Рабочая программа факультатива по истории 10 кл
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Ромахова Алла Геннадьевна

Рабочая программа с тематическим планированием для факультативных занятий по истории в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Муромцевский лицей»

Муромцевского муниципального района

Омской области

РАССМОТРЕНО

на заседании учителей

ШМО «Обществознание»

Руководитель ШМО

_________Л.М. Корнеева

«__» августа 2017

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________ Н.В.Кокшенева

«__» августа 2017

   

УТВЕРЖДЕНО

Директор лицея

 

________ И.Ф. Носкова

«__» августа 2017

Рабочая программа

факультатива по истории

«Актуальные вопросы истории»

2017-2018 учебный год

 10 класс

                                                                                                                                                 

                                                                                   

                                               А.Г. Ромахова                                    

                                                   учитель истории                                    

высшей квалификационной  

                                                                        категории

2017-2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИСТОРИИ

(10 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива по истории России составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и историко-культурного стандарта. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе. «Трудными» исторические процессы и явления в истории России названы в связи с тем, что в учебниках по истории недостаточно материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. На занятиях учащиеся получат возможность работать с дополнительными справочными материалами, что позволит узнать наиболее распространенные точки зрения на эти события. Знания, которые получат учащиеся, должны послужить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками. В процессе работы, учащиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплины «История России». Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.».

Программа соответствует следующим документам: основной образовательной программе среднего общего образования, примерной программе по истории, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний, учащихся).

В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен знать, понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
  • периодизацию отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всеобщей истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе):

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. 3 ч.

Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.

Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией),

юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.

Летописи. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Жития первых русских святых.

Русские земли в XII—XIII вв. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель.

Тема 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси 1 ч.

Культура Руси XI— начала XIII в. Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески. Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы

Тема 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде 3 ч.

Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов.

Создание Чингисханом мощной армии .Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью.Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.

Усиление Московского княжества в XIV — первой половине XV в.

Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Тема 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории 4 ч.

Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.

Русская культура в XVI в. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти.

Тема 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток 7 ч.

Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лжедмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.

Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников).

Тема 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия) 5 ч.

Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. ЛевобережнаяУкраина в составе России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII в.: успехи и нерешенные задачи.

Тема 7Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы 7 ч.

Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Российском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Консолидация дворянского сословия.Дворцовые перевороты. Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

Тема 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований 4 ч.

Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России.

Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прут-кий поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).

Cписок литературы для учителя

  1. Борисов Н.С. История. История России. 10 класс: учебник для ОУ базовый уровень в 2-х частях. Часть I- М.: Просвещение, 2015
  2. Левандовский А.А. История. История России. 10 класс: учебник для ОУ базовый уровень в 2-х частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2015
  3. Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. История. Всеобщая история. 10 кл.: базовый и углубленный уровни. - М.: Дрофа, 2015

Список литературы для обучающихся

  1. Данилов А.А. Бранд М.Ю.История России. 10 класс: учебник для ОУ в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.
  2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для ОУ - М.: Просвещение, 2010.
  3. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII – XIX в. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Романова А.А. Практикум по истории России с IX по XVIII век: Пособие для старшеклассников и преподавателей. – М.: АРКТИ, 2002


Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету

http:// fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http:// school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http:// museum.ru/ Портал «Музеи России».

http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  

http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 

http://a-nevskiy.narod.ru/ — сайт, посвященный Александру Невскому.

http://artclassic.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культуры)

http://feb-web.ru/ — фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

http://history.sgu.ru/ — русская история в зеркале изобразительного искусства.

http://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента.

http://historydoc.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).

http://intellect-video.com/russian-history — история России и СССР: онлайн-видео.

ttp://militera.lib.ru — военная литература: собрание текстов.

http://oiru.org/ — Общество изучения русской усадьбы.

http://old-russian.narod.ru/ — древнерусская литература.

http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.

http://ru.wikisource.org — Викитека: свободная библиотека.

http://rublev.voskres.ru/ — иконы Андрея Рублёва.

http://statehistory.ru — сайт «История государства»

http://www.avorhist.ru/ — Русь Древняя и Удельная.

http://www.bibliotekar.ru — Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.

Тематическое планирование

№ урока

Раздел/

Тема урока

Количество часов

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

3

1

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.

1

2

Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

1

3

Формирование территории государства Русь.

1

Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси

1

4

Русь в социально-политическом и культурном контексте Евразии

1

Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

3

5

Судьбы русских земель после монгольского нашествия.

1

6

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси.

1

7

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.

1

Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

4

8

Реформы середины XVI в.

1

9

Внешняя политика России в XVI в.

1

10

Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах».

1

11

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.

1

Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

7

12

Избрание на царство Бориса Годунова.

1

13

Царь Василий Шуйский.

1

14

Земский собор 1613 г.

1

15

  1. Причины нестабильности политического строя в XVIII в.

1

16

  1. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны

1

17

Манифест «о вольности дворянской».

1

18

Причины переворота 28 июня 1762 г.

1

Присоединение Украины к России (причины и последствия)

5

19

Смоленская война.

1

20

Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада

1

21

Война между Россией Речью Посполитой 1654-1667 гг.

1

22

  1. Укрепление границ империи на Украине в XVIII в.

1

23

Унификация управления на окраинах империи.

1

Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

7

24

Многонациональный состав населения Русского государства.

1

25

Сосуществование религий в Российском государстве.

1

26

Земские соборы.

1

27

Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения

1

28

  1. Консолидация дворянского сословия.

1

29

Дворцовые перевороты.

1

30

«Просвещённый абсолютизм», его особенности в России.

1

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

4

31

Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма.

1

32

Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям.

1

33

Преобладание крепостного и подневольного труда

1

34

Социальные движения в первой четверти XVIII в.

1

35

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по истории «Внешняя политика России в XIX в.» для 8 классов

Рабочая программафакультатива  по   истории«Внешняя политика России в XIX в.»для 8 классовучитель Закаляпина Люция Рифовнадля обучающихся, воспитанников с ограниченными возмож...

Рабочая программа факультатива по истории техники 10 -11 класс

Рабочая программа факультатива по истории техники для 10- 11 классов (по 17 часов)...

Программа факультатива по истории "Особенности Российской цивилизации" для учащихся 8 класса

Содержание курса позволяет,помимо формирования предметных умений, на основе специфического исторического материала развивать личностные умения учащихся....

Рабочая программа факультатива "История и современность кубанского казачества"

Измененная программа "История и современность кубанского казачества"...

Рабочая программа факультатива «История мировой культуры (углубленный курс)»

Рабочая программа ориентирована на углубленное изучение истории мировой культуры в старших классах школы....

Рабочая программа факультатива по истории для 6 классов

Рабочая программа факультатива по истории для 6 классов...

Рабочая программа факультатива «Они вершили историю»

Рабочая программа факультатива «Они вершили историю»Направление курса: духовно-нравственное.Цель курса: осмысление роли личности  в  судьбе государства в контексте исторической э...