Урок истории России в 11 классе (профильный уровень) на тему « СССР накануне войны»
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Соловьева Оксана Владимировна

Цели урока:

раскрыть причины нарастания международной напряженности;

- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;

- развивать познавательные умения: самостоятельно производить поиск необходимой информации в учебнике и за его пределами для формирования новых знаний;

- способствовать ориентации личности школьника на гуманистические ценности в международных отношениях

- определить уровень готовности СССР к Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_rossii_v_11_klasse.docx102.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории России в 11 классе (профильный уровень) на тему « СССР накануне войны»

Цели урока:

раскрыть причины нарастания международной напряженности;

- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;

- развивать познавательные умения: самостоятельно производить поиск необходимой информации в учебнике и за его пределами для формирования новых знаний;

- способствовать ориентации личности школьника на гуманистические ценности в международных отношениях

- определить уровень готовности СССР к Великой Отечественной войне

Основные понятия: 1 сентября 1939 г. – начало II мировой войны.

          23 августа 1939 г. – Пакт о ненападении

          28 сентября 1939 года – Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

        30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г. – советско-финляндская война.

           План «Барбаросса» - 18 декабря 1940 года

Оборудование: карта «II мировая война». Документы.

План урока (слайд 2)

  1. Советско-германские отношения 1939 года
  2. «Незнаменитая война»
  3. Планы Гитлера и СССР
  4. СССР в границах империи
  5. Итоги урока
  1. Советско-германские отношения 1939 года

Чтение  советско-германского договора о ненападении  и анализ документа.

- Объясните, почему подписание советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года называют поворотным пунктом в международных отношениях?

- Возможно ли было иное развитие событий? Почему оно не состоялось? 

Учитель:

1 сентября 1939 года спустя  всего неделю после подписания пакта произошло нападение фашистской Германии на Польшу. НАЧАЛАСЬ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

В ТЕТРАДЯХ: 1 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА – НАЧАЛО II МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Однако союзники Польши не оказали ей никакой реальной поддержки. На Западном фронте началась так называемая «странная война» - враги стояли  друг против друга, но боевые действия не велись.

В это же время немецкие танковые колонны стремительно продвигались вглубь Польши, осуществляя план молниеносной войны. Уже 16 сентября немцы, прорвав польский фронт, вышли к Варшаве. (Карта)

17 сентября 1939 года Советские войска в соответствии с секретным протоколом вступили на территорию Польши (Западной Украины, Западной Белоруссии). Было объявлено, что главная задача заключается в освобождении земель, населенных «братскими народами» - украинцами и белорусами. Дальнейшее сопротивление Польши стало бессмысленным. 17 сентября польское правительство покинуло страну.

22 сентября 1939 года в захваченном у Польши городе Бресте состоялся Советско-германский парад. Парад советских и германских войск – один из самых малоизученных фактов II мировой войны. Споры о нем идут до сих пор. Есть две точки зрения на этот парад: 

1) Это был парад, который продемонстрировал всему миру дружбу, скрепленную кровью при взятии Польши.

2) Просто передача города Советским войскам.

- Какого мнения придерживаетесь вы?  

Учитель: 28 сентября 1939 года сразу после завершения военных операций в Польше Риббентроп и Молотов  подписали в Москве новый договор о дружбе и границах и новые секретные протоколы, в которых Германия признавала права СССР на Литву.

Чтение Договора о дружбе и границах и анализ документа

- В чем суть этого договора? Был ли он необходим?

Ответ: СССР и Германия становились союзниками. 2. Это соглашение должно было еще более укрепить безопасность государства на ближайшее время, так как окончательно был решен вопрос с границами.

Результаты советско-германских договоров (слайд 4)

  1. СССР получил стратегическую паузу
  2. Возможность расширить свои границы в соответствии с секретным протоколом о разделе сфер влияния (линия Керзона)
  3. Время для укрепления военно-экономического потенциала
  4. Но: главная цель Сталина – встать над схваткой, остаться наблюдателем битвы и вступить в нее в наиболее выгодный для себя момент – не достигнута. 

Дополнительный материал.

В ходе операций на территории Польши в советский плен попали тысячи польских военнослужащих. Фактически был захвачен весь офицерский корпус Польши. Судьба 20 тысяч человек оказалась трагической – все они были расстреляны по приказу НКВД в районе Катыни, под Тверью и др. местах. «Катыньская трагедия» - такое название получило это событие в истории II мировой войны.

Всего в ходе продвижения Красной Армии было взято в плен до полумиллиона[23] польских граждан. Большинство из них были вскоре освобождены, и в лагеря НКВД попало 130 242 человека[24], среди которых были как военнослужащие польской армии, так и другие лица, которых руководство Советского Союза сочло «подозрительными» из-за их стремления к восстановлению независимости Польши.

По решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 3 октября 1939 года  рядовых и унтер-офицеров, уроженцев территорий Польши, отошедших к СССР, распустили по домам, а более 40 тысяч жителей Западной и Центральной Польши передали Германии. Оставшиеся военнопленные были распределены следующим образом[26]:

Категория

Размещение

Количество

Офицерский состав

Старобельский (Луганская область)

4 000 чел.

Офицерский состав

Козельский (Оптина пустынь)

5 000 чел.

Жандармы, полицейские и им соответствующие

Осташковский лагерь (Нило-Столобенская пустынь)

4 700 чел.

Рядовые и мл. комсостав

строительство дороги Новоград-Волынский — Львов

18 000 чел.

Рядовые и мл. комсостав

Наркомчермет на работу в Криворожском бассейне

примерно 10 000 чел.

ИТОГО

примерно 41 700 чел.

Среди арестованных поляков (гражданских) были такие известные в будущем деятели, как будущий президент Польши Войцех Ярузельский и будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин.

Зимой 1940 года пленные были высланы в Сибирь; в начале весны до 26 тысяч семей военнопленных, а также представители некоторых других категорий польского населения (осадники) были депортированы на спецпоселения, главным образом в Северный Казахстан и Сибирь 

В то же время, от офицеров, содержавшихся в трёх лагерях — Осташковском, Козельском и Старобельском, — перестали приходить письма, ранее регулярно доходившие до семей через Международный Красный Крест. С апреля-мая 1940 года семьи этих офицеров больше не получили ни одного письма 

Место расстрела, по данным «Записки…» Шелепина

Количество, человек

в Катынском лесу (Смоленская область)

4 421

в Старобельском лагере (Луганская область)

3 820

в Осташковском лагере (Калининская область)

6 311

в других лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии

7 305

Итого

21 857

Среди казненных были как кадровые офицеры (в том числе Якуб Вайда, отец известного кинорежиссёра Анджея Вайды), так и офицеры военного времени — мобилизованные адвокаты, журналисты, инженеры, учителя, врачи и т. д , включая университетских профессоров, которых только в Козельском лагере находилось 20 человек 

  1. «Незнаменитая война» (советско-финляндская война) – слайд 5

Проблема:

  1. Какими особенностями объясняется название советско-финляндской войны «незнаменитая война»?
  2. Официальные и неофициальные переговоры ( слайд 6)

 Переговоры были начаты в секретном режиме, это устраивало обе стороны. 14 апреля 1938 г. в Хельсинки прибывает второй секретарь Борис Ярцев. Правительство СССР уверено, что Германия готовит боковой удар через Финляндию. И гарантий со стороны финнов, что те не пропустят немцев через свою территорию было не достаточно. СССР требовал секретного соглашения: участвовать при обороне финского побережья, строительство укреплений на Аландских островах, и получить военные базы для флота и авиации на о. Гогланде. Территориальных требований не выдвигалось. Предложение Ярцева было отвергнуто в конце августа 1938г.

В 1943 году А.Т. Твардовский так написал о Финской войне:

«Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый,

На той войне незнаменитой.

Забытый, маленький лежу».

Работа с текстом меморандума СССР к Правительству Финляндии

         Вопросы:

1. Какие два момента  Советский Союз установил в меморандуме, для того чтобы обезопасить свои границы от внешнего врага?

2. Что являлось необходимыми условиями решения этой проблемы?

3. Какие вопросы необходимо было решить по взаимному соглашению и в интересах обеих сторон?

Результаты переговоров (слайд 7)

  1. «Линия Маннергейма»
  1. «…русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»…Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина». Карл Густав Маннергейм.
  1. Начало советско-финляндской войны 30 ноября 1939 года (слайд 8)

Расчетные дивизии

Личный состав

Орудия, минометы

Танки

Самолеты

Самолеты

Финская армия

14

265000

534

26

270

270

Красная армия

24

425640

2867

2289

2446

2446

Соотношение

1: 1,7

1:1,6

1:5,4

1:88

1:9,1

1:9,1

Дополнительный материал

Финские солдаты, грамотно обученные отличались не только железной дисциплиной, но и высоким боевым духом. Советскому солдату боевого духа тоже было не занимать, но этого явно было не достаточно.

Если говорить о личном боевом оружии, то здесь сравнение также было не в пользу красноармейцев. Большинство из них были вооружены устаревшей еще в гражданскую войну «трехлинейками» - винтовкой со скользящим затвором образца 1891 года.

Из всего имеющегося стрелкового оружия с наилучшей стороны показал себя ручной пулемет Дегтярева. Финны же были вооружены отличными скорострельными 9-милимитровыми пистолетами-пулеметами «Суоми», помимо них в достаточном количестве имелись ручные пулеметы. Финны для более эффективной маскировки обматывали свои автоматы и пулеметы марлей или бинтами, чему красноармейцы научились далеко не сразу. Финны были несравнимо лучше экипированы. В отличие от зимнего маскхалата-балахона  советских солдат, финское обмундирование было раздельным – маскировочная белая куртка и штаны, обеспечивающие большую подвижность и маневренность. К тому же и куртка и штаны были сшиты из материала, не пропускающего влагу. Что касается обуви, то финские солдаты были снабжены кожаными сапогами на резиновой подошве и с мехом внутри. В 40 градусный мороз красноармейцы были одеты в становившуюся от холода «Колом» шинель, кирзовые или фетровые сапоги и буденовку, также не дававшую необходимого тепла.

Еще одним козырем финнов была лыжная подготовка, финны умели ползать по-пластунски, не снимая лыж и даже взбираться в них на деревья.

Наиболее тяжелые и кровопролитные бои развернулись на Карельском перешейке, где 7-я армия безуспешно завязла на линии финских укреплений.

11 февраля 1940 г. начался второй, заключительный этап войны. На Карельском перешейке были сосредоточены 2 армии, усиленные авиацией, артиллерийскими, танковыми и инженерными частями. После перегруппировки 7-я и 13-я армии  28 февраля перешли в наступление. Артиллерийская подготовка длилась практически без перерыва 2 часа 20 минут, в результате чего передний край финской обороны был просто сметен. Когда же в атаку двинулись советская пехота и танки, наши артиллеристы применили еще одну новинку – «огневой вал», под прикрытием которого наступали войска. И к 5 марта  бои завязались на подступах к Выборгу.

Итоги войны
Советско-финляндский договор 12 марта 1940 года ( чтение и анализ) – слайд 9

Граница севернее Ленинграда отодвигалась  на линию Выборг – Сортавала. К СССР отошли: Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе, небольшая территория с городом Куолаярви и часть полуострова Рыбачий. Советскому Союзу передавался в аренду на 30 лет полуостров Ханко с правом создания на нем военно-морской базы.

Потери (слайд 10)

 -  Ответ на проблемный вопрос

- Подумайте, почему советские войска понесли столь серьезные потери?

  1. СССР в границах империи ( слайд 11)

  1. Планы Гитлера (слайд 12)
  1. Вторжение в Англию через пролив Ла-Манш – операция «Морской лев»
  2. Но! Англия обладала самым мощным флотом в мире
  3. Германия отложила операцию «Морской лев».Обрушила боевой удар на СССР, так как в войне с Финляндией Советский Союз показал свою низкую боеспособность
  4. 18 декабря 1940 года – план «Барбаросса»

Чтение и анализ документа

- Какие цели ставил Гитлер перед армией в соответствии с планом?

5. Подготовка СССР к войне

Чтение текста учебника и определение основных направлений подготовки СССР к войне

Основные направления подготовки СССР к Великой Отечественной войне (слайд 13)

  1. Наращивание военно-экономического потенциала
  2. Новая кадровая политика в армии
  3. Внешнеполитические договоренности  (весна 1941 года договоры о ненападении с Японией и Турцией)

Проблема: «Был ли готов СССР к войне?» (слайды 14-15)

+

- В результате индустриализации и коллективизации СССР обрел мощную промышленность

- В промышленности появились новые отрасли: оборонная, химическая, тяжелое машиностроение, авиационная

__

- Необходимые для ведения войны масштабы промышленности не были достигнуты

- В оснащении войск преобладала устаревшая техника

-«Чистки» высшего командного состава ВС

- К началу 1941 году только 7%  военноначальников  имели высшее образование.

Рефлексия

  1. Советско-германские договоры
  2. Советско-финляндская война
  3. Изменение границ СССР
  4. Готовность СССР к Великой Отечественной войне

Д/З – параграф 30, подготовить сообщение о защитниках Брестской крепости, героях-панфиловцах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал к уроку истории России 9 класс «СССР в 1930-е гг. Культурная революция»

Дополнительный материал к региональному компоненту истории России (9 класс ) по теме«СССР в 1930-е гг. Культурная революция». Рассказывает о особенностях реализации программы большевиков по  ликв...

Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень,  Яшников Д. В. учитель истории и обществознания...

Урок истории в 11 классе с использованием ЭОР. Тема:"Первая мировая война"

Урок истории в  11 классе  составлен  с учетом  всех  требований. На уроке  используются  электронные  образовательные  ресурсы, на  них  даны ...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."

Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....

Конспект урока на тему «СССР накануне войны»

Предлагаю разработку урока по истории. Данная разработка позволит:- раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные...