Рабочая программа факультатива по истории техники 10 -11 класс
элективный курс по истории (10 класс) на тему

Рабочая программа факультатива по истории техники для 10- 11 классов (по 17 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_10-11istoriya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Измайловская средняя общеобразовательная школа

улица Школьная 2

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР:

Бутакова М.Я

_______________ 2014г.

«Утверждаю»

Директор школы:

Волкова Н.И.

______________ 2014г.

Рабочая программа

факультативных занятий

«История техники»

учитель истории и обществознания

Жунусова Уркия Сембаевна

2013-2013 г.

Пояснительная записка

Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов по выбору. Курс разработан – В.Ф. Хотеенковым и Л.Ф. Ивановой.  Курс «История техники» относится к предметной области «История» гуманитарной специализации.

        Курс «История техники» является межпредметным: включает сведения из истории важнейших технических достижений, смелых изобретательских идей, а также сущности технических конструкций воплотивших эти идеи.

        Основные требования  - учёт историзма – необходимое условие постижения историко-технической проблематики.

        Направленность курса – развивающая. Ориентирован на удовлетворении  и поощрении любознательности учащихся, их аналитических  и систематических способностей.

Цель курса:

  • расширить свои представления о важнейших достижениях человечества в освоении природы с помощью технических приспособлений, развитии знаний о природных материалах и их свойствах, о техническом прогрессе цивилизации, об отдельных выдающихся изобретателях.

Задачи курса:

  • создать условия для выработки следующих межпредметных умений: рефлексивных, коммуникативных, текстовых, логических;
  • обеспечить развитие у учащихся необходимых для общества и становления профессиональных качеств способностей и умений;
  • демонстрировать проблемное отношение к окружающей действительности как к пространству возможностей.
  • определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учащимися, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмыслить в том числе и позицию автора курса.

Контроль:

  • текущий (беседы, по изучаемым темам, проблемам, аспектам развития техники, сущности технических идей и способов их воплощения; рецензирование сообщений учащихся)
  • тематический контроль ( тестовые задания)
  • зачётный практикум описание  и практическое выполнение практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса)
  • обобщающий контроль в форме презентации личных достижений (устные и письменные доклады, энциклопедические справки, рефераты, описание выполненных практических работ)

Планируемые результаты:

В процессе работы по изучению курса «История техники» учащиеся овладевают:

  • конкретно-историческими сведениями о развитии техники и науки;
  • техническими и технологическими знаниями, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • историко-биографической информацией о выдающихся изобретателей, учёных, творцов техники;
  • историко-страноведческими знаниям и, показывающими вклад отдельных стран и народов в мировой технический прогресс;
  • навыками работы с научно-популярной и справочной литературой;
  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Курс «История техники» в 10 классе – 17  часов.

Курс «История техники» в 11 классе – 17  часов.

10 класс

Раздел 1: Технические достижения первобытного человека (3 часа)

Техника обработки дерева, кости, кожи. Техника плетения. Техника прядения и ткачества.

Раздел 2: Техника древних цивилизаций Востока (5 часов)

Горное дело и  металлургия медного и бронзового веков. Шадуф. Изобретение ручного и ножного гончарного кругов. Военная техника (боевые колесницы, стенобитные  и метательные машины).

Раздел 3: Техника античных цивилизаций (5 часов)

Открытие стеклодувной техники. Технология изготовления художественного и строительного стекла. Термы. Инсулы. Водопровод, канализация, отопление, освещение.

Раздел 4: Техника средневековых цивилизаций (4 часов)

Технология добычи металлических руд. «Корсиканская кузница». Шахтная и  доменная печи. Дамасская сталь. Булат. Техника прядения и ткачества. Горизонтальный ткацкий станок.

