Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Инюшкина Екатерина Вячеславовна

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Ясенецкая средняя общеобразовательная школа

Интегрированный урок история - психология

«ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

НА ВОСТОК»

РАЗРАБОТАЛА:

ИНЮШКИНА

 ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

д. Ясенцы

2010 год

УМК: История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 12 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 287 с.

Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток».

Класс: 5

Место урока в блочно-тематическом планировании: 18 урок в  разделе № 3  «Древняя Греция».

Тип урока: интегрированный урок история - психология.

Цель урока: познакомить с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и делах.

Задачи урока:

  1. Обучающая: показать, какие черты характера и качества личности повлияли на становление великого полководца и завоевателя Александра Македонского; познакомить учащихся  с психологическими терминами -  темперамент и характер.
  2. Развивающая: формировать умение работать с исторической картой; на основе текста документа, учебника, презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности, способствовать формированию навыков изложения своих мыслей; развивать воображение, мышление, любознательность.
  3. Воспитывающая: прививать интерес к историческим событиям прошлого.

Дидактические средства:   учебник, поурочное планирование для учителя, слайды компьютерной презентации (см. Приложение № 1), раздаточный материал.

Основные термины и понятия:

  1. Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристик.
  2. Характер -  совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
  3. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных знаний.

III. Изучение нового материала:

  1. Подготовка похода на Восток
  2. Победы войска Александра Македонского.
  3. Вторжение в Индию.
  4. Держава Александра Македонского.

IV. Рефлексия

V.  Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных знаний - проверка домашнего задания по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии».

Прежде чем перейти к опросу домашнего задание учитель дает карточку сильному ученику (см. Приложение № 1).

На прошлом уроке мы говорили о небольшой стране, которой удалось подчинить практически все города Эллады. Послушайте задание и ответьте, что же это за страна?

На севере Балкан то государство было
Грозою всех ближайших стран
Оно со временем прослыло.
Когда же греки воевать между собою стали
Жители той страны их в битвах побеждали.

(На прошлом уроке мы говорили о Македонии, царем этой страны был Филипп, могущественный и удачный полководец).

Мы знаем, что македонскому царю удалось завоевать множество стран. Какие же причины способствовали завоеваниям Филиппа? Вот ещё одна подсказка:

Македонский царь Филипп победил всех греков,
Потому что хитрым был и воинственным прослыл
Армию свою большую на отряды он разбил.
В них все строились рядами, защищались копьями
Назови отряд быстрей иль угадывай скорей.

(Фаланга).

Давайте откроем учебник на стр. 187. Здесь как раз и изображена фаланга.

Кто может рассказать, в чем была сила македонской армии, почему ей удавалось одерживать победы над другими государствами?

 (Армия македонян состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впереди стоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга “ощетинивалась” и была неприступной. Армия Филиппа также имела осадные башни. К тому же греческие полисы постоянно воевали между собой, так как каждому хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Он хорошо владел римской мудростью: “Разделяй и властвуй”).

Как же Греция потеряла свободу? Где это произошло? Покажите на карте место сражения. (В 338 г. до н. э. близ г. Херонея. Битва длилась очень долго. Под угрозой оказалось не только владычество Филиппа, но и его жизнь. Начав притворное отступление, Филипп увлек афинян за собой, а в это время его 18-летний сын Александр во главе конницы нанес остальным эллинским отрядам сокрушительный удар. Филипп повернул обратно и обратил греков в бегство).

III. Изучение нового материала.

1) Но Филиппу недостаточно было покорения Греции, он мечтал о походе на Восток, но осуществить свои замыслы он не успел.

После его смерти на престол вступил Александр, в ту пору ему исполнилось всего лишь 20 лет.

Давайте поближе познакомимся с этим выдающимся полководцем древности, узнаем о его блестящих победах. Для этого обратимся к презентации, здесь мы видим бюста Александра. Таким его изобразил древнегреческий скульптор.

Сообщение учащегося: Родился он в 356 г. до н. э. Был очень честолюбив, смел, стремился к военной славе, очень боялся, что на его долю не останется ни одного славного подвига. Был отважен и решителен, чего стоит одно укрощение строптивого коня Буцефала, после чего отец воскликнул: “Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!”

Александр получил прекрасное образование, его учитель был сам Аристотель. Говоря о нем, Александр замечал: “Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно”.

Прежде, чем отправиться в поход, Александр поехал в Священные Дельфы, чтобы узнать свое будущее. Прибыл он в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр пошел за ней и хотел силой заставить её исполнять обязанности. Вынужденная уступить царю, пифия воскликнула:

- Ты непобедим, сын мой!

В ответ Александр сказал:

- Не говори больше ничего! Мне достаточно и этих слов!

Оформить в виде таблицы походы Александра Македонского.

2) А теперь, давайте обратимся к карте и посмотрим, куда же в первую очередь направился Александр (показ на карте начало похода).

Весной 334 г. до н. э. небольшое войско под предводительством юного царя перешло Геллеспонт и подошло к р. Граник.

Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.

Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: “Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки”.

Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя – Клит и пронзил врага копьем.

Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.

Наряду с приморскими городами Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова. Побывал он и в городе Гордий, столице Фригии. Здесь царю показали колесницу, дышло которой соединял ярмом чрезвычайно запутанный узел. Александру рассказали предание: кто развяжет этот узел, тот станет владыкой Азии. Царь попробовал развязать узел, но тот не поддавался и тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил сплетение.

Скажите, кто из вас знает, что означает выражение “разрубить Гордиев узел”? (Решить проблему очень быстро).

Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. С большим войском он двинулся навстречу Александру. Войска встретились около г. Исса. (Показ на слайде).

И здесь молодому полководцу улыбнулась удача. Дарий завел свои войска в теснины, где персидская конница не могла развернуться. Александр не дал неприятелю окружить себя, и во главе своей гвардии он прорвался к колеснице персидского царя. Дарий испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя – мать, жену и двух дочерей. Однако Александр велел им сказать, что он воюет с Дарием, а им будут оказаны такие же почести, к каким они привыкли на свободе.

Разгромив персидского царя, войска Александра заняли страны, лежащие на восточном побережье Средиземного моря: Сирию, Палестину, Финикию.

Многие покорились без сопротивления. Отпор лишь дал финикийский город Тир, в руках которого находилась морская торговля с Персией. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Более полугода длилась его осада. Наконец, македоняне построили дамбу через пролив и ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, многие его жители были убиты, а тысячи обращены в рабство.

Обратите внимание на карту каково дальнейшее направление похода македонской армии (показ на слайде).

В эти дни Александр получает письмо от Дария, где тот предлагает ему половину своей империи. Полководец Парменион, узнав об этом, воскликнул:

- Если бы я был Александром, я бы согласился!

- И я бы согласился, если бы я не был Александром!

Итак, 332 г. до н. э. Египет. Александру с легкостью удалось завоевать страну, т. к. египтяне видели в македонцах избавление от персидского ига. В оазисе Сива Александра провозгласили богом и сыном бога Амона. Это решение жрецов очень понравилось царю. Он разослал гонцов во все покоренные страны, что бы и там его признали богом. Успехи Александра, всеобщая лесть и заложенное в нем с детства тщеславие привели к тому, что он и сам уверовал в свою божественность и могущество.

В Египте Александр на берегу моря, напротив острова Фарос, повелел заложить новый город, который назвал своим именем.

3) Однако война заставила Александра покинуть Египет и направиться на север. Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами.

Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле.

Есть сведения, что Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. “Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок”.

Подумайте, почему ночная победа казалась полководцу “украденной”.

Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его. “Ты спишь так, как будто мы уже одержали победу”, - удивился Парменион.

“Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили”, - весело ответил царь.

Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит. В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.

Города Персидской державы сдавались один за другим.

Вавилон —> Сузы —> Экбатаны —> Парфия —> Бактрия.

В Персеполе, древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.

Завоевание Персии казалось Александру началом великого похода. Но для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонского войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. персидских мальчиков и обучать их военным приемам.

Нёдовольство македонцев поведением Александра в Египте обострилось в Персии, когда царь стал одевать персидские царские одежды. Среди приближенных к Александру появились персы, в то время как бывшие сподвижники отходили на второй план.

Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. И он стал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успехами и даже жизнью.

Вдохновителями заговора были объявлены старейший и почитаемый македонцами полководец Парменион и его сын Филот, один из храбрейших командиров македонской конницы. После жестоких пыток Филот был казнен, а Парменион тайно убит по приказу царя.

На пиру в порыве гнева Александр убил своего друга Клита, осмелившегося упрекнуть своего царя в том, что он отрекся от своего отца Филиппа и возомнил себя богом, что победы над врагами, которые добыты кровью македонских воинов, он приписал себе одному.

Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшему его от гибели в битве при Гранике, уже нельзя было вернуть.

326г. до н. э. - Александр достиг берегов реки Гидаспу на территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов.

Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы царь основал город Никею (“победа”), на реке Гидаспу – город Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от старости).

Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии было много непокоренных племен, и македонянам приходилось вести ожесточенные бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столицей своей империи Александр сделал город Вавилон.

Здесь в 323 году 13 июня, под тенью “висячих садов” Семирамиды на 33-м году жизни он скончался от лихорадки.

Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там погребено.

А огромная империя, созданная им, распалась.

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают,
тот, который он сам себе приписывает, и,наконец, тот, который есть в действительности.

Виктор Гюго.

