подготовка к олимпиаде по истории
олимпиадные задания (история) по теме

Материал для подготовки к олимпиаде по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx15.03 КБ
Файл 6_klass.docx13.28 КБ
Файл 7_klass.docx14.36 КБ
Файл 8_klass.docx13.63 КБ
Файл 9_klass.docx13.58 КБ
Файл 10_klass.docx22.61 КБ
Файл 11_klass.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Задание № 1.

Проанализируйте исторический документ и ответьте на вопрос.

«…Простирается в основном [с севера] на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укреплённостью и красотой страны все другие местности… С запада защищена полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращённых к востоку, одни защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами… Четвёртая сторона вся омывается защищающим её … морем, почти не имеющим пристаней; плавание вдоль берега этого моря крайне продолжительно, а высадка очень трудна, так как… нельзя найти безопасной гавани…».

Какая страна описана в этом отрывке? (1 балл)

Задание № 2.

Луна и… По берегу к пещерам
Идёт народ, краснеют фонари.
На берегу, в песке сухом и сером
Ряды гробниц – и всё цари, цари.
Иной как был – под крышкой золочёной,
Иной открыт – в тугую пелену,
В пахучий кокон тесно заключённый,
Пять тысяч лет не видевший луну.

И. А. Бунин

1. Название какой реки надо поместить в первую строку? (1 балл)

2. Как называется место, описанное в стихотворении? (1 балл)

Задание № 3.

Решите задачи А, Б, В.

А. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь? (1 балл)

Б. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н. э., а в 394 г. император Феодосий запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр? (1 балл)

В. Рим был основан в 753 г. до н. э. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях? (1 балл)

Задание № 4.

Проанализируйте исторический документ и ответьте на вопросы.

«Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем пошли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше».

1. Какой континент назван Ливией? (1 балл)

2. Почему царь послал именно финикиян? (1 балл)

3. Какое море названо в документе Северным? (1 балл)

4. Где находятся Геракловы столпы? (1 балл)

5. Сколько длилось путешествие? Приведите аргумент из текста. (1 балл)

Задание № 5.

Почему среди наиболее ценных подарков и даже в завещании жители Междуречья называли обыкновенную дверь? (5 баллов)

Задание № 6.

           Героям многих сказаний приходится отвечать на загадки. В легенде о царе Эдипе говорится, что во время странствий ему встретился Сфинкс. Сфинкс загадывал всем только одну загадку. Никто, кроме Эдипа, не смог её решить. Вот эта загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, вечером – на трёх?»

Какой ответ дал Эдип? (5 баллов)

наверх



Предварительный просмотр:

6 класс

Задание № 1.

Проанализируйте исторические источники и ответьте на вопросы.

А. В «Повести о Синухете» фараон убеждает своего вельможу вернуться назад. При этом в качестве аргумента он пишет ему: «Здесь ждут тебя погребальные пелены… Здесь проводит тебя похоронное шествие… Изготовят тебе саркофаг из золота… Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и колонны её воздвигнут из белого камня. Не умрёшь ты в чужой стране, не завернут тебя в баранью шкуру и не зароют, как варвара, за простой оградой».

1. Почему эти доводы должны были повлиять на решение вельможи вернуться домой? (5 баллов)

2. К каким героям и персонажам мифов Древней Греции имеют отношение львиная, овечья, баранья и козья шкуры? (5 баллов)

Б. Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своём городе: «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях».

В каком городе жил Перикл? Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? Каким образом жители этого города могли проявить себя? (5 баллов)

Задание № 2.

Соотнесите имя правителя с историческим фактом. (9 баллов)

Александр Македонский

1. Организация библиотеки глиняных книг

Ашшурбанапал

2. Создание древнейших законов

Константин

3. Строительство самой длинной стены

Октавиан Август

4. Создание новой религии – буддизма

Соломон

5. Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме

Хаммурапи

6. Захват единоличной власти в Риме

Царевич Гаутама

7. Военный поход в Индию

Цинь Шихуан

8. Разрешение христианам открыто молиться

Юлий Цезарь

9. Установление империи

Задание № 3.

На Руси их называли «скоморохи», а во Франции - …? (2 балла)

Задание № 4.

В каком городе находился самый большой и прекрасный храм раннего Средневековья? (1 балл)

Задание № 5.

Чем отличались варяги от норманнов и викингов? (1 балл)

Задание № 6.

Мог ли барон, давший клятву верности герцогу, считаться вассалом короля? (1 балл)



Предварительный просмотр:

7 класс

Задание № 1.

