Программа факультатива по истории "Особенности Российской цивилизации" для учащихся 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Николаева Марина Викторовна


Содержание курса позволяет,помимо формирования предметных умений, на основе специфического исторического материала развивать личностные умения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_-_osobennosti_modernizatsii.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 962

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 962

                          Полякова Л.А.

«         »                           2015г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Особенности Российской модернизации»

Срок реализации: 1 год (2015-2016 учебный год)  

Возраст детей: 13-15 лет

Направленность: культурологическая

Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 962

Николаева Марина Викторовна

Москва – 2015-2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

           ...История в некотором смысле есть священная книга народов:

           главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;

           скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству;

           дополнение настоящего и пример будущего...

Н. М. Карамзин. 1815 г.

Чтобы полнее понять то, почему мы живем так, а не иначе, почему мы евроазиаты с самобытным, индивидуальным путем развития, что в развитии нашей страны закономерно и, повторяясь, является жизненно важным для нашего народа, в чем гордость и слава, гражданственность и гражданский долг, мало окинуть мглу веков, мы должны видеть эпоху, жизнь того времени, сопереживать её, тогда мы немного познаем историю. Нельзя прибавлять, нельзя вымышлять, необходимо точно передавать текстовые документы, учить самоанализу и сопоставлению точек зрения, воспитывать уважение к предкам, воспитывать нравственность и добродетель.

Основными целями курса являются:

– развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;

– формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

– воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

– восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

– знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;

– формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

– развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.

Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.

Задачами курса являются:

1) повышение интереса к историческим закономерностям;

2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;

3) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования  предметных умений на основе специфического исторического материала развивать у учащихся личностные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

– анализ и сопоставление фактов;

– оформление письменных сообщений;

– анализ документов;

– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

– поиск признания найденного решения окружающими;

– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методика работы предполагает следующие формы и приемы работы:

– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

– лекции с последующим опросом;

– лекции с обсуждением документов;

– беседы;

– семинары;

– практические занятия;

– конференции;

– защита проектов.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

– видеть проблему;

– сформулировать проблему;

– выдвинуть гипотезу;

– составить план решения проблемы, задачи;

– делать обобщения и выводы;

– систематизировать материал;

– составить план по теме;

– делать прогноз;

– анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

– оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

– использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.

Курс рассчитан  на 36 часов (1 раз в неделю)

Результаты реализации курса:

- участие в окружных научно-практических конференциях;

- создание информационных и исследовательских проектных работ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема

Кол-во часов

Лекции

Семинар

Практикум

1.Начало модернизации Российского      общества

9

3

3

3

2. Колебание между модернизацией и укоренением традиционности общества.(XVIII в.)

7

2

3

2

3. Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания

6

2

2

2

4.Николаевская Россия. Поворот к традиционализму

6

2

2

2

5. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период

7

2

3

2

 Итоговое занятие

1

СОДЕРЖАНИЕ:

Тема I. Начало модернизации Российского      общества:

1,2: Предпосылки. Россия накануне реформ Петра I

3,4,5,6: Ускорение процессов модернизации и их результаты. Европеизация России как ценность. Особенности модернизации  политической системы: идея «Регулярного государства» и тема «Общественного блага». Модернизация экономики. Развитие дворянской культуры и культурный раскол общества.

7,8: Внешнеполитические успехи Петра I и противоречия процесса модернизации.

9: Определение роли Петра I в истории

Тема II. Колебание между модернизацией и укоренением традиционности общества:

1,2: Эпоха женщин – императриц и ее социально – экономические последствия. Феномен «дворцовых переворотов»

3,4: Влияние идеалов либерализма.

Екатерина II.Крестьянская война под руководством Пугачева. Дворянская реакция.

5,6: Превращение России в великую европейскую державу и становление имперского самосознания.

7: Оценка роли Екатерины II: Попытка указами сверху изменить традиционную Россию?

Тема III. Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания:

1,2: Либеральные идеалы и либеральные преобразования.

3, 4: Консервативный период царствования Александра I. Раскол между образованным обществом и властью.

5: Война с наполеоновской Францией и ее влияние на российское общество.

6: Правление Александра I: Реформы и реакция. Дискуссия.

Тема IV. Николаевская Россия. Поворот к традиционализму:

1,2: Идеалы и политика консерватизма.  «Государственный феодализм»

3,4: Взаимодействие европейской и русской культуры. Проблема исторической самобытности России.

5: Внешнеполитическое противостояние России и Европы. Крымская война.

6: Николаевская Россия: Консерватизм, опиравшийся на традиционализм или порядок, наилучшим образом соответствующий интересам и характеру русского народа?

Тема V. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период:

1,2,3: Смена варианта взаимодействия с Европой. Либеральные реформы 60-70 ых годов XIX в. и их противоречия.

4,5: Социально – экономическое развитие России в пореформенный период: Ростки нового и пережитки старого. ( Тенденции буржуазного развития России).

6,7: Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения в России. Революционное движение в пореформенной России.

8: Итоги правления Александра II. Оценки. Мнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. – Л., 1989.
  2. Астольф де Кюстин Николаевская Россия.М.,1990.
  3. Захарова, Л. Г. Александр II // Вопросы истории. – 1992. – № 6–7
  4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II.М.,1994.
  5. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начало XX века. М., 1995.
  6. Кара-Мурза А.А., Поляков Л.В.Реформатор. Русские о Петре I. М., 1994.
  7. Карамзин Н.М.История государства Российского. М.,1990.
  8. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1991.
  9. Павленко, Н. И. Петр Великий.  М., 1990.
  10. Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова. М.,1987.
  11. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории.
  12. Россия первой половины XIXв. Глазами иностранцев. Л.,1991.
  13. Соловьев С.М.История России с древнейших времен.
  14. Тарле Е.В.1812год.М.1994

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

История России. Всемирная история http://www.istorya.ru/

Академический кабинет. Интернет-ресурсы по истории России   http://www.netcabinet.ru/materials/48

Материалы для изучения русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/ 

Энциклопедия истории России http://www.encyclopaedia-russia.ru/

Архивные справочники на сайте «Архивы России  http://www.rusarchives.ru/guide/index_old.shtml#2

 Хрестоматия документов по российской истории http://his95.narod.ru/doc00.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по «Риторике для 7-8 классов»

Продолжается работа над техникой речи, работают над жестами и мимикой, инсценируя сказки, басни собственного сочинения.Учащиеся осваивают навыки, необходимые в учебной деятельности: работая над ...

Программа факультатива по русскому языку в 5 классе

На факультативных занятиях обучающиеся повторяют, закрепляют, систематизируют знания, полученные на уроках русского языка в 5 классе....

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса

Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 8 класса "Комплексный анализ текста".

Курс факультатива по русскому языку связан с программой предмета 8 класса, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, дает возмоюность подготовить к успешной сдач...

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....

Рецензия на программу факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Программа факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» относится к предметно-ориентированному виду программ,  должна позволить ученикам повысить уровень лингвистической культуры, системат...