Практическое применение проблемного обучения.
статья по истории на тему

СТАТЬЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Практическое применение проблемного обучения.

Примеры различных форм реализации проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Малые группы (альтернативы)

Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал. Данный метод может применяться в аудитории, где учащиеся хотят высказать свое мнение.

Я этот вариант применяю следующим образом. При изучении в девятом классе истории России темы «Новая экономическая политика» я даю после ознакомления с сутью НЭПа такой вопрос для рассуждений: «Назовите отрицательные и положительные стороны введения новой политики в стране?» Разделяю класс на две группы. Одна группа — это те, кто думает, что НЭП — положительное явление, другая — наоборот.

Они после обсуждения между собой пытаются доказать, что НЭП — это хорошо, и приводят ряд примеров, которые характеризуют его с этой стороны. Другая группа, как бы споря, пытается привести отрицательные моменты НЭПа (авантюра, спекуляция, стремление сорвать временный куш и т. д.).

Затем делаю анализ высказываний, и приходим к какому-нибудь обобщению и выводу. В данном случае, к тому, что политика НЭПа бы-ла все-таки по большей части положительной, так как удержала экономику страны на плаву.

Вторая группа (критики) получает эти предложения и выбирает из них наиболее подходящее. Педагог так направляет работу учащихся, чтобы они могли вывести то или иное правило или закономерноств. Можно взять те проблемы, решение которых уже известно науке, но неизвестно учащимся. Лучше всего это использовать при решении нравственных проблем. Я этот прием применяю на уроках обществознания в решении задач в конце параграфа. Например, при изучении в 9 классе темы «Связь поколений» даю на обсуждение такой вопрос: «Что значит «современный человек»?» Группа генераторов предлагает различные версии: «Это человек, который модно одевается», или «Это человек, который пользуется современной техникой», или «Это человек, который слушает современную музыку» и т. д.

Группа критиков подвергает критике их версии. В результате, все вместе приходим к выводу, что современный человек — это человек, который в совокупности имеет и пользуется всем, что есть в наше время, и ценит те ценности (моральные и материальные), которые существуют в обществе на данный момент. Решение этой небольшой проблемы дает нам более широкое представление о связи поколений.

Постановка проблемы с помощью картины

Учащимся предлагается какая-либо картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, разрешается проблема, которую учитель задает детям вместе с картиной. Обобщая все высказывания, создается какое-нибудь представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.

Этот вариант наиболее приемлем в средних классах на уроках истории древнего мира или средних веков, где в учебниках есть подходящие для этого картины и рисунки.

Так, например, когда в пятом классе мы изучаем тему по истории древнего мира «Афинская рабовладельческая демократия», я обращаюсь всегда к картине учебника «Народное собрание в Афинах», по которой можно задать много вопросов, ответы на которые дадут полное представление о народном собрании. Задаю такие вопросы:

  1. Где собиралось собрание?
  2. Кто приходил на собрание?
  3. Предположите, кого выгоняет с собрания стражник?
  4. Каким образом принимались решения?
  5. Кто выступал на собрании?

Формируются малые группы по 5-7 человек. В этих группах выбираются руководители дискуссии. Каждой из групп педагог раздает заранее отпечатанный лист, где описаны проблемы. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения. Если решения проблем неполные или неправильные, то педагог пытается в своей лекции подробно на них остановиться.

  1. Этот прием я часто использую на уроках естествознания в 8 или 9 классе. Так, при изучении темы «Личность и моральная ответственность» в 9 классе я раздаю группам карточки с задачей-проблемой: «Что значит быть господином самому себе?», «Что такое ценности?» Учащиеся совещаются и записывают коллективный ответ на поставленный вопрос. Собрав карточки с ответами, смотрю, если они рассуждали правильно, то материал не объясняю, делаю кое-какие уточнения и дополнения. Если ответ далек от истины, то сама объясняю этот материал.

  1.  «Мозговой штурм»

  1. Большинством человек учащиеся выбирают 9 представителей группы. Они располагаются за первыми столами. Это участники «штурма». Педагог знакомит учащихся с проблемой. Представителям группы раздаются карточки, на которых они в течение 5 минут пишут свое мнение. Затем карточки передаются друг другу, и все знакомятся с мнением других. После этого в течение 3 минут участники «Мозгового штурма» заполняют новые карточки, где поставлена эта же проблема. Лучше в углу карточки поставить фамилию, чтобы педагог мог сравнить изменение мнений. Потом педагог оглашает наиболее распространенное мнение по этому вопросу, приводит и доказывает правильный ответ.

  1. Удобнее всего использовать этот прием опять же на уроках обществознании в 8 и 9 классе. Изучая тему «Радости и сложности общения», штурмовой группе учащихся предлагаю задачу: «Как избежать конфликта?» Дети пишут на карточках свое мнение по этому вопросу, потом передают друг другу карточки и читают мнение других по этому поводу. Затем даю им другие карточки с этой же проблемой, и они опять записывают свое, уже может быть, измененное или более распространенное решение задачи. Таким образом, они не только «варятся в собственном соку», но и используют знания и мысли других по этому поводу и делают выводы.
  2. Генераторы и критики

  1. Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения.' Формируются две группы. Первая группа учащихся — это генераторы. Они дают как можно большее число вариантов решения проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Никто друг друга не критикует. Принимаются все решения. Работа проводится быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. «Применение проблемного обучения при изучении информатики»

Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения....

Применение проблемного обучения на уроках биологии

Обобщение опыта преподавания. Статья содержит информацию о применении логических задач на уроках биологии. Поддержкой для статьи является презентация, а также размещенные ранее уроки и презентации с и...

Применение проблемного обучения на уроках биологии

Обобщение опыта преподавания. Статья содержит информацию о применении логических задач на уроках биологии. Поддержкой для статьи является презентация, а также размещенные ранее уроки и презентации с и...

Применение проблемного обучения на уроках биологии

Обобщение опыта преподавания. Статья содержит информацию о применении логических задач на уроках биологии. Поддержкой для статьи является презентация, а также размещенные ранее уроки и презентации с и...

Практическое пособие для учителя "Применение проблемного обучения на уроках истории"

В данном пособии даны практические занятия с применением технологии проблемного урока...