Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Дитрих Елена Андреевна

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологической карты, разработанный мною.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Дитрих Елена Андреевна

Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Номер урока

№ 4 в разделе IV «Древний Рим» (№ 1 в главе 12 «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья»)

Урочная/не-урочная форма

Урок; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа

Тема

«Войны Рима с Карфагеном»

Цель

Начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян;

- охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

-  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

-  овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Источники информации

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.  (ОС «Школа России»)

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012.

Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2011 (со значком ФГОС)

Тит Ливий История Рима от основания города. КНИГА XXI. // http://svitk.ru/004_book_book/18b/3832_tit_liviy-istoriya_rima_15.php

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.»

Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012:

- «Древняя Италия, начало I тысячелетия – середина III в. до н.э.»;

- «Вторая пуническая война, 218 – 201 гг. до н.э.».

Документ-камера, проектор, экран

Раздаточный материал:

- отрывок из исторического источника: книги Тита Ливия «История Рима от основания города»

- энциклопедическая информация о Пунических войнах;

- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.

ХОД УРОКА


Этап урока


Форма орг-ции деят-сти уч-ся



Деятельность учителя



Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности


П


Р


К


Л

1.

Орг. момент


2.

Опрос домашнего задания

Фронталь-ная

«Историю, какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город»

Ученик показывает на карте и комментирует

«Древний Рим возник на левом берегу реки Тибр, на Апеннинском полуострове, на юге Европы»

Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства

Объяснение

Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Рима

Индиви-дуальная

«Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания»

Выполняют письм. задания. Ответы отмечают в листках заданий и переносят в листы ответов.

Понятия:  форум, легион, Марсово поле, Сенат, консул

Даты: основание Рима, установление республики в Риме, отмена долгового рабства, установление господства в Италии

Давать определе-ния понятиям

Само-контроль

С помощью документ-камеры высвечивает правильные ответы и разбалловку

Листы ответов сдают учителю.

Самопроверка по листкам заданий

3.

Переход к новой теме.

Фронталь-ная

По вопросу № 1.

«Сказали, что легион – это боевая единица римского войска. Как  располагались легионы? Что Тит Ливий считал самым страшным для врага?»




Кто сделал

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ? В чем преимущество построения легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?

(о фаланге – стр. 197)


ТЕ, КТО НЕ СДЕЛАЛ, ТО В ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, т.к. этот вопрос был после параграфа, который был задан на дом на предыдущем уроке (в листы самооценки записывают: «На что обратить внимание»)

Легионы строились в 3 линии по 10 отрядов: 1я линия – самые молодые воины, 2я – воины постарше и покрепче, 3я – самые надежные, проверенные воины.

Самым страшным было видеть новый, более многочисленный строй после того, как враги, преследуя 1й и 2й ряды, уже думали, что одерживают победу

Предположительно:

Македонская фаланга строилась в 16 рядов, в бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд – перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя.

Но македонская фаланга была более неповоротливая, чем римский легион

Объяснение











Анализ

Умение строить высказыва-ние

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

По вопросу № 2.

«Выяснили, что консул не ведал казной. А кто ведал казной?

Какие еще полномочия были у Сената?

Еще раз скажем, кто осуществлял командование войском?»


Сенат.



Разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с иностранными государствами.


Консулы

Основные понятия

Объяснять связи и отношения

«Итак: разрабатывал план войны … (Сенат) Командовал войском… (консул). Войско состояло из… (легионов)

Дома должны были подумать: зачем Риму нужно было такое многочисленное и боеспособное войско?»

Предположительный ответ: Для защиты своих территорий и завоевания новых.

Объяснение

Умение строить высказыва-ние

КАРТА АТЛАСА (стр. 26) высвечивается с помощью документ-камеры

По вопросу № 3.

 «Какую территорию римляне завоевали в первой трети III в. до н.э.? ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ

Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к территориям, подвластным одному из сильнейший городов Средиземноморья – какому?»






Всю Италию (Апеннинский полуостров)





Карфагену

Работа с картой

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи

Умение формули-ровать изучаемую тему

Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем?

Сегодня мы и начнем изучать войны Рима с Карфагеном. Как сформулируем тему?

С Карфагеном




Предположительно:

«Войны Рима с Карфагеном»

4.

Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)

Индивиду-альная

Было несколько войн Рима с Карфагеном.

У вас на партах справочный материал: сколько было войн, почему их называют пуническими?

Первую войну подробно анализировать не будем.

Причину знаем… Какая?

А вот итоги войны выясним, изучив карту

КАРТЫ АТЛАСА: стр. 26 и 27: сравнить территории Рима и Карфагена до и после Первой пунической войны.

