Историческая викторина "И грянул бой, Полтавский бой"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Эсеналиева Ирина Борисовна

Историческая викторина,  по истории России посвященная 300-летней победе под Полтавой.

   Возраст : 7-8 классы

Тема: « И грянул бой, Полтавский бой.»

Цели  :

  1. вспомнить и закрепить с  учащимся, что овладение выходом в Балтийское море было необходимо для нормального развития Рос­сии, для укрепления ее обороны и усиления торговых и культурных связей с Западной Европой; что поражение русских войск в начале войны объяснялось отставанием России от более развитых стран Западной Европы и необходимы были огромные усилия народа для развития промышленности, создания сильной армии и нового фло­та, чтобы победить в войне и окончательно утвердиться на берегах Балтийского моря;
  2.  воспитывать гордость за славу русского оружия и героизм русских воинов.
  3. формировать творческую активность и чувство сопричастности к истории государства, расширение кругозора учащихся, воспитание любви и гордости за свое государство.
  4.  заинтересовать учащихся материалом изу­чаемого курса, активизировать познавательную деятель­ность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 300_let_poltavskoy_bitvy.rar283.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Борисовна Эсеналиева -  учитель истории и обществознания  МОУ СОШ № 5 Ставропольский край  Кочубеевский район

Тел. 8-928-30-65-398  

Историческая викторина,  по истории России посвященная 300-летней победе под Полтавой.

   Возраст : 7-8 классы

Тема: « И грянул бой, Полтавский бой.»

Цели  :

  1. вспомнить и закрепить с  учащимся, что овладение выходом в Балтийское море было необходимо для нормального развития России, для укрепления ее обороны и усиления торговых и культурных связей с Западной Европой; что поражение русских войск в начале войны объяснялось отставанием России от более развитых стран Западной Европы и необходимы были огромные усилия народа для развития промышленности, создания сильной армии и нового флота, чтобы победить в войне и окончательно утвердиться на берегах Балтийского моря;
  2.  воспитывать гордость за славу русского оружия и героизм русских воинов.
  3. формировать творческую активность и чувство сопричастности к истории государства, расширение кругозора учащихся, воспитание любви и гордости за свое государство.
  4.  заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность

Материалы и оборудование:

  1. Компьютер, оборудованный мультимедиапроектором, экран (для учителя),  карта «Северная война», лента времени с основными датами Северной войны.
  2. Иллюстративный ряд.

Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие друзья. Я вас приглашаю на историческую викторину.

Историю по праву называют памятью народа. И эта память должна быть правдивой и достоверной. Невозможно ни улучшить, ни исправить историю. Не бывает на свете двух правд. То и другое событие протекало лишь однажды и только так протекало в реальной жизни. Сегодня мы проверим долговечность и правдивость вашей памяти.

                Горит восток зарею новой.

                     Уж на равнине, по холмам

                     Грохочут пушки. Дым багровый

                    Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

             Сыны любимые победы,

             Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

             Волнуясь, конница летит;                            

             Пехота движется за нею

              И тяжкой твердостью своею

              Ее стремление крепит.

               И битвы поле роковое

               Гремит, пылает здесь и там,

              Но явно счастье боевое

              Служить уж начинает нам.

               Пальбой отбитые дружины,

               Мешаясь, падают во прах.

                           А.С.Пушкин

Полтавская битва — решающий эпизод Великой Северной войны, состоялась 27 июня (10 июля) 1709. В ней участвовали русская армия Петра I и шведская армия Карла XII. Решительная победа русских привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе. В этом году мы будем праздновать 300-лет победы под Полтавой, мы должны дорожить своей историей, гордиться победами, знать свое прошлое, ибо это есть начало всех начал.

Петр вывел свое войско. Объезжая его ряды, он говорил воинам: «Помните, что будете биться за род свой, за отечество, за веру православную; не верьте, что неприятель непобедим: мы уже его не раз побеждали. Уповайте на Бога, а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе». Началось решительное сражение. Оба государя не берегли себя. Шляпа Петра была пробита пулею, а у Карла несколько раз ядрами разбивало носилки.

Сегодня мы проведем бой, но этот бой будет боем знаний исторического материала.

(дети разделены на 2-3 команды, каждая команда получает карточки с заданиями.)

1 задание.

Разгадайте шифрограмму, и вы прочтете начало солдатской песни времен ПетраI.

1.Способ комплектования армии и флота. 2. Один из первых гвардейских полков. 3. Название, которое получила крепость Нотебург после взятия русскими войсками. 4. Промышленное предприятие. 5. Слово, которым Петр называл Петербург.

1

1

2

3

1

4

5

6

3

7

8

9

10

11

12

1

2

13

1

2

12

11

1

10

14

2

9

6

3

7

8

13

12

15

3

3

16

15

7

6

6

2

15

17

11

4

1

18

4

19

10

9

4

20

10

3

5

4

1

10

5

13

10

1

10

21

7

22

Начало песни времен Петра.

9

10

19

4

Ч

2

9

17

2

9

7

Ч

2

18

12

5

12

15

17

3

12

12

Ч

2

9

17

5

Я

14

2

15

12

19

2

14

21

4

13

1

12

Ч

7

19

5

Я

14

2

15

12

Ч

5

12

9

2

22

9

10

2

19

9

7

Ч

2

18

12

2 задание.

Соотнесите события и исторических деятелей.

События.

Занятие трона Речи Посполитой  по воле шведов

Пленение под Полтавой

Измена России

Победа под Полтавой

Разгром при Лесной

Заключение  мира   со  шведами,   выход из Северного союза

Разгром польско-саксонского войска

Переход на сторону России

Исторические деятели.

Карл XII

Август II

Станислав  Лещинский

Левенгаупт

Реншильд

Петр I

Мазепа Кантемир

В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII перестала существовать. Сам он с Мазепой скрылся на территории Османской империи. Военное могущество Швеции было подорвано и в Северной войне произошел перелом в пользу России.

3 задание.

Прочитайте отрывок из текста, написанного Петром I, напишите, о каком событии идет в нем речь и в каком году оно произошло. Вставьте в текст пропущенное определение этого события, данное Петром.

Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и по истине оная виною всех благополучных последований России,
понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и______________ как ободрением людей, так и временем….__________________________________________________.

4 задание.                

Напишите, кому принадлежат слова.

«Вот пришел час, который решит судьбу отечества».____________

«И грянул бой, Полтавский бой»._________________
«Шведы, шведы!»         

«Хорошо же ученики отблагодарили учителей».______________

5 задание.

Напишите определения понятий.

Генеральное сражение—        

Партизанские отряды —        

Янычары —        

Редут —        .

6 задание.

 Впишите слова в клеточки по номерам и в выделенных клеточках прочтете фамилию полковника, руководившего героической обороной Полтавы.

1. Река, на которой стоит Полтава. 2. Гетман- изменник. 3. Место капитуляции шведской армии. 4. Фамилия польского короля — ставленника Карла XII. 5. Отборные турецкие войска.

1





2




3



4





5

 

Велика была радость Петра после этой победы. На пир он велел пригласить и пленных шведских генералов, ласково принял их и, между прочим, предложил пить за здоровье учителей в военном искусстве. Шведы спросили: «Кто эти учителя?» Петр отвечал: «Вы, господа шведы».

«За Полтавскую баталию».- в 1709г. была выпущена серебряная наградная солдатская медаль за участие в Полтавском сражении.

Была построена Триумфальная арка в Москве в честь победы под Полтавой.

Многие поэты посвятили стихи этому событию, многие художники писали картины.

Мы должны помнить историю.

Подведение итогов занятия.

Использованная литература.

Игры на уроке истории. Борзова Л.П. – М., 1999г.

Праздники в школе Колосовская О.Э.- М., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"

Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне".  На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...

Интегрированный урок ОБЖ и литературы: «И грянул бой, Полтавский бой!».

   Интегрированный урок по ОБЖ и литературе расширяет кругозор учащихся, закрепляет знания учащихся о Полтавском сражении. Позволяет совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ «И грянул бой, Полтавский бой!»

Интегрированный урок литературы и ОБЖ расширяет кругозор учащихся, закрепляет знания учащихся о Полтавском сражении. Позволяет совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, умения анализировать ...

Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Урок литературы в 5 классе.Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения...

Конкурс по истории России «И грянул бой, Полтавский бой!», посвященный годовщине Полтавской битвы

Конкурс среди учащихся образовательных учреждений проводится с целью распространения и качественного улучшения знаний юных граждан России об истории своей страны....

"И грянул бой, Полтавский бой!"

quot;И грянул бой, Полтавский бой!"...