М.









































    2012 год




                      Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее

    Д. С.  Лихачёв.

    В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности.

              Патриотическое воспитание на школьном материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших  традициях российского  народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.

    Что такое патриотизм? Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; любовь к Родине.

           Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

         В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.

          Край наш богат историческими событиями, в которых принимали участие наши земляки — ставропольские туркмены.  И среди работ по родословию основное место занимает составление генеалогического древа туркменского народа. Итогом исследовательской работы по данной теме стало открытое мероприятие «Родословная туркмен Северного Кавказа».

     При изучении темы «Великая Отечественная война» учащимся даю индивидуальные задания по сбору и поиску материала о защитниках  Кавказа. Ребята собирают и оформляют материалы «Жители аула Эдельбай  в годы Великой Отечественной войны», «Труженики тыла». Изучение темы «Великая Отечественная война» заметно обостряет внимание учащихся к истории Российского государства, именам прославленных полководцев, руководителей борьбы за независимость Отчизны, воспитывает чувство гордости за прошлое Отечества. Большой популярностью пользуется у учащихся задание: взять  интервью  у  людей  пожилого  возраста  на  такие  темы,  как  «Репрессии  в  моей  жизни», «Воспоминания  о  грозных  военных  годах.»,  «Об  особенностях  и  трудностях   обучения  в  школе в  довоенные  и  военные  годы.» и др.  

    В 5 классе мы начали работу по теме «Моя родословная». Предварительно проведенные анкеты показали, что ребята плохо знают свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, семьи. Как важна семейная память для воспитания детей, для воспитания чувства своего рода. В работе участвуют и дети, и родители. Каждый факт будущего сочинения обсуждается в семье. С большим желанием и интересом записываются воспоминания дедушек и бабушек. Слушая рассказы близких людей, дети становятся как бы соучастниками многих дел и свершений, сопереживают всем трудностям и радостям, выпавшим на долю родных. При описании дел и поступков родителей прослеживается преемственная связь поколений.  В конце  IV четверти состоится презентация работ учащихся.

    В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т. д. Хорошим наглядным примером патриотизма является изучение на уроках истории в 6 классе фрагментов текста «Повести временных лет». Например,  на уроке я зачитываю  описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мёртвые бо срама не имам»...

    Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого, познании наших корней, осознании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

    Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных примерах для подражания.

    Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Здесь уместно ученикам привести слова известного педагога В. А. Сухомлинского, который по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».

    Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Очень много внимания уделяется военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова. Ребята готовят презентации, сообщения об этих великих людях России, а затем делятся своими творческими успехами в этом направлении на уроках, посвященных русскому военному искусству. Также ребятам предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё отношение к данной личности.

    Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.  

    В учебниках истории обычно не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся хорошо знали заслуги перед Отечеством Петра I, M. Сперанского, С. Витте, П. Столыпина, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Раскрывая нравственные качества соотечественников, на уроке стремлюсь соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. У одного ученика отмечается огромная жизненная энергия, свойственная Петру I, Суворову, для другого характерны изобретательность Кулибина, научный поиск Королёва и т. д. У некоторых подростков положительный нравственный след в душе всё же остаётся: ещё бы - ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить жизнь этих личностей. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, человеку, т. е. является одной из главных составляющих патриотизма. Большой дух, заряд патриотизма, чувство гордости несут обобщающие повторения, урок-игра, урок-викторина. Такие, как например: « За землю русскую» {6 класс «Борьба русского народа против иноземных захватчиков»), устный журнал в 7 классе «Письмо неизвестному солдату», игра-викторина в 8 классе «К чести России», урок – игра в 9 классе  «Дорогами войны» и т. д.  

         В  условиях  сельской  школы,  ограниченной  в  возможностях  более  эффективного   преподавания  истории,  чем  в  городской  школе, эти   и  другие  формы работы развивают   познавательную   активность  учащихся,  формируют  уважение  к  истории  родного  края, страны,  способствуют  формированию  культурного  человека. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.

    Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования  представлений о  духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма,...

    Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

        В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

    Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

    В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

    Практический показ опыта работы учителя географии и истории Справниковой Галины Гавриловны"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока"

    В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у молодых людей искажены представления о доброте,милосердии,великодушии,нравстенности.Школа призвана создавать гражданина и вос...

    Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории

    В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

    Из опыта работы «Составление учебного проекта на уроках истории и обществознания»

    Данная работа будет интересна педагогам любого предмета, так как в ней не только приведено обоснование использование метода проектов в деятельности учителя, выявлены отрицательные и положительные стор...