Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Голубенкова Елизавета Сергеевна

Урок литературы в 5 классе.

Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Тема: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

  • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  • Пользоваться изучающим видом чтения.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
  • Осуществлять анализ и синтез.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

  • Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  • Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

- Скажите, все ли вы знаете про то, что такое машина времени? (ответы детей).

- А зачем нужна бы была машина времени, если бы её изобрели?

- Как вы думаете, что можно в первую очередь сделать, имея машину времени?

(изменить прошлое).

-Хочется ли время от времени любому человеку изменить что-то в своей прошлой жизни? (наверное, да).

Формулируем тему урока: Можно или нельзя изменять прошлое.

Это тема урока и главный вопрос рассказа Р. Бредбери «И грянул гром…»

  1. Знакомство с личностью автора. Игра «ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ»

  • Три года своей жизни юноша провёл, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая таким образом себе на жизнь.
  • Из-за затруднённого материального положения семьи денег на высшее образование не было, и, фактически, Брэдбери так и не смог поступить в колледж.
  • Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в двенадцать лет
  • Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа «451 градус по Фаренгейту»
  • Свой творческий путь юный Брэдбери начинал с копирования стилей других писателей, например, его первый сборник «Тёмный карнавал» похож по стилю на рассказы Эдгара По. Однако затем писатель сформировал свой, индивидуальных стиль.
  • Он никогда не писал фантастических рассказов

4. Работа с текстом во время чтения.

Давайте прочитаем отрывок из произведения Р. Брэдбери, используя изучающее чтение и диалог с автором (с. 134–135, ч. II учебника).

-Проанализируем объявление.

Зато сразу бросалось в глаза объявление на стене, объявление, которое он уже читал сегодня, когда впервые вошёл сюда. Что-то в нём было не так.

А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ

АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ

МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЁ

-В. Вы поняли, что произошло? Если нет, сравните с первым

вариантом.

5.Работа с текстом после чтения.

- Итак, перед нами  фантастический рассказ. Давайте попробуем сформулировать, о чём он? (Варианты: о машине времени, о динозаврах, о критических ситуациях, о трусости, об ответственности перед будущим и др.)

- Выберите из сформулированных смыслов рассказа то, что,  по вашему мнению, хотел донести до нас автор (предположительно – об ответственности перед будущим).

- Когда в начале урока мы говорили о возможном применении машины времени, шла и у нас речь о её использовании в качестве аттракциона? (Нет, не шла).

- Что можно сказать о том обществе, где машина времени используется исключительно в развлекательных целях?

- Давайте поработаем в парах. Один выписывает возможную пользу такого изобретения, как машина времени, другой – возможный вред.

- Вопрос к каждой паре: чего больше – вреда или пользы? От чего зависит, вред или пользу принесёт машина времени?

(От того, в чьих руках она будет находиться)

Работа в группах.

  • Составьте список проблем, с которыми можно было бы справиться с помощью машины времени.
  • Можете ли вы вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт, факты негативного воздействия поступков человека на будущее?
  • Что в рассказе Р. Брэдбери "И грянул гром" можно отнести к чистой фантастике, а что к реальности?

(Выступления ребят)

6. Итог урока.

  • Составьте синквейн И грянул гром…

Мы ещё раз сформулировали задачи, которые ставит перед собой автор научно-художественного текста..

Домашнее задание

  • Напишите эссе на тему «Нужна ли машина времени современному человеку и почему?»

Интернет-ресурсы:

http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1615

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%FD%E4%E1%E5%F0%E8,_%D0%FD%E9

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по формированию экологической культуры «Ответственность перед Будущим»

Проект включает в себя:1. мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (отказ от компьютерных игр соблюдение правильного режима работы и отдыха за компьютером)2. мероприятия по формированию ...

мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим"

Данный мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим" знакомит с общими принципами применения технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках литературы. Также я применя...

Урок по литературе : « Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)

                                        Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он то...

Урок литературы пот рассказу Р.Бредбери " И грянул гром"

Урок - размышление. На уроке анализируется рассказ,определяется его идея,выявляются основные проблемы, поднятые   автором. Урок признан выработать у обучающихся чувство ответс...

Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"

Место урока в системе уроков курса11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».Тип урока: урок освоения нового знания.Основные понятия...

Викторина по рассказу Рэя Брэдбери "И грянул гром".

Вопросы на знание содержания рассказа "И грянул гром"....

Разработка урока по теме: Юридическая ответственность

Разработка урока по теме: "Юридическая ответственность", 9-11 классы. В игровой форме урока....