Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Литус Марина Сергеевна

Комбинированный урок по истории России  в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_politika_aleksandra_i_.rar12.05 КБ

Предварительный просмотр:

Литус Марина Сергеевна

Учитель истории

Ставропольский край

 Минераловодский район

 с. Левокумка МОУ СОШ №8

Программно-методическое обеспечение:

 программа издательства «Просвещение» 2010г

учебник А.А.Данилов. Л.Г.Косулина

«История России конец    XIX век»- М.: Просвещение,(2010)

Тема: Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1.Показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы; выяснить причины отказа от дальнейших реформ;

2.Развивать навыки анализа исторических документов, учить выделять причинно-следственные связи, сравнивать , разрешать проблемы; оценивать деятельность исторических лиц; умение логически выстраивать ответ, работать в группах

3.Воспитывать интерес к истории становления конституционного строя в России- основополагающего принципа демократии.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Повторение базового материала по теме урока.

-Чем закончилась Отечественная война 1812 года?

-Каково значение победы российского народа над Наполеоном?

-Какова цена победы России над наполеоновской Францией?

З.Переход к новой теме. Постановка проблемы:

Победа далась нашему народу дорогой ценою, но народ верил, в то что теперь все будет по другому, все будет гораздо лучше .Люди верили в Александра I.Общее для всех слоев настроение выразил А.С.Пушкин: «Время незабвенное! Время славы и восторга!...» Сегодня на уроке мы с вами выясним - продолжит Александр I начатые реформы до Отечественной войны 1812 года или прекратит их; оправдает он надежды российского общества или нет?

 4.Изучение нового материала по плану:

1 .Перемены во внутренней политике.

2. Конституция Царства Польского

3. «Уставная грамота Российской империи»

4. 0тказ от либеральных преобразований.

5. Основные итоги внутренней политики Александра I

 -опережающее задание для уч-ся «Уставная грамота Российской империи»

1.Беседа с учащимися:

-Ребята, как вы думаете, на что надеялось, о чем мечтало свободомыслящее дворянство, после Отечественной войны 1812 г?

-О чем могли мечтать крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом?

 -Как восприняли победу дворяне - консерваторы, те кто ничего менять в стране не желал?

Вывод: (формулируют уч-ся) Победа над Наполеоном открывала прекрасные возможности для проведения реформ, но Александр понимал, что его реформы затрагивают интересы консерваторов, которые явно не хотят перемен, поэтому в послевоенном российском обществе были как реформаторские настроения, так и антиреформаторские, причем они были очень сильны…

-Какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра I до войны

1812 года?

-15 ноября Александр утвердил Конституцию Царству Польскому.

-Ребята, каким образом Царство Польское оказалось в составе Российской империи? Покажите на карте Царство Польское.

2.Объяснение учителя: По Конституции - Российский император становился королем польским. Законодательная власть принадлежала Сейму- сословно-представительному органу. Избирательное право в него было ограничено возрастным и имущественным цензом. За императором закреплялось право законодательной инициативы, т.е.только император мог вносить законопроекты на рассмотрение в Сейм…

Населению предоставлялись свобода печати, вероисповедания, право неприкосновенности
личности, вводился равный для всех суд…
З.Работа с документами (раздаточный материал)

- Как вы думаете, что подвигло Александра I на предоставление конституции Польши?

 На этот вопрос вы сможете ответить поработав с документами 1 и 2 к § 6

 Вопросы по документам:

1 .Как объясняются причины введения конституции в Царстве Польском?

2.Каковы были дальнейшие намерения Александра I относительно конституционного устройства? З.Как восприняло общество речь Александра?

4.Опережающее задание уч-ся об «Уставной грамоте Российской империи»

 5.Беседа

-Ребята , вспомните, как А.С.Пушкин приветствовал на троне Александра I? Каковы были политические взгляды молодого царя ? О чем он мечтал ? Что для этого предпринял?

-Кто являлся автором проекта государственных преобразований в Российской империи «Введение к Уложению государственных законов »

-Давайте вспомним основные положения данного законопроекта и сравним с Уставной грамотой Н.Н.Новосильцева - ответим на вопрос:

 Какой законопроект был наиболее либеральным. Что было общего в этих проектах?

6.Работа по группам-2 группы (учащиеся получают карточки с выдержками из Проекта преобразований М.М.Сперанского и «Уставной грамоты» Н.Н.Новосильцева).

 (Рассмотрев выдержки  уч-ся прикрепляют на доске все, что связано с проектом М.М.Сперанского под заголовок- «Проект преобразований М.М.Сперанского», все, что связано с «Уставной грамотой Российской империи» под заголовок - «Уставная грамота Н.Н.Новосильцева»).

(выступления уч-ся по группам)

Учитель: Какой законопроект был наиболее либеральным?

 Вывод: Наиболее либеральным был проект М.М.Сперанского, поскольку он базировался на разделении властей, выборности законодательных ветвей власти.

 Проект Н.Н.Новосильцева провозглашал суверенитет императорской власти, хотя создавался и двухпалатный парламент без одобрения которого, царь не мог издавать законы. Но право законодательной инициативы имел только царь и поэтому не угодные ему законы просто не будут вноситься на рассмотрение, отсюда следует, что ограничения власти монарха не происходило, а следовательно и Россия оставалась абсолютной монархией.

7. Рассказ учителя:

К концу своего правления Александр встречал все большее сопротивление консервативно настроенного дворянства и понимал, что его ждет в подобном случае участь отца. В Европе нарастает революционное движение...

Следствием этого явились указы разрешающие дворянам ссылать крепостных крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным запрещалось подавать жалобы на своих господ, усиливается контроль за изданием газет и журналов...

8.Работа над проблемой ( беседа) : 

-Говоря, о внутренней политике Александра I , как мы можем ее охарактеризовать?

-Чем можно объяснить такие перемены во внутренней политике императора?

Вывод: Несмотря на то, что многие начинания так и не были осуществлены, внутренняя политика Александра I, готовила почву для будущего реформирования всех сфер общественной жизни российского общества

5.3акрепление

 -тестирование по теме урока (пять, семь тестовых заданий на каждый вариант, для упрощения проверки в варианте I сделать все ответы «а», II вариант «б» или наоборот)

 -взаимопроверка

вариант 1 -правильный ответ «б»

 вариант 2-правильный ответ «а»

 6.Итог

 -оценивание

 -комментарий оценок

7. Дом. задание- § 6,с.35-39        

Приложение.

  1. Раздаточный материал
  2. Тесты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Внутренняя политика Александра 1

Урок для учащихся 8 класса...

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

План проведения открытого урока...

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Проект отмены крепостного права Аракчеева. Проект конституции  Николая Николаевича Новосильцева. Польский эксперимент. Военные поселения....

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Презентация может использоваться как опорный конспект урока в 8 классе...

Внутренняя политика Александра III

Презентация дает представление об историческое обстановке в которой Александр III начинает свое правление. Время получило название "контрреформ" и особенности данной политики отражены в работе....

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».

Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике,  причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....