Расположите в хронологическом порядке следующие события. (4 балла)

Астраханский поход.

Введение срока сыска беглых крестьян.

Восстание И. И. Болотникова.

Избрание на царство Михаила Романова.

Опричнина.

Освобождение Москвы от поляков.

Первый Земский собор.

Принятие Иваном Грозным титула царя.

Задание № 2.

Объясните значение слов.

Дворяне, кормление, приказ, «Судебник». (20 баллов)

Задание № 3.

Как известно, короля играет свита. Перед Вами описание человека, чья деятельность оказала большое влияние на ход событий. Кто он?

Он происходил из семьи небогатых провинциальных дворян, но благодаря своим незаурядным способностям достиг небывалого взлёта: стал одним из деятельных членов Избранной рады. Возглавлял Челобитный и Казённый приказы, бывал с дипломатической миссией в Казани, а позже участвовал в её взятии. На него также была возложена обязанность создания нового общегосударственного летописного свода. В 1560 г. участвовал во взятии мощной крепости Феллин. Однако позднее был обвинён своими противниками в том, что погубил царицу Анастасию. (1 балл)

Задание № 4.

Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.

А. «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслили, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чём провинились перед тобою и чем прогневали тебе христиане – соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие по мудрости их, им от Бога дарованной?..

Не думай, царь, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь суетной победой: казнённые тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе; несправедливо изгнанные тобой из страны, взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».

Б. «Исполненное истинного православия самодержавство Российского царства начиналось по Божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, великого князя Владимира Мономаха, удостоившегося великой чести от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами… Мы же… по Божию изволению и по благословению прародителей своих родились на царство и воспитались. Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти – противится Богу!.. На это уж воля Господня, коли придётся пострадать. Если же ты праведен, почему же не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни… А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и миловать».

1. Кто авторы первого и второго отрывков? (2 балла)

2. В связи с чем возникла между ними переписка? (1 балл)

3. Чем различаются их взгляды на отношения монарха и подданного? (3 балла)

Задание № 5.

Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жёг огнём чужих и своих слуг, бояр и дворян, однако народного возмущения не последовало. Многие историки задаются вопросом: почему народ не восстал против тирана? Как бы Вы ответили на этот вопрос? (5 баллов)



Предварительный просмотр:

8 класс

Задание № 1.

«Был очень незнатного происхождения; по русским источникам он родился близ Владимира и был сыном придворного конюха», - пишет историк С. М. Соловьёв. Позднее этот человек становится генералом-губернатором Петербурга, генералиссимусом, а заканчивает свои дни в ссылке.

О ком идёт речь? Какой художник запечатлел печальный финал его карьеры? (10 баллов)

Задание № 2.

Кто из перечисленных ниже был современником Екатерины II:
а) король Фридрих II Великий;
б) Франсуа Вольтер;
в) король Людовик XIV;
г) Джордж Вашингтон;
д) королева Виктория;
е) Тадеуш Костюшко (20 баллов)

Задание № 3.

XVIII век – век дворцовых переворотов, в ходе которых часто реальными правителями становились не государи, а их фавориты.

Для каждого из правителей:
1) Екатерина I,
2) Пётр II,
3) Анна Иоанновна,
4) Елизавета Петровна,
5) Екатерина II

укажите фаворитов:
а) Разумовский,
б) Орлов,
в) Потёмкин,
г) Лесток,
д) Долгорукие,
е) Меншиков,
ж) Бирон (28 баллов)

Задание № 4.

«Дух русский вскипел двухвековой жизнью заветных времён гражданина Минина и князя Пожарского. На алтарь любви народ и отечество радостно возлагали и достояние, и жизнь свою».

О каком историческом событии идёт речь в документе? Какую роль в нём сыграла Москва? (16 баллов)



Предварительный просмотр:

9 класс

1. Проследите этапы военной истории XVII – XVIII вв. Объясните, почему XVIII в. вошёл в историю России как век русской славы. Назовите основные триумфы России. С именами каких полководцев и флотоводцев они связаны?

2. Прочтите фрагменты из статей А. И. Герцена. О ком говорится в них? Почему меняется тон в статьях?

«… его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников. Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания, против хищной толпы закостенелых негодяев и сломил их. Это ему ни русский народ, ни всемирная история не забудут. Мы приветствуем его именем «освободитель».

«… но горе, если он остановится, если руки его опустятся. Зверь не убит, он только ошеломлён».

« … зачем этот человек не умер в тот день, когда был объявлен манифест освобождения».

3. Было бы сопротивление русских крестьян (в войне 1812 г.) таким же мощным, если бы Наполеон объявил об отмене крепостного права?

4. Из приведённых слов и словосочетаний составьте определение исторического понятия. Они не могут быть использованы дважды. Разрешается добавить предлог, изменять слова по падежам.

Который, продукты, не, труд, рынок, предназначались, внутренний, для, потребления, а, продажа, для.

5. Определите тип документа, кто его автор, в каких исторических условиях он создавался.

«Было много дел и докладов. Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска. Во главе рабочего союза какой-то священник – социалист Гапон. Мирский приезжал вечером для доклада о принятых мерах».



Предварительный просмотр:

10 класс

1. Установите соответствие.

1) Деулинское перемирие

2) Вечный мир с Польшей

3) Образование Золотой Орды

4) Столбовский мир

5) Поход Ивана Калиты на Тверь

А) 1327 г.

Б) 1617 г.

В) 1618 г.

Г) 1686 г.

Д) 1242 г.

2. По какому принципу образован ряд?

1478 г., 1485 г., 1510 г., 1521 г.

3. Нарисуйте схему «Организация вооружённых сил Московского государства в XVI в.»

4. Орден Екатерины, учреждённый Петром I, имел второе название – орден «Освобождения». Награждались им только дамы – члены императорской семьи или жёны высокопоставленных чиновников.

Объясните происхождение второго названия.

5. Соберите из слов известное стихотворение. Укажите его автора. Определите, о каком событии идёт речь в стихотворении.

Пролетать, таких, колоть, кровавых тел, блестел, мешала, носились, как тени, рука, не видать, в дыму, сражений, Вам, гора, звучал, визжала, знамена, и ядрам, огонь, булат, бойцов, устала, картечь.

6. Заполните схему «Участники судебного процесса в окружном суде по реформе 1864 г.».

7. Сгруппируйте деятелей науки и культуры по видам творчества.

И. Стравинский, С. Рахманинов, К. Коровин, А. Скрябин, А. Шахматов, К. Бальмонт, В. Кандинский, М. Волошин, С. Танеев, В. Брюсов, К. Малевич, А. Белый, В. Иванов, И. Северянин, В. Серов, Н. Бердяев, А. Щусев, С. Булгаков, М. Врубель, П. Филонов, В. Соловьёв, Ф. Сологуб, Ф. Шехтель, М. Туган-Барановский, Н. Гумилёв

Поэты —

Художники —

Композиторы —

Архитекторы —

Учёные —

8. Соотнесите биографии с именами российских военных деятелей.

Л. Г. Корнилов, А. В. Колчак, М. В. Алексеев, А. А. Брусилов.

А) _______________ (1871 – 1920) – российский военный деятель, учёный, писатель. Участник полярных экспедиций 1900 – 1903 и 1908 – 1911 гг. Во время русско-японской войны командовал эсминцем и батареей в Порт-Артуре. Участник Первой мировой войны. Как командующий Черноморским флотом (с июля 1916 г.) готовил флот для захвата Константинополя весной 1917 г. После Октябрьской революции один из лидеров «Белого движения»: установил в Сибири военную диктатуру и принял титул «Верховного правителя Всероссийского правительства». Зимой 1918 – летом 1919 гг. организовал наступление для захвата Москвы и низложения Советского правительства, но потерпел поражение.

Б) ________________ (1857 – 1918) - российский военный деятель, генерал от инфантерии с 1914 г., с августа 1915 по март 1917 гг. – после консультаций с командующими убедил Николая II отречься от престола. В марте – мае 1917 г. – верховный главнокомандующий. После Октябрьской революции участвовал в создании Добровольческой армии.

В) ________________ (1870 – 1918) - российский военный деятель, генерал от инфантерии. А марте – апреле 1917 г. командовал войсками Петроградского военного округа и 8-й армией, с июля – войсками Юго-Западного фронта. С 19 июля по 27 августа – Верховный главнокомандующий русской армии. После попытки захвата власти был арестован. Бежал на Дон, где возглавил Добровольческую армию.

9. Первым комендантом Берлина после разгрома фашистской Германии был:

1) маршал И. Х. Баграмян

2) маршал И. С. Конев

3) генерал Н. Э. Берзарин

4) генерал В. И. Чуйков

10. Именами каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев были названы ордена, учреждённые в годы Великой Отечественной войны?

11. Нобелевскую премию за литературное творчество получили:

К. Федин. М. Шолохов. А. Фадеев. Б. Пастернак. С. Михалков. А. Солженицын. В. Белов. И. Бродский.

12. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

«Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тенью всё его войско прикрыто. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем пленённым быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон». Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование. «Хочу, - сказал, - копьё преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

…Игорь к Дону войско ведёт. Уж гибели его ожидают птицы по дубравам, волки грозу называют по яругам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червлёные щиты.

О Русская земля! Уж за холмом ты!»

12.1. Из какого документа взят приведённый выше отрывок?

12.2. Когда был создан этот документ?

12.3. Чем закончился поход князя Игоря?



Предварительный просмотр:

11 класс

1. Один известный законодательный кодекс Российского государства начинается такими слова:

«В лето 7156 июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третье лето богом хранимо своея державы, советовал с отцом своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и с архиепископы, и с епископы, и со всем освящённым Собором, и говорил с своими государевыми боярами, и с окольничими, и с думными людьми, которые статьи написаны в правилах святых апостол, и святых отец, и в градских законах греческих царей, а пристойны те статьи к государственным и к земским делам, и те бы статьи выписать…»

Как называется этот документ? Когда он был принят?

2. Напишите термины, определения которых приведены ниже.

1) Основной материал, на котором писались книги до конца XIV в.

2) Названия 2-х древнерусских алфавитов.

3) Водяные знаки на бумаге.

4) Орнаментальный тип письма в древнерусских книгах.

5) Иллюстрации в рукописной книге.

3. Расположите события в хронологической последовательности:

1) создание губерний

2) Полтавская битва

3) сражение у Гренгама

4) образование Сената

4. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1) 1816 г., 1818 г., 1821 г., 1822 г., 1825 г.

2) 1901 г., 1803 г., 1816 г., 1817 г., 1819 г.

3) 1802 г., 1805 г., 1810 г., 1811 г.

5. В XIX в. в качестве платёжного средства использовались ассигнации. Существовал даже двойной счёт: «в серебряных деньгах» и «на ассигнации», причём ассигнаций на одинаковый товар нужно было давать больше.

Что такое ассигнация? С какого года они появились в России?

6. Исправьте слова: лишние буквы зачеркните.

Эм(е)(и)грация. Акс(и)(е)льбан(д)(т). Д(е)(и)визия.К(о)(а)ба(л)ла. Мон(о)(а)полия. Авт(о)(а)ркия.Гр(е)(и)надёр. Арх(е)(и)вариус. Маг(е)(и)стра(д)(т).Морт(и)(е)ра. О(п)(п)озиция.

7. Кем был написан приведённый ниже отрывок?

«…В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать как на необходимое условие социальной революции.

…Первая и главная черта – это всенародное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему её своим потом… Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему её временно между лицами…

Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частых вспышек – недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню. Что это – возможно доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачёва».

1) В. И. Лениным

2) А. Н. Радищевым

3) М. А. Бакуниным

4) К. Ф. Рылеевым

8. Один из крупнейших социологов ХХ в., является уроженцем Вологодской губернии. Родился он в Усть-Сысольском уезде, неоднократно приезжал и выступал в Вологде с лекциями, работал в Психоневрологическом институте в Петрограде, в 1922 г. вместе с группой творческой интеллигенции был выслан из России на «философском пароходе», в эмиграции жил и работал в США.

Определите имя данного учёного.

9. Заполните таблицу, используя следующие сведения.

Волховский фронт, Ленинградский фронт, 1-й Белорусский фронт, 2-й Белорусский фронт, 3-й Белорусский фронт, 1-й Прибалтийский фронт, К. А. Мерецков, Л. А. Говоров, И. Х. Баграмян, И. Д. Черняховский, Г. Ф. Захаров, К. К. Рокоссовский, январь 1944 г., июнь – июль 1944 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по истории

В данном документе предлагаю вашему вниманию расписание дополнительных занятий для подготовки к 3 этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории ....

Подготовка к олимпиаде по истории

Презентация - помощник в подготовке к олимпиаде по истории...

Программа для подготовки к олимпиаде по истории

Олимпиада по истории выявляет знания учащихся о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных исто...

Подготовка к Олимпиаде по истории Санкт-Петербурга

Перечень тем и вопросов для подготовки учащихся...

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ

Программа содержит лекционные и практические занятия по темам олимпиадой истории, соответствующих требованиям состязаний.  Представленный олимпиадный курс — это, прежде всего, идеи, которые часто...

задания для подготовки к олимпиадам по истории 8-11 классах

задания для подготовки к олимпиаде по истории 8-11 классах...

Подготовка к олимпиадам по истории

Олимпиада школьников по истории призвана повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде с...