План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поурочный план двух уроков, посвящённых особенностям политического устройства русских земель | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по теме «Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь».
Урок рассчитан на два учебных часа.
Цели урока:
- выявить связь географических и исторических факторов с возникновением особенностей политического устройства в русских землях в период раздробленности;
- развивать умение самостоятельно работать с учебником;
- формировать умение сопоставлять, сравнивать исторические явления, формулировать выводы.
План урока.
- Постановка целей и объяснение порядка выполнения работы.
- Политические и социально-экономические причины особенностей политического строя в Владимиро-Суздальском княжестве, Новгороде и Юго-Западной Руси.
- Могущество князей Северо-Восточной Руси. Особенности социально-политической жизни Юго-Западной Руси. Политическая организация Новгорода Великого.
- Сравнительный анализ государственного строя русских земель в XII-XIII вв.
- Рефлексия.
Оборудование урока: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 6 класс», карта "Русские земли в XII- начале XIII вв." или карта из презентации, карта на стр. 82 учебника, презентация «Северо-Восточная Русь», проектор, экран.
1.Вступительное слово. Распад Древнерусского государства открыл возможности для осуществления различных вариантов дальнейшего устройства общественной жизни, особенно в управлении, в том, что мы будем называть политическим строем. Давайте попробуем вместе разобраться, что повлияло на складывание политического строя в некоторых русских землях. Для этого мы поработаем сначала с картой, а потом вы разделитесь на три группы и каждая поработает с одной из русских земель, определяя, в чём особенности её управления. На следующем уроке у вас будет возможность рассказать, в чём достоинства и недостатки той формы правления, которую вы изучили подробно.
2. Работа с картой.
Показываю Владимиро-Суздальское княжество. Беседа с учащимися: Какие выгоды давало географическое положение княжества? Как располагалось княжество по отношению к другим русским землям? Объясняю, что такое ополья и влияние характера колонизации этих земель на соотношение влияния различных социальных групп. Делаем предварительный ввод: во Владимиро-Суздальском княжестве – сильная княжеская власть.
Анализируем выгоды и опасности географического положения Юго-Западной Руси. Акцентируем внимание на силе издавна сложившейся местной знати. Предварительный вывод: В Юго-Западной Руси – баланс сил между княжеской властью и боярством.
Как вы думаете, в чём были выгоды положения Новгорода и его владений? В чём недостатки?
Неблагоприятные условия для земледелия. Промысловый характер доходов земельной аристократии. Необходимость торговли. Сила купечества и ремесленников. Исторически сложившиеся особые отношения с княжеской властью. Предварительный вывод: городская община в лице новгородского вече – высшая власть
3. Самостоятельная работа учащихся по группам.
Все группы ищут конкретные доказательства предварительных выводов и ищут доказательства преимущества «своей» формы правления. В силу сложности для шестиклассников, в выполнении этого задания всем группам, особенно, работающей с материалом по Галицко-Волынскому княжеству, необходимо помочь.
Ученики первой группы работают с пп.1-4 §10-11, составляют хронологическую таблицу. Как правило, группа самостоятельно формулирует достоинство княжеского господства в управлении: простота принятия и осуществления решений.
Ученики второй группы прочтут текст на стр. 89-92 и запишут в тетради, какие обязанности выполнял каждый представитель власти, и заполняют таблицу.
Самоуправление в Новгороде Великом
Орган власти, должность | Из кого избирался | Чем занимался |
Вече | Высший орган республики Принимало важнейшие решения, имевшие силу закона. Исполняло в силу необходимости судебные функции. Приглашало или изгоняло князя. Назначало и отстраняло от должности высших городских сановников. | |
Посадник | Бояре | Высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. |
Тысяцкий | Купцы, ремесленники | Ведал налогами, военными и полицейскими вопросами; глава городской армии. |
Владыка | Духовенство | Казна, внешняя политика, церковный суд, распоряжение государственными землями |
Архимандрит | Монахи | Руководство чёрным духовенством (монахами) и монастырским имуществом |
Князь | Из Рюриковичей | Нанимался новгородцами для военной защиты республики. |
В качестве преимуществ новгородской формы политической организации могут быть указаны:
- отсутствие дробления владений республики;
- возможность учёта и согласования противоречивых интересов;
- высокий уровень гражданственности и образованности.
Третья группа работает с п. 7, составляет хронологическую таблицу.
В качестве преимуществ политической организации Галицко-Волынского княжества можно указать:
- есть противовес своеволию князя;
- сходство с западноевропейским типом феодальных отношений ( королевский титул Даниила Галицкого не случаен).
4. Проведение сравнительного анализа.
Выступление групп о преимуществе «своей» формы правления. Сопроводить выступление демонстрацией слайдов из презентации.
5. Рефлексия. Ещё раз возвращаемся к вопросу, рассмотренному на первом уроке о раздробленности: «Раздробленность – это хорошо или плохо?»
Домашнее задание по теме:
§ 10-11