11 класс

Раздел 5: Техника периода индустриальной цивилизации

(от ремесла  к мануфактуре) (6 часов)

Центры мануфактурного производства. Формы мануфактур. Вечный двигатель – «мечта-тиран». Появление паровых двигателей. Т.Севери. Т.Ньюкомен. Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом. Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные корабли, фрегаты.

Раздел 6: Техника периода становления индустриальной цивилизации

(вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.в.) (6 часов)

Промышленный переворот. Развитие машинной техники в промышленности. Прядильные машины Дж. Харгривса, Р.Аркарайта. Мюль-машина С.Кромптона. Текстильный станок Э.Картрайта с паровым двигателем. Ситценабивные машины. Швейная машина И.М.Зингера.

Раздел 7: Техника индустриальной цивилизации

(вторая половина ХIХ – ХХ в.в.) (5 часов)

Автомобильный  транспорт. Изобретение автомобиля. Специализация автомобилей. Основные тенденции прогресса в постиндустриальном обществе. Технический прогресс и проблема глобализации. Прогнозы развития техники в ХХI веке.

Литература:

  1. Виргинский Г.Н. Очерки истории науки и техники в 16 – 19 веке,: - Книга для учителя. - М.,1990
  2. Виргинский Г.Н. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины 15 века: - Книга для учителя. - М.,1993г.
  3. Рыжов К.В. Сто великих изобретений. – М.. 2002г.
  4. Энциклопедический словарь юного техника. – М., 2001г.

Тематическое планирование по курсу «История техника»

10 класс

Кол-во часов

сроки

тема факультатива

3

Раздел 1.

Технические достижения первобытного человека

1.

1

Техника обработки дерева, кости, кожи.

2.

1

Техника плетения.

3.

1

Техника прядения и ткачества.

5

Раздел 2.

Техника древних цивилизаций Востока

4.

1

Горное дело и  металлургия медного и бронзового веков.

5.

1

Изобретение ручного и ножного гончарного кругов.

6.

1

Ирригация. Шадуф.

7.

1

Военная техника. Боевые колесницы, стенобитные  машины.

8.

1

Военная техника. Метательные машины.

5

Раздел 3.

Техника античных цивилизаций

9.

1

Открытие стеклодувной техники.

10.

1

Технология изготовления художественного и строительного стекла.

11.

1

Термы. Инсулы.

12-13.

2

Водопровод, канализация, отопление, освещение.

4

Раздел 4.

Техника средневековых цивилизаций

14.

1

Технология добычи металлических руд.

15.

1

 «Корсиканская кузница».

16.

1

Шахтная и  доменная печи. Дамасская сталь. Булат.

17.

1

Техника прядения и ткачества. Горизонтальный ткацкий станок.

Тематическое планирование по курсу «История техника»

11 класс

Кол-во часов

сроки

тема факультатива

6

Раздел 5.

Техника периода индустриальной цивилизации

(от ремесла  к мануфактуре)

1.

1

Центры мануфактурного производства. Формы мануфактур.

2.

1

Вечный двигатель – «мечта-тиран».

3.

1

Появление паровых двигателей. Т.Севери. Т.Ньюкомен.

4.

1

Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом.

5-6.

2

Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные корабли, фрегаты.

6

Раздел 6.

Техника периода становления индустриальной цивилизации

(вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.в.)

7.

1

Промышленный переворот. Развитие машинной техники в промышленности.

8-11.

4

Прядильные машины Дж. Харгривса, Р.Аркарайта. Мюль-машина С.Кромптона. Текстильный станок Э.Картрайта с паровым двигателем.

12.

1

Ситценабивные машины. Швейная машина И.М.Зингера.

5

Раздел 7.

Техника индустриальной цивилизации

(вторая половина ХIХ – ХХ в.в.)

13-15.

3

Автомобильный  транспорт. Изобретение автомобиля. Специализация автомобилей.

16-17.

2

 Основные тенденции прогресса в постиндустриальном обществе. Технический прогресс и проблема глобализации. Прогнозы развития техники в ХХI веке.