История техники.
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Программа элективного курса для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_tehniki._elektivnyy_kurs.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильной подготовки. Программа призвана пробудить интерес учащихся к предмету, способствуя осознанному выбору профиля обучения в старших классах.

Актуальность программы определяется тем, что знания об истории техники, технологических процессов, появления важнейших для человечества механизмов послужит отличным дополнением к практическим знаниям. Кроме того, позволит учащимся оценить вклад людей прошлых лет в развитие современной цивилизации.

При реализации курса решаются следующие задачи:

1. расширить представления учащихся о важнейших достижениях человечества в освоении природы с помощью технических приспособлений

2 развивать знания о техническом прогрессе человеческой цивилизации;

3. способствовать формированию технологической картины развития цивилизации;

4. развивать навыки самостоятельной работы.

Исходя из целей и задач программы, выделяются следующие предполагаемые результаты:

- выбор учащимися соответствующего профиля обучения;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- знакомство с важнейшими техническими достижениями человечества.

Содержание курса предполагает использование различных методов обучения:

- индивидуальные;

- групповые;

- нетрадиционные.

Образовательные результаты могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, сущности технических идей и способов их воплощения, сообщения учащихся);

- тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);

- итоговый контроль (рефераты или сообщения по истории конкретного изобретения; выполненные макеты, муляжи, модели технических устройств и их описание).

Объем элективного курса рассчитан на 17 часов учебного времени.

Учебно – тематическое планирование.

наименование разделов и тем

кол-во часов

виды деятельности

Введение. Ступени технического развития

1

Раздел 1. Технические достижения первобытности

2

1.1. Каменный век

1.2. Неолитическая революция


тест

Раздел 2. Техника древних цивилизаций

2

2.1. Техника Древнего Востока

2.2. Наследие греков и римлян


тематическая беседа

Раздел 3. Техника средневековья.

2

3.1. Ремесло и сельское хозяйство.

3.2.Транспорт и военная техника.


тест

Раздел 4 Технические достижения нового времени

2

4.1. Великие технические открытия

4.2. Мануфактурное производство.


тест

Раздел 5. Эпоха промышленного переворота.

3

5.1. От паровой машины к автомобилю.

5.2. Энергетика XVIII – XIX  вв.

5.3. Военная техника XVIII-XIX вв.




тест

Раздел 6. Техника XX века

4

6.1. Научно – техническая революция.

6.2. Средства связи

6.3. Атомная энергетика

6.4. Транспорт: развитие и перспективы.





тест

Итоговое занятие.

1

защита творческих работ

Итого:

17

Содержание курса.

Введение.

Ступени технического развития: первобытная, ремесленная, мануфактурная, машинная.

Раздел 1. Технические достижения первобытности.

Техника периода палеолита: каменные орудия. Освоение огня. Техника обработки дерева, кости. Неолитическая революция.

Раздел 2. Техника древних цивилизаций.

Техника цивилизаций Востока. Освоение металлов, технология керамики. Техника античных цивилизаций: бытовая и художественная керамика, строительное дело. Военная техника. Дедал, Архимед.

Раздел 3. Техника средневековья.

Общая характеристика техники. Сельскохозяйственная техника. Цеховое ремесло. Транспорт. Военная техника средневековья.

Раздел 4. Технические достижения нового времени.

Великие технические открытия. Характеристика мануфактурного производства. Книгопечатание. Металлургия. Транспорт и связь. Военная техника.

Раздел 5. Эпоха промышленного переворота.

Изобретатели периода промышленного переворота. Развитие машинной техники. Паровые машины, автомобили. Железнодорожный транспорт. Машиностроение. Техника связи. Военная техника.

Раздел 6. Техника XX века.

Технический прогресс XX века. Металлургия и машиностроение. Энергетика. Развитие транспорта. Средства связи. Компьютерная техника. Сельскохозяйственная техника. военная техника. Достижения информационной цивилизации.

Итоговое занятие.
Защита рефератов, проектных работ.

Литература для учителя.

1. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники в XVI – XIX вв.книга для учителя. М. 1984

2. Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. очерки истории науки и техники в 1870- 1917 гг. Книга для учителя М.1988

3. Виргинский В.С. Очерки науки и техники с древнейших времен до середины XVека: Книга для учителя .М. 1993

4. История открытий. М.1998

5. Хотенков В.Ф. Все о технике. М. 1996

Литература для учащихся

1. Мусский С.А. Сто великих чудес техники. М.2002

2. Рыжов К.В. 100 великих изобретений. М. 2002

3. Самин Д.К. 100 великих ученых М. 2003

4. Сто великих чудес света. М. 2002

5. Энциклопедический словарь юного техника М. 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История техники

Викторина, посвящённая истории космонавтики воздухоплавания, авиации и рельсового транспорта...

Викторина по истории физики и техники

Викторина  для  учащихся  9 класса...

История развития вычислительной техники

Презентация: "История развития вычислительной техники"...

Рабочая программа факультатива по истории техники 10 -11 класс

Рабочая программа факультатива по истории техники для 10- 11 классов (по 17 часов)...

Программа элективного курса "История техники"

Программа элективного курса "История техники" для 10-11кл....

Урок технологии, 7 класс Тема: «Макраме, из истории. Техника плетения».

Цели урока:ознакомить обучающихся с азбукой плетения макраме;научить обучающихся правильным трудовым приемам и действиям при плетении узлов макраме;развитие навыков зрительного контроля правильности и...

Открытое занятие «История техники вязания на спицах»

Открытое занятие «История техники вязания на спицах» Актуальность темы открытого занятия. На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъе...