Урок литературы пот рассказу Р.Бредбери " И грянул гром"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Урок - размышление. На уроке анализируется рассказ,определяется его идея,выявляются основные проблемы, поднятые   автором. Урок признан выработать у обучающихся чувство ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_r.bredberi.doc114.5 КБ
Microsoft Office document icon test_po_rasskazu.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 5 классе.

Тема: Почему грянул гром в рассказе Р.Брэдбери? (по рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром»).  

Форма проведения: урок - размышление.  

Цели:

  • образовательные: проанализировать рассказ; определить идею рассказа;

выявить основные проблемы, поднятые   автором.

  • развивающие: развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умение делать выводы;
  • воспитательные: вырабатывать чувство ответственности за свои поступки.

Формируемые умения:

-  регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, с достаточной полнотой выражать свои мысли; развитие умения общаться друг с другом;

- личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- познавательные: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; умения видеть проблему в тексте, поиск и выделение  структурных элементов композиции.

Оборудование: 

  • раздаточные таблицы для работы в группах,
  •  текст,
  • проектор, компьютер экран;
  • приложения ;
  • презентация,

Предварительные задания к уроку:

1)Прочитать рассказ РэяБрэдбери «И грянул гром».

2)Вспомнить художественные произведения, фильмы (художественные, мультипликационные), спектакли о путешествиях во времени.

3)Индивид.задание: подготовить сведения о жизни и деятельности Р.Брэдбери с презентацией.

4) Работа со словарными статьями( группа учащихся)

Технологии : ИКТ, групповая, дифференцированная.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя с элементами аналитической беседы

СЛАЙД 1 - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы продолжим знакомиться с научно – фантастической литературой и поговорим о будущем. Во все времена Будущее привлекало к себе внимание людей. Иначе и быть не может.

- Почему? ( Каждому хочется знать, что будет с нами через 50, 100, 200 лет)

- Надо сказать, что тема путешествий во времени– одна из самых распространенных тем научной фантастики. Загадочные истории о космических пришельцах и  динозаврах, универсальных роботах и  неопознанных летающих объектах издаются рекордными тиражами.

- Как вы думаете, в чем секрет успеха фантастики? (Предположения уч-ся:люди хотят продлить свое земное пребывание, мечтают изобрести лекарство вечной молодость, задумываются о бессмертии, победе над старостью и болезнями, хотят покинуть привычную жизнь и посмотреть на мир со стороны; интересно было бы своими глазами увидеть то, как выглядела Земля сотни, тысячи лет назад, посмотреть, до чего может дойти технический прогресс, каким станет человек, как будет выглядеть Земля через миллион лет?)

- В каких произведениях, фильмах вы встречались с  темой путешествий во времени?(«Гостья из Будущего», «Звездные войны»;«Терминатор», «Назад в Будущее», «Аватар» и др.)

-Да, во все времена Будущее привлекало к себе внимание людей. Иначе и быть не может, ведь каждому хочется знать, что будет с нами в будущем.

- Как вы думаете, что можно сделать, в первую очередь, имея машину времени? (изменить прошлое).

-Вот и писатель - фантаст РэйБрэдбери своим произведением нажал кнопку «назад в прошлое». Чтобы лучше понимать произведение и вообще творчество того или иного писателя, необходимо понять, почему именно об этом он пишет.

- Сегодня на уроке у нас  работают КОНСУЛЬТАНТЫ, которые заранее просмотрели словари и энциклопедии, они дадут нам объяснение некоторых терминов, а также будут помогать мне

( представляем их – 2 человека).  Слово консультантам.

СЛАЙД 2-8  КОНСУЛЬТАНТ:  Рэй Дуглас Брэдбери - знаменитый американский писатель - фантаст. Он предсказал многие проблемы и трагедии нашего времени.. Фантастика и приключения захватили  воображение писателя с детства. На рождество тетушка подарила ему фантастический томик, который безумно его увлек. Затем это были книги Э. По, фантастические рассказы других американских писателей. А в 11 лет он встречался с известным фокусником - магом Блэкстоуном. пораженный могуществом мага, он даже одно время хотел стать «величайшим волшебником мира».  Университета Р. Брэдбери не заканчивал, помешала бедность. Работал продавцом газет. Продав газеты, приходил домой и погружался в неизведанные дебри «страны фантазии». В 1950 году появляются «Марсианские хроники», в 1953 - знаменитый роман «451 по Фаренгейту». Именно эти произведения, написанные в жанре научной фантастики, прославили 33-летнего Р. Брэдбери. (Просмотр выставки книг Р. Брэдбери) . По рассказу  в 2005 году был поставлен фильм

 - Жанр произведения – рассказ. А чем рассказ отличается от повести, романа. (Это  малый жанр эпоса, описывается небольшой круг действующих лиц,  нет  разветвлённого сюжета  и  описан лишь небольшой эпизод из жизни этих людей )

- Согласитесь, ребята, эпизод этот довольно важную роль сыграл не только в жизни героев, но и   всего человечества.

- Да, рассказ короткий, но мастерски скроенный, в нем  увлекательный сюжет, несколько ярких описаний, напряжённых диалогов и сцен.

- СЛАЙД 9 В чем заключается сюжет рассказа?

- Рассказ «И грянул гром» научно – фантастический.  Какие науки помогают писателю в раскрытии сюжета?  

ИСТОРИЯ  («Христос ещё не родился» - говорит Тревис, упоминаются пирамиды, Цезарь, Александр 1, Наполеон, Гитлер). Обратите внимание, а ведь упоминаются те ,  кто так или иначе повлиял на ход истории)

- Ребята, в этом произведении мы сталкиваемся с такой наукой, как ПАЛЕОНТОЛОГИЯ  (вывешиваю на доску название). Попросим консультантов объяснить этот термин.

КОНСУЛЬТАНТЫ: Приставка ПАЛЕО имеет значение «относящийся к древности».  Палеонтология  -- наука о вымерших животных и растениях.

-- О каких древних животных идет речь?  О динозаврах, ящерах.

- Уважаемые консультанты, расскажите, пожалуйста, о динозавре, на которого охотится Экельс, чтобы могли представить его могущество и силу. Вы уже нарисовали тираннозавра по рассказу Р..Брэдбери, а сейчас слово КОНСУЛЬТАНТАМ.

Тираннозавр - один из крупнейших наземных хищников: длина тела — до 13 м, масса — около 7 тонн.  Это  было крупнейшее наземное плотоядное животное. Шея у тираннозавра была толстой и мускулистой, благодаря чему он мог поворачивать и наклонять голову, чтобы дотянуться пастью до тела жертвы и оторвать огромный кусок мяса. С помощью своих мощных челюстных мускулов тираннозавр мог отрывать огромные куски мяса и дробить кости зазубренными клыками. Если зуб при этом ломался, то на его месте, вероятно, вырастал новый. Поэтому можно сделать вывод, что для человека он был очень опасен.

- А еще  вы встретились с термином «антигравитационный металл». Можете ли вы объяснить, что это такое? ( консультанты помогают:  Антигравитация  ------- противоположное тяготению к Земле.  Пока антигравитатор ещё не создан, это вымысел, фантастика. И вряд ли мы сможем преодолеть земное тяготение. Отпустите книгу, и она не взмоет вверх, а упадёт на землю).

- Из какой науки этот термин? (ФИЗИКА – вывешиваю слово на доску)  

- Мы доказали, что в  произведении действительно переплетаются знания из разных областей наук.  -Не сказали мы лишь об одной – ЭКОЛОГИЯ.  Но о ней мы скажем в конце произведения.  

А что   же фантастического  в рассказе?

1)  Сафари в Прошлое

2) Машина времени. (с её помощью герои отправляются не в будущее, как это часто бывает в произведениях, а в прошлое)

3)  Встреча с динозаврами

          4)  Антигравитационная тропа

- Итак , мы в полной мере доказали, что рассказаз Р. Брэдбери «И грянул гром» - научно-фантастический.

II.Сообщение темы, запись. Аналитическая работа, направленная на выдвижение гипотез учащимися для постановки проблемы.

- Р. Брэдбери   выдвинул новую фантастическую гипотезу( СЛОВАРНАЯ РАБОТА), поставил фантастический эксперимент( СЛОВАРНАЯ РАБОТА: а что если бы человек попал в прошлое? (Словарная работа)

Гипотеза — обоснованное предположение, с которого начинается путь к научному открытию

Эксперимент —с лат. «проба»).

- Что за гипотезу выдвинул Р.Бредбэри? Возникаем проблемный вопрос:

 (запись в приложение :Как появление человека в прошлом может повлиять на будущее?)

- А от чего зависит наше будущее? (От наших поступков, от того, как каждый из нас ведет себя  уже сейчас.) 

- Вспомните, как заканчивается рассказ.( Работа с текстом)( «И грянул гром.»)

-  Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Вопрос записывается на доске и в приложение).

«Почему грянул гром в рассказе Рэя Брэдбери?»

- Как вы думаете, какое слово будет ключевым?

- Когда грянул гром в рассказе? (на доске кластер)

                                       перед появлением ящера            

ГРОМ грянул               слышен громовой рёв динозавра перед гибелью  

                                        при выстреле Тревиса, убивающего Экельса  

Задание в парах: запишите свою гипотезу, что гром грянул... (Ответ: гром грянул, потому что автор предупреждает читателя…)( работа с приложением)

- А теперь я приглашаю всех в машину времени. Мы полетим в будущее. Все готовы? Закрываем глаза. Считаем до трех. Мы в 2055 году.

III. Анализ рассказа «И грянул гром» Р. Брэдбери

а)Репродуктивная беседа . Работа с текстом.

- Как вы думаете, что заинтересует нас больше всего в этом мире?  С какой целью мы сюда прибыли?

  - Что видит главный герой Экельс перед входом в контору? (Объявление) (Вывешиваю на доску).

А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ 
ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО 
ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ 
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО 
ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ 

- Из него мы видим, что люди будущего изобрели машину времени – мечту человечества – и путешествуют на ней в любой год прошлого просто на охоту.

- Что мы можем сказать о людях будущего?

-Какой разговор мы слышим при входе в контору? Зачитываем эпизод, в котором говориться, что на выборах победил Кейт. Обратите внимание  на действующую власть, характеры и взгляды большинства людей?

(Слава богу, что победил Кейт. В Соединенных Штатах будет хороший президент. 
- Вот именно, - отозвался человек за конторкой. - Нам повезло. Если бы выбрали Дойчера, не миновать нам жесточайшей диктатуры. Этот тип против всего на свете против мира, против веры, против человечности, против разума. Люди звонили нам и справлялись - шутя, конечно, а впрочем... Дескать, если Дойчер будет президентом, нельзя ли перебраться в 1492 год. Да только не наше это дело побеги устраивать. Мы организуем сафари. Так или иначе, Кейт - президент, и у вас теперь одна забота... 
- ...убить моего динозавра, - закончил фразу Экельс) . 

- А раз люди проголосовали против Дойчера, против его убеждений (а мы с вами знаем, что на выборах побеждает большинство), тогда за что же выступают герои, какой жизни хотят для себя? (Вывешиваю на доску таблички с ответами.)

Хотят мира

Верят в бога

Добрые, человечные

- Итак, куда же мы отправляемся вместе с героями произведения? (В далекое Прошлое, охотиться на  динозавров.)

- Найдите в тексте первые слова, которые  произносит организатор путешествия Тревис, когда вся группа прилетела в Прошлое? (" Христос еще не родился…")

 (Мгла, окружавшая Машину, рассеялась, они были в древности, глубокой-глубокой древности, три охотника и два руководителя, у каждого на коленях ружье - голубой вороненый ствол. 
- Христос еще не родился, - сказал Тревис. - Моисей не ходил еще на гору беседовать с богом. Пирамиды лежат в земле, камни для них еще не обтесаны и не сложены. Помните об этом. Александр, Цезарь, Наполеон, Гитлер - никого из них нет. 
Они кивнули. 
- Вот, - мистер Тревис указал пальцем, - вот джунгли за шестьдесят миллионов две тысячи пятьдесят пять лет до президента Кейта). 

- Почему Тревис упоминает именно этих людей, людей которые организовывали войны, убивали? ( Повлияли на ход истории и испортили мир)

- Так какой же мир показал нам автор, если никого из этих известных личностей еще не было? ( