Творческая работа "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе."
методическая разработка по истории по теме

Мох Галина Сергеевна

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.     Введение.                                                                                стр. 3

2.     Теоретические основы военно-патриотического

      воспитания .

3.     Дни воинской славы в курсе истории

     Отечества 6-11 классы.                                                              7

4.     Роль школьных музеев в военно-

    патриотическом воспитании учащихся.                                 16

5.     Заключение.                                                                                21

6.     Литература.                                                                                23

7.     Приложения:                                                                              24

Приложение 1 Сообщения учащихся 6-11 классов                   24       Приложение 2 Документально-поэтическая композиция

«Войны священные страницы навеки в памяти

людской»                                                                                      67

    Приложение 3 Познавательная игра для старшеклассников,

посвященная Дню Победы                                                         76

        Приложение 4 Ветераны Великой Отечественной войны              82

        Приложение 5 Воины-интернационалисты                                          92

        Приложение 6 Люди, славящие наш город мирным трудом         96

 

 

 

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

         Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

         Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником.

         Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

         События, происходящие в нашей стране в последнее время, говорят о том, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны. Стала все более заметной утрата обществом традиционно российского патриотизма, сознания национального долга. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Созданию модели воспитательно-образовательной среды, приоритетным направлением которой является военно-патриотическое воспитание,  в современной школе отводится огромное значение. Учитель истории в большей степени, чем кто-либо, ответственен за это. И не случайно тема моей работы – “Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассных мероприятиях”.

 

 

 

 



2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

 

ВОСПИТАНИЯ.

 

         Военно-патриотическое воспитание – это большая государственная   задача.

         Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

         Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры, спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

         Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

 

 

·        создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы патриотического воспитания;

·        формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

·        воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

В целях улучшения патриотического и гражданского воспитания обучающихся, подготовки их к военной службе  Минобразования России и Генеральный штаб Вооруженных Сил России рекомендуют:

- в период подготовки к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. более активно развивать взаимосотрудничество органов исполнительной власти, военных комиссариатов, представителей воинских частей и подразделений, учреждений образования, культуры, здравоохранения, ветеранских объединений;

- организовать проведение вахт памяти, уроков мужества, торжественных мероприятий у обелисков славы, встреч с выпускниками военно-патриотических объединений;

- содействовать организации в образовательных учреждениях военно-исторических экспозиций, выставок, музеев с широким их использованием в учебно-воспитательной работе.

         В городе Новочеркасске сложились благоприятные условия для реализации данной идеи. В городе расквартировано много воинских частей как Министерства Обороны, так и Министерства Внутренних дел, расположен военный институт связи, многие курсанты которого являются выпускниками школ города, функционирует суворовское училище МВД, кадетский корпус, работает активно музей героев Афганской войны и чеченских кампаний.

        

Таким образом, имеют место объективные предпосылки для формирования социально-активной, всесторонне развитой личности гражданина Российской Федерации – патриота Отечества.

         Чувство патриотизма – основа духовных качеств российских граждан. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами.

         История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного исполнения долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

         Продолжая тему патриотизма, следует обратить внимание на его глубокие исторические корни. Быть патриотом без глубокого знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств наших предков невозможно.

         В истории нашей страны были победы и поражении, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ В КУРСЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

6-11 КЛАССЫ

 

         Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской Православной Церковью были установлены специальные «викториальные дни». Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.

         Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995 года Государственная Дума РФ приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который 13 марта того же года был подписан Президентом РФ. В список праздников вошла часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории России – Советского Союза. В Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия была неотъемлемой частью величия Российского государства. Далее в указе сказано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Огромное значение в этом направлении играет воспитательная работа на уроках истории в 6-11 классах при изучении исторических событий. Помимо изучения событий в классе, ребята получают дополнительное задание подготовить сообщения, с последующим представлением на уроке. (Приложение 1).

         Законом установлены 15 дней воинской славы России:

 

 

 

18 апреля  - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.) (материал 6 класса). Ледовое побоище – одно из выдающихся сражений средневековья. Русское войско превзошло противника в воинской организации и тактике боя, проявило высокую доблесть и мужество. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев и на многие годы обезопасила западные границы Руси.

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.) (учебный материал 7 класса).

         Куликовская битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарским войском под началом Мамая произошла 8 сентября 1380 года. Куликовская битва завершилась разгромом монголо-татарского войска. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

4 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов.(1612 г.) (учебный материал 7 класса).

         В 1609 году польские войска под руководством короля Сигизмунда Ш вторглись в пределы России. В сентябре 1610 г. поляки правительством Боярской думы были впущены в Кремль. В стране началось народное движение, направленное на освобождение Русской земли от интервентов. В Нижнем Новгороде движение возглавил городской земский староста Кузьма Минин. Выступая перед нижегородцами, он призвал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства, за православную веру. Военной подготовкой ополчения руководил воевода - князь Дмитрий Пожарский.

 

 

10 июня – День победы русской армии под командованием Петра 1 над Шведами в полтавском сражении (1709 г.) (учебный материал 7 класса).

Русская армия под командованием Петра 1 разгромила шведскую армию Карла ХП. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России. Вот как Полтавское сражение описано в поэме А.С. Пушкина «Полтава»:

                   И грянул бой, Полтавский бой!

                   В огне под градом раскаленным,

                   Стеной живою отраженным,

                   Над падшим строем свежий строй

                   Штыки смыкает. Тяжкой тучей

                   Отряды конницы летучей

                   Браздами, саблями звуча,

                   Сшибаясь, рубятся сплеча.

                   Но близок, близок миг победы

                   Ура! мы ломим; гнутся шведы.

                   О славный час! о славный вид!

                   Еще напор – и враг бежит…

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут (1714 г.) (учебный материал 7 класса).

         Во время Северной войны (1700-1721 гг.) около Гангута авангард русского галерного флота под командованием Петра 1 разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда и захватил 10 вражеских кораблей. Так была одержана первая в истории русского флота крупная морская победа. Эту победу Петр 1 назвал «второй Полтавой».

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1780 г.) (учебный материал 7 класса).

 

 

         В ходе русско-турецкой войны русские войска подошли к Измаилу – турецкой крепости на Дунае. Она имела стены 25-метровой высоты и считалась неприступной. Взять крепость, было приказано Суворову. 24 декабря 1780 г. русские войска семью колоннами атаковали крепость. Весь день шли бои. К вечеру крепость пала. Падение Измаила вынудило Турцию начать переговоры с Россией о мире.

11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.) (учебный материал 7 класса).

         Успеху русских войск при взятии Измаила способствовал ряд побед русского флота. 11 сентября 1790 г. русская эскадра под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова напала на стоявшую, на якоре турецкую эскадру у Тендровской косы. Победа у Тендры обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.) (учебный материал 8 класса).

         Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Вот как оценил Бородинское сражение Кутузов в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.) (учебный материал 8 класса).

         Синопское морское сражение произошло 18 ноября (1 декабря) 1853 года между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны (1853-1856). Синопский бой золотыми буквами вписан в историю российского флота.

 

 

23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) День защитников Отечества. (учебный материал 9 класса).

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 г.) (учебный материал 9-11 класса).

         Битва за Москву в Великой Отечественной войне началась 30 сентября 1941 г. во главе обороны Москвы был поставлен К.Г. Жуков. В ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. В результате враг был отброшен от стен Москвы на 100-250 км. Победа Красной Армии под Москвой имела крупное международное значение и способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.

2 февраля – День разгрома немецко-фашистских войск советскими войсками в Сталинградской битве (1943 г.) (учебный материал 9-11 класса).

         Сталинградское сражение – самое крупное сражение второй мировой войны. Оно началось 17 июля 1942 г. за месяц боев немецкие войска продвинулись вперед на 70-80 км. 23 августа немецкие танки ворвались в Сталинград. Началась бомбежка города, которая длилась без перерыва несколько дней.

         19 ноября Красная Армия начала успешное наступление. В течение января 1943 г. окруженные немецкие войска были разгромлены. 2 февраля сопротивление немцев прекратилось. Ф. Рузвельт, президент США, так оценил Сталинградскую битву: «Славная победа доблестных защитников остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии».

23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943). (учебный материал 9-11 класса).

27 января – День снятия блокады г. Ленинграда (1944). (учебный материал 9-11 класса).

 

         Победа под Ленинградом была завоевана дорогой ценой. Многие тысячи воинов Ленинградского фронта и Балтийского флота пали смертью храбрых, защищая, город-герой. В суровые дни блокады погибло 641803 ленинградца. Вокруг Ленинграда протяженностью 200 км в честь его героических защитников создан пояс Славы. На местах былых сражений сооружено множество памятников. В будни и праздники приходят сюда люди, чтобы поклониться мужеству и бессмертию тех, кто отдал свои жизни во имя независимости Родины.

9 Мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (учебный материал 9-11 класса).

         8 мая 1945 г. в Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Для того, чтобы школьники расширили и закрепили знания, полученные ими на уроке мы готовим занятие или внеклассное мероприятие силами самих учеников (Приложение  2 и  3).

Патриот любит свое Отечество, готов встать на его защиту, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины. Вот как сказано о патриотизме у Н.М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его».

         На уроках истории отечества мы рассматриваем множество примеров героического поведения российских солдат и офицеров. Вот некоторые из них.

         В 1812 г. в ходе Бородинского сражения генерал В.Г. Костенецкий заменил убитого начальника артиллерии русской армии А.И. Кутайсова. Когда на одну из русских батарей ворвались французы, Костенецкий, обладавший богатырской силой, стал в ряды защитников и отбивал нападающих артиллерийским банником. Банник сломался в руках генерала, но атака была отбита. За Бородино Костенецкий был награжден орденом героя 3-й степени.

         При изучении русско-японской войны 1904-1905 гг. учитель отмечает, что немало строк в героическую летопись Отечества вписали русские моряки. Особенно известен подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». В Цусимском сражении японцами был подбит броненосец «Князь Суворов». Потеряв управление, корабль выходит из строя, но не прекращает огня. Лейтенанты Вырубов, Богданов, Курсель и 30 матросов отказались сойти с корабля и продолжают бой. Но силы были неравны. «Суворов» погиб с развевающимся Андреевским флагом.

         С особым волнением ребята знакомятся с подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны.

         В начале октября 1941 г. гитлеровские армии подошли близко к Москве. Большая часть советских войск, защищавших столицу, оказалось в окружении. Дорога на Москву с юга со стороны Варшавского шоссе была открыта. Для переброски резервов требовалось 5-7 дней, и для обороны в район Малоярославца были выдвинуты курсанты подольского артиллерийского училища. За 12 дней боев курсанты уничтожили до 5000 гитлеровцев, подбили 100 танков противника. Подольские курсанты почти все погибли, но враг был задержан.

         Немаловажным фактором победы стал менталитет советского народа. Известны случаи, когда советские люди сознательно шли на смерть за Родину. На уроках ученики 9-х классов говорят о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского ДОТа. Всего за годы войны более 200 человек повторили этот подвиг.

         Рассматривая в курсе 9 класса тему: «Германское нашествие», мы обращаемся к подвигу нашего земляка, героя Советского Союза летчика-истребителя И.И. Клещева. Его именем названа главная улица п. Молодежного, на которой стоит наша школа.

         В ноябре 1941 г. немецкие войска под Москвой встретили упорное сопротивление советских воинов.

         Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага.

         Легендарным стал подвиг группы бойцов этой дивизии, которую возглавил политрук В.Г. Клочков. Более 30 немецких танков пытались прорваться вдоль Волоколамского шоссе. 4 часа длился бой, враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог сломить оборону. Всю страну облетели слова В.Г. Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»

         Эти героические страницы истории учат ребят беззаветно любить нашу Родину, быть верными своему гражданскому долгу.

         В пламени Вечного огня, величественных мемориальных и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собою от убийственного огня своих товарищей, кто стоял насмерть на поле боя.

         Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются:

·        создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, организация выставок;

·        сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов.

      Могут осуществляться и другие мероприятия по увековечиванию памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, в том числе, связанных с днями воинской славы России.

         Принимая участие в этих мероприятиях, каждый гражданин России устанавливает незримую связь поколений, приобщается к духовным ценностям российского народа. Изучение истории подвигов народов России

во имя защиты Родины, участие в увековечивании событий и памяти героев защиты Отечества есть основное направление в деле патриотического воспитания, подготовки достойного гражданина России, гордящегося своей историей, своим народом, культурой и героическими делами во славу России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

 

         В военно-патриотическом воспитании немаловажное значение имеет и внеурочная работа со школьниками.

         После ряда лет, когда в стране, в том числе и в системе народного образования, ослабло внимание к подрастающему поколению, вновь стал  вопрос о молодежной политике государства. Значительное место в этой работе отводится школьным музеям. Актуальность школьного музея очевидна. Как показывает исторический опыт, во все времена в нашей стране реформы образования всегда сопровождались процессом его «омузеивания». В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. Сейчас  в школьных кабинетах создаются своеобразные композиции. Эти экспозиции – итог деятельности школьных кружков. Школьный музей – это центр музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения. Это музей для детей и руками детей.

         Итогом поисково-собирательской деятельности учащихся могут стать мемориальные комплексы о ветеранах Великой Отечественной войны, о выпускниках, достигших успехов в различных отраслях деятельности; воинах, отличившихся на службе в армии; директорах школы; лучших учителях.

         В МОУ СОШ № 20 участниками кружка краеведения создан рабочий класс-музей. Музей работает с 1999 года. Он – гордость нашей школы. Цель создания музея - приобщение школьников к творческой исследовательской работе по изучению истории нашего города; знакомство с людьми, славящими наш край; знать и помнить корни свои.

         В работе краеведческого кружка принимают участие ребята 7-11-х классов. Я являюсь руководителем кружка.

         Открытию нашего музея предшествовала большая кропотливая работа по сбору материала. Сначала ребят заинтересовала история создания нашей школы. Мы столкнулись с определенными трудностями: информацию пришлось собирать «по крупинкам». К сожалению, мы не установили точную дату регистрации школы. Однако, со слов первых выпускников и учителей, первоначально учебный процесс проходил в бывшей мельнице, принадлежавшей помещику Марченко. После революции 1917 г. мельница закрылась, и в этом здании были подсобные хозяйства. В 40-ые годы здание отдают под школу. Новая школа была построена в 1963 году.

         В фонде нашего музея имеется информация о директорах МОУ СОШ № 20. С 1963 педколлектив возглавляли опытные руководители: Белоусов В.И., Мармашова А.Е., Петровская С.С., Кожевникова Ф.Я., Лемешкин А.М., Иванова Т.В., Каменева О.П. В настоящее время школой руководит Юзбекова Е.И., которая является выпускницей нашей школы. Кроме того, ряд выпускников в настоящее время работают учителями в своей родной школе № 20. Это учителя высшей категории Родина Л.И., Гребенникова Л.Е., учителя 1 категории Демченко С.В., Бочкарева И.В., Шорина Е.А., Рыженкова Т.А., библиотекарь школы – Кислова О.Н. Мы гордимся тем, что наши выпускники вернулись в школу воспитывать и обучать детей.

         Кружок краеведения работает по следующим направлениям: ветераны Великой Отечественной войны; воины-интернационалисты; люди, славящие наш город мирным трудом. В поисковой работе были задействованы не только наше краеведы, но и все ребята школы. Каждый класс получил поисковое задание, которое заключалось в сборе материла по определенному человеку; обсуждению в группах и созданию уже готовых для экспозиции стендов. Это была целенаправленная, продуманная, интересная работа, которая захватила ребят полностью.

         В день открытия музея дети  были взволнованы, представляя с гордостью свои работы, а ветераны и гости не могли сдержать слез благодарности.

         Музейная деятельность показала, как много она значит для формирования у детей гуманной системы ценностей.

         Основное направление работы кружка краеведения – экспозиции по ветеранам Великой Отечественной войны. В фонде нашего музея представлены материалы о ветеранах – Ажогине Сергее Архиповиче, Овчинникове Николае Федоровиче, Быкове Николае Даниловиче, Клещеве Иване Ивановиче, Ярощуке Георгии Евдокимовиче, Макееве Гаврииле Андреевич, Стаценко Василии Ефимовиче, Литвинове Алексндре Васильевиче, Старостине Сергее Викторовиче, Сердечникове Алексее Андреевиче (Приложение 4).

         Героев суровых военных лет и кружковцев связывает давняя дружба. Ветераны -  частые гости в школе. Они принимают активное участие в школьных мероприятиях, праздниках, классных часах.

         Второе направление работы школьного музея – воины-интернационалисты, прошедшие Афганскую войну и воины, принимавшие участие в чеченских кампаниях.

         Наш музей держит тесную связь с музеем афганцев, созданным в нашем городе совсем недавно. Учащиеся старших классов, посещая этот музей, знакомятся с подвигами ребят, которые погибли, защищая интересы нашего народа, в мирное время. Выпускник нашей школы Филев Сергей героически погиб в Чечне, выполняя свой гражданский и воинский долг перед Родиной.

Многие участники войн в Афганистане и Чечне – офицеры НВИС. В школьном музее представлены материалы о полковнике, профессоре кафедры «Радиосвязь» Дворовом О.А., участнике контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона; о майоре Климове А.С., полковнике Шореце В.Э., подполковнике Куликове С.С. , подполковнике Загорулько А.М.  Все они выполняли интернациональный долг в составе ограниченного контингента Советских войск в республике Афганистан.

Ребята приглашают офицеров НВИС для участия в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества. В свою очередь офицеры организуют экскурсии в НВИС. (Приложение 5).

         Третье направление работы класса-музея – люди, славящие наш город мирным трудом. Здесь представлены экспозиции о Волкове А.П. – мэре г. Новочеркасска; Богураеве В.И., фрезеровщике 2-го электромашинного цеха НЭВЗа, кавалере орденов «Знак Почета» и «Дружба»; Кукозе Ф.И., профессоре, докторе технических наук; Мурзенко Ю.Н., профессоре, докторе технических наук; Сапуненко Н.Н., враче, заведующей лоротделением БСМП, Кулешове В.И. – директоре детской художественной школы № 1, заслуженном работнике культуры РСФСР; Росихиной И.Н., мастере спорта международного класса.

Участниками краеведческого кружка было организовано мероприятие «Тебе Родина наши таланты, творчество, труд». В нем принимали участие выпускники школы, а ныне известные в городе люди – Ефимов С.А., председатель АКХ «Донская степь», Клочкова Л.П., судья Новочеркасского горсуда,  Филиппова Л.А., начальник ЖЭУ № 6 МРЭПЖКХ, Рябченко Т.П., анастезиолог медсанчасти НЭВЗа, Первышев В.А.: - начальник ц. 56 НЭВЗа.

Гости вспомнили школьные годы, поделились с ребятами своими достижениями в труде (Приложение 6).

         Наши краеведы принимают активное участие в городских краеведческих конференциях. В 2003 г. работа нашего кружка получила Ш призовое место в разделе «Земляки».

         Таким образом, творческий труд, поисково-собирательская деятельность, энтузиазм ребят, в результате которых возникает музей особого рода, включенный в контекст всей школьной жизни, занимают достойное место в системе воспитания юных патриотов страны, юных граждан новой России.

                   Для пополнения фонда школьного музея участниками краеведческого кружка планируется следующая работа:

1.          Продолжить сбор материалов, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны, участникам войн в Афганистане и Чечне, офицерам НВИС.

2.          Подготовка мероприятий к Дню освобождения г. Новочеркасска от фашистских захватчиков, к Дню защитников Отечества.

3.          Оформление стендов, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны к 60-летию Победы.

4.          Подготовка и участие в краеведческой конференции.

5.          Выступление лекторской группы из числа участников краеведческого музея на тему: «Герой Советского Союза И.И. Клещев».

6.          Связь с участниками, воинами-ветеранами Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Создание модели воспитательно-образовательной среды, приоритетным направлением которой является военно-патриотическое воспитание, предполагает поиск совокупности дидактических приемов, средств, форм, методов развития и обучения, направленных на формирование социально активной, всесторонне развитой личности, гражданина-патриота Родины.

         Важно связать воспитание с государственной идеей служения Отечеству и на основе этого воспитать в личности гражданское сознание, уважение к боевым и трудовым традициям своего народа.

         Я убеждена, что работа по военно-патриотическому воспитанию, которая проводится в нашей школе, оказывает огромное влияние на формирование гражданской позиции подрастающего поколения.

         Отечество – это не только прошлое, но, прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории. Мы не только должны знать историю нашего края, но и осознавать ту опасность, которая исходит в настоящее время от террористических организаций.

          Подрастающее поколение – это наши дети – замечательный отряд человечества. Чтобы они были сильны, бесстрашны в борьбе, необходимо воспитание в духе патриотизма, любви к Отечеству, формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека и демократических ценностей, стремление сохранить и преумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.

         Именно эти задачи военно-патриотического воспитания я стараюсь решать на уроках истории и во внеклассных мероприятиях.

         Волна нигилизма и осуждения недавнего прошлого, кажется, пошла на убыль. Началось возвращение к отечественным ценностям.

         В обществе утверждается понимание того, что без сбережения и развития чувства патриотизма, без любви к своему государству, имеющему тысячелетнюю историю, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество надежных защитников Родины в России не воспитать.

         Работа по военно-патриотическому воспитанию в МОУ СОШ № 20 актуальна и важна для  формирования развитой личности гражданина Российской Федерации – патриота Отечества.

         Считаю целесообразным продолжать эту работу на уроках и пополнять фонд рабочего класса-музея по представленным направлениям. 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.      Беловинский Л.В. С русским воином через века. – М.: Просвещение, 1992.

2.      Вестник образования № 9 за 2000 год. «О военно-патриотическом воспитании молодежи». Письмо МО РФ и Генштаба ВС РФ от 25/26.10.99 г.

3.      Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник М.М.Кирьянов. – М., 1985.

4.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.». постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122 г. Москва.

5.      Конституция РФ, М., 1993 г.

6.      Летопись Великой Отечественной 1941-1945. – М.: Молодая гвардия, 1985.

7.      Г.К. Силевко «Современные образовательные технологии», М.: Народное образование 1998 г.

8.      Энциклопедия для детей. История России. Т.5 Ч. 2 и 3 – М.: Аванта, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

"Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеклассной работе" 1-7 класс

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников и их социокультурной творческой самореал...

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...

Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)

Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...