Если же вспомнить героев фильма "Три мушкетера", то каждым из "четверки" представлен тип темперамента: выдержанный Атос - флегматик, романтичный Арамис - меланхолик, весельчак Партос - сангвиник, импульсивный Д"Артаньян - холерик.     

Д’Артаньян. По характеру и личностным качествам: умный, смелый, великодушный, остроумный с задорным нравом, беспокойный, нетерпеливый, вспыльчивый и в то же время осторожный, любопытный интриган.

Атос. Внешне: безукоризненно одетый, всегда подтянутый, с твердой поступью, благороден телом и душой, строгое лицо и благородная осанка, вид величественный. По характеру и личностным качествам: изысканно учтив, всегда спокойный, полный благородного достоинства, независим, терпелив, молчалив, никогда не смеется, говорит кратко и точно, сдержан, нелюдим и неразговорчив, морально превосходит всех.

Арамис. Внешне: простодушен, скромен, очень красив и тщательно ухаживает за своей внешностью, сама кротость и олицетворенное изящество. Характер: говорит мало и медленно слащавым, ласковым тоном, изысканно вежлив, смеется бесшумно, двуличен (служит в мушкетерах, а готовится стать священником), осторожен, весь окутан таин-ственностью, скрытен, не азартен, не любит гостей и общество, даже жилище у него окутано тайной.

Портос. Характер: высокомерный, любит пустить пыль в глаза, разговаривает много и громко ради собственного удовольствия; самовлюбленный, не любит науку. Одевается вызывающе богато, любит хвастать успехами, у женщин, и хвастаться вообще, тщеславный и болтливый, виден насквозь.

Общий вывод: невозможно отнести человека только к одному из четырех предложенных типов темперамента.)

Известный художник-карикатурист Х. Бидструп как-то изобразил реакцию четырех людей на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека. В результате: холерик пришел в ярость, сангвиник рассмеялся, меланхолик страшно огорчился, а флегматик невозмутимо надел шляпу на голову.      

Не бывает хороших и плохих темпераментов.

Темперамент и характер – не одно и то же. Темперамент дается от природы, характер вырабатываем мы сами.

ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО НА ВОСТОК

334-325гг. до н.э.

334 г. до н. э. май

Битва на р. Граник

Победа Александра, открывшая путь в Малую Азию

333 г. до н. э. осень

Битва при Иссе

Победа Александра. Отвергнуты мирные предложения Дария

331 г. до н. э.

 1 октября

Битва при Гавгамелах

Разгром главных сил Персии, бегство и смерть Дария III.Персидское царство перестало существовать

330-327 г. до н.э.

Походы Александра в Среднюю Азию

Захват обширных территорий, подготовка похода в Индию

327 г. до н. э.

Поход в долину Инда

Победа Александра, захват долины, усталось войска

323 г. до н. э.

Вавилон

Смерть Александра Македонского

V. Рефлексия - закрепление изученного на уроке.

  1. Чем вам понравился Александр и какие его поступки вызывают осуждение?
  2. Покажите на карте державу Александра Македонского, его столицу.
  3. Какие страны вошли в состав государства? Насколько прочным оно было?

Внимательно прослушайте притчу. Определите темпераменты странников (из книги И.Круга «Торопись не спеша»).

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», – успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», – взял в свои руки инициативу четвертый.

(Ответы. Первый – меланхолик, второй – холерик, третий – флегматик, четвертый – сангвиник.)

Итог урока: Значение похода Александра Македонского на Восток было очень велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока. На развалинах державы Александра Македонского возник новый мир, где впервые стали взаимодействовать богатые культуры Азии и Европы. Да и сама биография царя очень занимательна, с ней знакомятся с большим интересом люди разных поколений.

VI. Домашнее задание:

Пересказ  §42, на контурной карте отметить поход Александра Македонского

Походы Александра Македонского

Определите места:

а) основных сражений Александра Македонского;

б) основания новых городов.

Для любознательных.

- Как могли 40 000 македонцев разгромить 200 000 персов при Гавгамеле.

Приложение № 1.

Карточка для любознательных

А). Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

     - Почему Греция потеряла независимость?

Б). Для этого вспомни:

         Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

         Почему Греки жили недружно и воевали между собой?

         Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

В). Сделай вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"

предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход  Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...

Презентация к уроку истории по теме: "Путешествие Александра Македонского на Восток"

Позиция персов была очень выгодной, один из лучших македонских полководцев, Парменион, засомневался в успехе. Он советовал отложить сражение и дождаться, пока персы уйдут с высокого обрывистого берега...

Технологическая карта к уроку истории "Походы Александра Македонского" 5 класс ФГОС

Изучение нового материала «Поход Александра Македонского на Восток» Познакомить обучающихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных ...