Подготовка к олимпиадам по истории
олимпиадные задания по истории (7 класс) на тему

Олимпиада школьников по истории призвана повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_7_v._2.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании, впишите его в таблицу.

1.1. Приезд Феофана Грека в русские земли имел глубокое символическое значение. «Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие». Какая страна уподобляется «костенеющим старческим рукам»?

а) Греция

б) Болгария

в) Византия

г) Западная Римская империя

1.2. «И умом не дошёл, и нам будет поваден», - так говорили московские бояре о царе:

а) Лжедмитрии I

б) Фёдоре Ивановиче

в) Василии Шуйском

г) Михаиле Фёдоровиче 

1.3. Кто был современником царя Михаила Фёдоровича Романова?

а) Кардинал Ришелье

б) Эразм Роттердамский

в) Леонардо да Винчи

г) Фернандо Кортес

1.4. Архитектурные пристрастия жителя какого древнерусского города периода XI-XIV вв. И.Э. Грабарь охарактеризовал таким образом: «Его идеал - сила, и его красота - красота силы»?

а) Киева

б) Новгорода

в) Москвы

г) Владимира

1.5. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI вв. было:

а) присоединении к России Крыма

б) присоединение к России Казанского и Астраханского ханства

в) присоединении к России Левобережной Украины

г) завоевание Россией выхода в Балтийское море

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

II. Восстановите предложения, вставив подходящее по смыслу понятие, даты, имена. Вписанные имена и понятия должны быть грамматически верными.

2.1. В 1378 году князь _________1_______одержал победу на реке ________2_______ над ратью мурзы ________3_________. Существует версия, что именно на эту битву благословил князя основатель _________4________ монастыря _______5_______.

2.2. По велению «Государя всея Руси» ______1_________ в ____2____ году был составлен общерусский свод законов - ________3__________.

2.3. Архитектор _______1___________ на месте рухнувшего от землетрясения возвёл из белого камня пятиглавый____________2__________ собор.

2.4. В регентство княгини _______1_____ из серебра стали чеканить _______2_______  -  монеты с изображением _______3_______ с ________4______.

2.5. Именно с лёгкой руки _______1________неформальное правительство при молодом царе получило название _________2__________.

III. Согласны ли вы с утверждениями (да, нет)? Ответы внесите в таблицу.

3.1. Первым царём, избранным Земским собором, был Фёдор Годунов, сын Бориса Годунова.

3.2. «Совет всея земли», «Семибоярщина», «Народное ополчение» - это понятия, связанные с опричниной.

3.3. Методы управления Бориса Годунова были продолжением политики Ивана Грозного.

3.4. Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий.

3.5. Казачество - это военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

IV.  Объясните принцип образования ряда. Вычеркнете лишнее.

4.1. Соляной бунт, восстание декабристов, медный бунт, выступления старообрядцев.

_______________________________________________________________

4.2. Строгановы, Шорины, Демидовы, Романовы, Никитниковы.

_______________________________________________________________

4.3.  1113 г., 1497 г., 1581 г., 1597 г., 1649 г.

_______________________________________________________________

V. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

5.1. П...триарх, старо...брядч...ство

5.2.  Д...настический криз...с, кр...стоц...ловальная запись

5.3.  Ск...морохи, к...заки, вол...сти

VI. Вставьте вместо пропусков «крылатые выражения», которые занесите под

соответствующими порядковыми номерами в таблицу.

        Немало выражений, которые мы используем в своей речи, связаны с историей Нового времени. Так, когда хотят подчеркнуть пагубный характер недальновидных действий, вспоминая одного из французских королей, говорят___ 1____ . А когда готовы пойти на компромисс ради выгоды, произносят фразу другого правителя Франции: «_____2____». Когда подчёркивают, что надо быть готовым к борьбе, быть бдительным и хорошо вооружённым, часто говорят ____3____, используя выражение, пришедшее к нам из английской истории XVII в. Подчёркивая неколебимую убеждённость в чём-либо, произносят слова европейского мыслителя XVI-XVII ____4____. Мы повторяем всякий раз слова ____5____, когда хотим обрисовать человека самовлюблённого, наивно считающего себя самым главным существом во всём обществе.

        Множеством «крылатых выражений» пополнила наш язык русская история. Когда мы говорим о безграмотно составленном или не имеющем юридической силы документе, то называем его____6_____. Человека, прикидывающегося несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей, до сих пор называют ____7____. Для обозначения особенно громкого крика мы и сейчас говорим ____8____. Об очень высоком человеке мы часто говорим ___9____, не всегда зная, что связано это выражение с временами Алексея Михайловича.

Вставка

Вставка

1

6

2

7

3

8

4

9

5

VII. Запишите имя каждого из тех, о ком идет речь в данном фрагменте из произведения А.С.Пушкина, место действия и событие, им описанное.

Но месяц уж протек,

Как, затворясь, в монастыре с сестрою,

Он, кажется, покинул все мирское.

Ни патриарх, ни думные бояре

Склонить его доселе не могли;

Не внемлет он ни слезным увещаньям,

Ни их мольбам, ни воплю всей Москвы,

Ни голосу Великого Собора.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Найдите в тексте ошибки, пронумеруйте их и выполните работу над ошибками.

        Главные события Смутного времени связаны с бежавшим в Литву русским боярином Андреем Отрепьевым, который в 1601 году объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Отрепьев тайно принял лютеранство и согласился уступить королю Сигизмунду III за поддержку южные земли России. После смерти в 1606 году Фёдора Годунова и его сына Бориса Лжедмитрий I торжественно, без сопротивления вошёл в Москву и был коронован на русский престол. Присутствие при дворе шляхтичей, которым щедро раздавались земли и крестьяне, несоблюдение царём русских обычаев, его брак с Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1608 году к восстанию, в ходе которого он был убит. Власть перешла к боярской оппозиции во главе с Василием Скопиным-Шуйским.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. В статье 10 предложений, которые пронумерованы. Разделите их на три группы. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. Проставьте буквенные обозначения иллюстраций соответственно стилю. Подпишите названия представленных на иллюстрациях сооружений и их авторов (там, где возможно). 

1. Этот Собор был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого». Архитектура храма определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед.

2. Ныне существующий Собор, построенный псковскими мастерами, почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. 

3. Это творение зодчих было призвано показать величие царя и мощь его власти. Его называли «Восьмым чудом света». Современники поражались красотой его внутреннего убранства и внешнего вида.

4. Внутри собор суров и лаконичен. Обходя его бесконечные приделы, легко представить себе здесь, вот в этих переходах, Ивана Грозного, опирающегося на костяной жезл, и Бориса Годунова, напоминавшего хищную птицу, и щеголеватого Дмитрия Самозванца, и Наполеона, приказавшего взорвать собор. Этот памятник посвящён воинам, павшим в кровавой схватке с врагом, он о победе, в основание которой положены жизни верных сынов России.

5. Один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. 

6. М. Ю. Лермонтов называл Московский Кремль «алтарём России». Эти слова можно с полным правом отнести к этому собору. На протяжении веков храм был связан с важнейшими событиями в жизни страны. Он служил местом венчания на царство русских царей, местом избрания очередного главы русской церкви и усыпальницей московских митрополитов и патриархов.

7. Всё внешнее убранство церкви – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – всё это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.

8. Величавая громада храма господствует над кремлём и Волховом как седой исполин «в броне и венце», поставленный на стражу Великого Новгорода. Четыре его купола тускло отливают свинцом, а пятый горит на солнце подобно богатырскому шлему.

9. Он состоял из ряда пёстрых зданий разного вида и разной величины. Тут были терема и башенки, чешуйчатые бочкообразные кровли зелёного цвета, навесы над крыльцами в виде шатра с витыми столбиками, решётки из причудливо точёных балясин, резные украшения, слюдяные окна с позолотой, расписанные затейливыми изображениями зверей, птиц и растений. Около 3000 слюдяных окон освещали 27 комнат. Цельность всем архитектурным формам, лишенным единого фасада, придавали роспись, резьба по дереву и керамика.

10. В этом храме, как ни в каком ином сооружении, воплотился образ Небесного града Иерусалима, где обрели вечную жизнь те, кто, «смертию смерть поправ», сложил свою голову за Отчизну, во имя её избавления от постоянно нависавшей над ней опасностью. Храм - это символ победы жизни над смертью.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Периода создания архитектурного памятника

XII-XIV вв.

XV-XVI вв.

XVII в.

№ предложения

Иллюстрация, название памятника

X. В 2008 году в рамках телевизионного проекта Александр Невский стал «именем России», т.е. самым известным российским историческим деятелем. Но в отечественной истории есть и другие замечательные имена. Представьте, что вы являетесь членом жюри нового телевизионного проекта «Отечества достойные сыны», целью которого является популяризировать историю. Попробуйте назвать нескольких исторических деятелей, которых  с полным правом можно назвать «Отечества достойные сыны». Свой выбор обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи, 7 класс

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

В

Г

А

Б

Б

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 5 баллов.

II. Восстановите предложения, вставив подходящее по смыслу понятие, даты, имена. Вписанные имена и понятия должны быть грамматически верными.

2.1. 1 - Дмитрий Иванович (Дмитрий Московский); 2 - Воже, 3 - Бегича;

4 - Троице-Сергиева; 5 - Сергий Радонежский

2.2. 1 - Ивана III (Ивана Третьего); 2 - 1497; 3 - Судебник

2.3. 1 - Аристотель Фиораванти; 2 - Успенский собор

2.4. 1 - Елены Глинской; 2 - копейки; 3 - всадника; 4 - копьём

2.5. 1 - Андрея Курбского (князя Курбского); 2 - Избранная рада

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 16 баллов.

III. Согласны ли вы с утверждениями (да, нет)? Ответы внесите в таблицу.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

нет

нет

нет

да

да

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 5 баллов.

IV.  Объясните принцип образования ряда. Вычеркнете лишнее.

4.1. Соляной бунт, восстание декабристов, медный бунт, выступления старообрядцев.

Народные движения XVII века

4.2. Строгановы, Шорины, Демидовы, Романовы, Никитниковы.

Династии промышленников-предпринимателей

4.3.  1113 г., 1497 г., 1581 г., 1597 г., 1649 г.

Процесс закрепощения крестьян

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 6 баллов.

V. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

5.1. Патриарх, старообрядчество

5.2.  Династический кризис, крестоцеловальная запись

5.3.  Скоморохи, казаки, волости

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 10 баллов.

VI. Вставьте вместо пропусков «крылатые выражения», которые занесите под

соответствующими порядковыми номерами в таблицу.

Вставка

Вставка

1

«После нас хоть потоп»

6

Филькина грамота

2

«Париж стоит мессы (обедни)»

7

Сирота казанская

3

«Держать (держи) порох сухим»

8

«Кричать (орать) на всю Ивановскую»

4

«И (А) все-таки она вертится»

9

Верста коломенская

5

«Государство – это я»

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 9 баллов.

VII. Запишите имя каждого из тех, о ком идет речь в данном фрагменте из произведения А.С.Пушкина, место действия и событие, им описанное.

Ответ: 1) Борис Годунов, 2) царица Ирина, 3) патриарх Иов, 4) Новодевичий монастырь,

5) А.С.Пушкин описывает события, связанные с воцарением Б. Годунова.

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 5 баллов.

VIII. Найдите в тексте ошибки, пронумеруйте их и выполните работу над ошибками.

        Главные события Смутного времени связаны с бежавшим в Литву (Польшу) русским боярином (монахом) Андреем (Григорием) Отрепьевым, который в 1601 году объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Отрепьев тайно принял лютеранство (католичество) и согласился уступить королю Сигизмунду III за поддержку южные (западные) земли России. После смерти в 1606 (1605) году Фёдора  (Бориса) Годунова и его сына Бориса (Фёдора). Лжедмитрий I торжественно, без сопротивления вошёл в Москву и был коронован на русский престол. Присутствие при дворе шляхтичей, которым щедро раздавались земли и крестьяне, несоблюдение царём русских обычаев, его брак с Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1608 (1606) году к восстанию, в ходе которого он был убит. Власть перешла к боярской оппозиции во главе с Василием Скопиным-Шуйским (Шуйским).

За каждую ошибку и верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 20 баллов.

IX. В статье 10 предложений, которые пронумерованы. Разделите их на три группы. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. Проставьте буквенные обозначения иллюстраций соответственно стилю. Подпишите названия представленных на иллюстрациях сооружений и их авторов (там, где возможно). 

Хронологические рамки периода создания архитектурного памятника

XII-XIV вв.

XV-XVI вв.

XVII в.

№ предложения

1, 5, 8

2, 6, 4, 10

3, 9, 7

Иллюстрация, название памятника

Б - Новгородская София,

В - Успенский собор во Владимире

Г - Благовещенский собор,

Е - Успенский собор Московского кремля,

А - Покровский Собор

Д - Деревянный Дворец в Коломенском,

Ж - Храм Покрова в Филях

За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 0,5 балла. Всего – 12 баллов.

X. Творческое задание. В 2008 году в рамках телевизионного проекта Александр Невский стал «именем России», т.е. самым известным российским историческим деятелем. Но в отечественной истории есть и другие замечательные имена. Представьте, что вы являетесь членом жюри нового телевизионного проекта «Отечества достойные сыны», целью которого является популяризировать историю. Попробуйте назвать нескольких исторических деятелей, которых  с полным правом можно назвать «Отечества достойные сыны». Свой выбор обоснуйте.

Максимум за творческое задание - 12 баллов.

Итого: 100 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по истории

В данном документе предлагаю вашему вниманию расписание дополнительных занятий для подготовки к 3 этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории ....

Подготовка к олимпиаде по истории

Презентация - помощник в подготовке к олимпиаде по истории...

подготовка к олимпиаде по истории

Материал для подготовки к олимпиаде по истории...

Программа для подготовки к олимпиаде по истории

Олимпиада по истории выявляет знания учащихся о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных исто...

Подготовка к Олимпиаде по истории Санкт-Петербурга

Перечень тем и вопросов для подготовки учащихся...

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ

Программа содержит лекционные и практические занятия по темам олимпиадой истории, соответствующих требованиям состязаний.  Представленный олимпиадный курс — это, прежде всего, идеи, которые часто...

задания для подготовки к олимпиадам по истории 8-11 классах

задания для подготовки к олимпиаде по истории 8-11 классах...