План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Коршунов Алексей Николаевич

План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по теме «Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь».

Урок рассчитан на два учебных часа.

Цели урока:

- выявить связь географических и исторических факторов с возникновением особенностей политического устройства в русских землях в период раздробленности;

- развивать умение самостоятельно работать с учебником;

- формировать умение сопоставлять, сравнивать исторические явления, формулировать выводы.

План урока.

  1. Постановка целей и объяснение порядка выполнения работы.
  2. Политические и социально-экономические причины особенностей политического строя в Владимиро-Суздальском княжестве, Новгороде и Юго-Западной Руси.
  3. Могущество князей Северо-Восточной Руси. Особенности социально-политической жизни Юго-Западной Руси. Политическая организация Новгорода Великого.
  4. Сравнительный анализ государственного строя русских земель в XII-XIII вв.
  5. Рефлексия.

Оборудование урока: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 6 класс», карта "Русские земли в XII- начале XIII вв." или карта из презентации, карта на стр. 82 учебника, презентация «Северо-Восточная Русь», проектор, экран.

1.Вступительное слово. Распад Древнерусского государства открыл возможности для осуществления различных вариантов дальнейшего устройства общественной жизни, особенно в управлении, в том, что мы будем называть политическим строем.  Давайте попробуем вместе разобраться, что повлияло на складывание политического строя в некоторых русских землях. Для этого мы поработаем сначала с картой, а потом вы разделитесь на три группы и каждая поработает с одной из русских земель, определяя, в чём особенности её управления. На следующем уроке у вас будет возможность рассказать, в чём достоинства и недостатки той формы правления, которую вы изучили подробно.

2. Работа с картой.

Показываю Владимиро-Суздальское княжество. Беседа с учащимися: Какие выгоды давало географическое положение княжества? Как располагалось княжество по отношению к другим русским землям? Объясняю, что такое ополья и влияние характера колонизации этих земель на соотношение влияния различных социальных групп. Делаем предварительный ввод: во Владимиро-Суздальском княжестве – сильная княжеская власть.

Анализируем выгоды и опасности географического положения Юго-Западной Руси. Акцентируем внимание на силе издавна сложившейся местной знати. Предварительный вывод: В Юго-Западной Руси – баланс сил между княжеской властью и боярством.

Как вы думаете, в чём были выгоды положения Новгорода и его владений? В чём недостатки?

Неблагоприятные условия для земледелия. Промысловый характер доходов земельной аристократии. Необходимость торговли. Сила купечества и ремесленников. Исторически сложившиеся особые отношения с княжеской властью. Предварительный вывод: городская община в лице новгородского вече – высшая власть

3. Самостоятельная работа учащихся по группам.

Все группы ищут конкретные доказательства предварительных выводов и ищут доказательства преимущества «своей» формы правления. В силу сложности для шестиклассников, в выполнении этого задания всем группам, особенно, работающей с материалом по Галицко-Волынскому княжеству, необходимо помочь.

Ученики первой группы работают с пп.1-4 §10-11, составляют хронологическую таблицу. Как правило, группа самостоятельно формулирует достоинство княжеского господства в управлении: простота принятия и осуществления решений.

Ученики второй группы прочтут текст на стр. 89-92 и запишут в тетради, какие обязанности выполнял каждый представитель власти, и заполняют таблицу.

Самоуправление в Новгороде Великом

Орган власти, должность

Из кого избирался

Чем занимался

Вече

Высший орган республики

Принимало важнейшие решения, имевшие силу закона. Исполняло в силу необходимости судебные функции.

Приглашало или изгоняло князя.

Назначало и отстраняло от должности высших городских сановников.

Посадник

Бояре

Высшее должностное лицо, глава исполнительной власти.

Тысяцкий

Купцы, ремесленники

Ведал налогами, военными и полицейскими вопросами; глава городской армии.

Владыка

Духовенство

Казна, внешняя политика, церковный суд, распоряжение государственными землями

Архимандрит

Монахи

Руководство чёрным духовенством (монахами) и монастырским имуществом

Князь

Из Рюриковичей

Нанимался новгородцами для военной защиты республики.

В качестве преимуществ новгородской формы политической организации могут быть указаны:

- отсутствие дробления владений республики;

- возможность учёта и  согласования противоречивых интересов;

- высокий уровень гражданственности и образованности.

Третья группа работает с п. 7, составляет хронологическую таблицу.

В качестве преимуществ политической организации Галицко-Волынского княжества можно указать:

- есть противовес своеволию князя;

- сходство с западноевропейским типом феодальных отношений ( королевский титул Даниила Галицкого не случаен).

 4. Проведение сравнительного анализа. 

Выступление групп о преимуществе «своей» формы правления. Сопроводить выступление  демонстрацией слайдов из презентации.

5. Рефлексия.  Ещё раз возвращаемся к вопросу, рассмотренному на первом уроке о раздробленности: «Раздробленность – это хорошо или плохо?»

Домашнее задание по теме:

§ 10-11