Три войны

Римляне называли карфагенян пунами





Стремление Рима завоевать территории Карфагена






Рим выиграл, завладел Сицилией, Корсикой, Сардинией

Объяснение

Понятие: пуны


Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий

Работа с понятиями

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

Парная

Более подробно изучим вторую войну. Начинаем работу с постановки целей, для этого задаем себе «тонкие» и «толстые» вопросы

Составляют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов

Целепола-гание

Умение работать в паре со сверстни-ком

Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

Фронталь-ная

Проговорим, какие вопросы сформулировали.


Пронумеруем вопросы.

Предположительно:

«Тонкие»:

- когда была война

- кто первым начал войну;

- кто командовал войском;

- кто победил

«Толстые вопросы»:

- причины войны;

- основные сражения (где, когда, что происходило);

- итоги;

- причины победы того, кто победил

ХОРЕОМИНУТКА:  на счет 3 маршируем и желаем друг другу успешной работы

5.

Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)

Фронталь-ная

Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы


Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса

Учебник – § 47

Карта атласа – «Вторая пуническая война»

Письменный источник: отрывок из книги римского историка Тита Ливия

Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции.

Называть причины карфагенс-ких войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенс-кой войне. Показывать по карте и комменти-ровать поход Ганнибала. Характери-зовать цели, поступки Ганнибала. Перечис-лять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;  делать выводы из сформулированных посылок;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Парная

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Учащиеся ищут ответы на вопросы

6.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)

Фронталь-ная

Причины Второй пунической войны?



Кто первым начал войну?

Могущество Карфагена не было сломлено, он не хотел мириться с итогами первой Пунической войны.

Карфаген

Объяснение

Рефлексия деятельнос-ти

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Парная

Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.

ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ места сражений

Одна пара у доски, остальные за партами делают задание.

Затем проговаривают и показывают на карте

Говорят, кто, в каком сражении одержал победу

Работа с хроноло-гией и картой

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Фронталь-ная

Итоги войны?

Победа Рима. Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег.

Анализ

«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?»

Предположительно: причины победы римлян

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Смысло-образова-ние

«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома»

Записывают

7.

Самооценка

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

8.

Оценка учителя

9.

Домашнее задание

§ 47

Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки

Контурная карта «Вторая пуническая война»

По желанию – сообщения о полководцах

ТЕСЫ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

1. Установи соответствие между понятиями и их значением

А. Форум         1. Высший орган власти в Римской республике

Б. Легион        2. Главная площадь Рима

В. Марсово поле        3. Боевая единица римского войска

Г. Сенат        4. Место, где ежегодно начинались выборы

            консулов

А

Б

В

Г

2. Найди и укажи номер позиции, лишней в перечне.

Консулы в Риме:

1). Председательствовали в Народном собрании

2). Производили набор в войско

3). Ведали казной

4). Предлагали новые законы

5). Командовали войском

3. Установи соответствие между датами и событиями

А. 753 г. до н.э.        1. Установление республики в Риме

Б. 509 г. до н.э.        2. Запрещение долгового рабства в Риме

В. 326 г. до н.э.        3. Основание Рима

Г. Первая треть III в. до н.э.        4. Установление господства Рима над

            Италией

А

Б

В

Г

ЕСЛИ СДЕЛАЛ ЗАДАНИЕ РАНЬШЕ ОДНОКЛАССНИКОВ,

СДЕЛАЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

В чем преимущество построение легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия: ______________________________

1.

А

Б

В

Г

2. _________

3.

А

Б

В

Г

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1.

А

Б

В

Г

2

3

4

1

2. 3

3.

А

Б

В

Г

3

1

2

4

«5»: 9 баллов

«4»: 7 – 8 баллов

«3»: 5 – 6 баллов

«2» ≤ 4 балла

Справочный материал

Пунические войны — войны между Римом и Карфагеном

Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян — пунийцами или пунами.

Первая Пуническая война (264—241 г. до н. э.).

Вторая Пуническая война (218—201 г. до н. э.)

Третья Пуническая война (149—146 г. до н. э.)

Тит Ливий. «ИСТОРИЯ РИМА ОТ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА»

Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времен — войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда еще не сражались между собою более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побежденных, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы — надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побежденными.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе в рамках темы «My home, my castle». УМК Spotlight, с использованием ЭОР Learning.Apps . Тема урока «Move in!» (38 урок, 2 четверть).

В данной разработке представлен урок, полностью основанный на исподьзовании ЭОР. Разработка показывает возможности ЭОР, применение которых должно соответствовать нормам САНПИНа....

Технологическая карта урока «Завоевание Римом Италии», 5 класс

Предмет: История древнего мира Класс: 5Тема урока «Завоевание Римом Италии».Тип урока Урок изучения и закрепления новых знаний...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...