Главные вкладки

    План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Коршунов Алексей Николаевич

    План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План урока по теме «Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь».

    Урок рассчитан на два учебных часа.

    Цели урока:

    - выявить связь географических и исторических факторов с возникновением особенностей политического устройства в русских землях в период раздробленности;

    - развивать умение самостоятельно работать с учебником;

    - формировать умение сопоставлять, сравнивать исторические явления, формулировать выводы.

    План урока.

    1. Постановка целей и объяснение порядка выполнения работы.
    2. Политические и социально-экономические причины особенностей политического строя в Владимиро-Суздальском княжестве, Новгороде и Юго-Западной Руси.
    3. Могущество князей Северо-Восточной Руси. Особенности социально-политической жизни Юго-Западной Руси. Политическая организация Новгорода Великого.
    4. Сравнительный анализ государственного строя русских земель в XII-XIII вв.
    5. Рефлексия.

    Оборудование урока: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 6 класс», карта "Русские земли в XII- начале XIII вв." или карта из презентации, карта на стр. 82 учебника, презентация «Северо-Восточная Русь», проектор, экран.

    1.Вступительное слово. Распад Древнерусского государства открыл возможности для осуществления различных вариантов дальнейшего устройства общественной жизни, особенно в управлении, в том, что мы будем называть политическим строем.  Давайте попробуем вместе разобраться, что повлияло на складывание политического строя в некоторых русских землях. Для этого мы поработаем сначала с картой, а потом вы разделитесь на три группы и каждая поработает с одной из русских земель, определяя, в чём особенности её управления. На следующем уроке у вас будет возможность рассказать, в чём достоинства и недостатки той формы правления, которую вы изучили подробно.

    2. Работа с картой.

    Показываю Владимиро-Суздальское княжество. Беседа с учащимися: Какие выгоды давало географическое положение княжества? Как располагалось княжество по отношению к другим русским землям? Объясняю, что такое ополья и влияние характера колонизации этих земель на соотношение влияния различных социальных групп. Делаем предварительный ввод: во Владимиро-Суздальском княжестве – сильная княжеская власть.

    Анализируем выгоды и опасности географического положения Юго-Западной Руси. Акцентируем внимание на силе издавна сложившейся местной знати. Предварительный вывод: В Юго-Западной Руси – баланс сил между княжеской властью и боярством.

    Как вы думаете, в чём были выгоды положения Новгорода и его владений? В чём недостатки?

    Неблагоприятные условия для земледелия. Промысловый характер доходов земельной аристократии. Необходимость торговли. Сила купечества и ремесленников. Исторически сложившиеся особые отношения с княжеской властью. Предварительный вывод: городская община в лице новгородского вече – высшая власть

    3. Самостоятельная работа учащихся по группам.

    Все группы ищут конкретные доказательства предварительных выводов и ищут доказательства преимущества «своей» формы правления. В силу сложности для шестиклассников, в выполнении этого задания всем группам, особенно, работающей с материалом по Галицко-Волынскому княжеству, необходимо помочь.

    Ученики первой группы работают с пп.1-4 §10-11, составляют хронологическую таблицу. Как правило, группа самостоятельно формулирует достоинство княжеского господства в управлении: простота принятия и осуществления решений.

    Ученики второй группы прочтут текст на стр. 89-92 и запишут в тетради, какие обязанности выполнял каждый представитель власти, и заполняют таблицу.

    Самоуправление в Новгороде Великом

    Орган власти, должность

    Из кого избирался

    Чем занимался

    Вече

    Высший орган республики

    Принимало важнейшие решения, имевшие силу закона. Исполняло в силу необходимости судебные функции.

    Приглашало или изгоняло князя.

    Назначало и отстраняло от должности высших городских сановников.

    Посадник

    Бояре

    Высшее должностное лицо, глава исполнительной власти.

    Тысяцкий

    Купцы, ремесленники

    Ведал налогами, военными и полицейскими вопросами; глава городской армии.

    Владыка

    Духовенство

    Казна, внешняя политика, церковный суд, распоряжение государственными землями

    Архимандрит

    Монахи

    Руководство чёрным духовенством (монахами) и монастырским имуществом

    Князь

    Из Рюриковичей

    Нанимался новгородцами для военной защиты республики.

    В качестве преимуществ новгородской формы политической организации могут быть указаны:

    - отсутствие дробления владений республики;

    - возможность учёта и  согласования противоречивых интересов;

    - высокий уровень гражданственности и образованности.

    Третья группа работает с п. 7, составляет хронологическую таблицу.

    В качестве преимуществ политической организации Галицко-Волынского княжества можно указать:

    - есть противовес своеволию князя;

    - сходство с западноевропейским типом феодальных отношений ( королевский титул Даниила Галицкого не случаен).

     4. Проведение сравнительного анализа. 

    Выступление групп о преимуществе «своей» формы правления. Сопроводить выступление  демонстрацией слайдов из презентации.

    5. Рефлексия.  Ещё раз возвращаемся к вопросу, рассмотренному на первом уроке о раздробленности: «Раздробленность – это хорошо или плохо?»

    Домашнее задание по теме:

    § 10-11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

    Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

    План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

    Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

    План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

    План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

    План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

    План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

    План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»

    План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»...

    План конспект по географии на тему: Экономико-географическая характеристика республики Беларусь

    План-конспект урока: ЭГХ республики Беларусь с описанием страны и общей дополнительной информацией....

    План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

    1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...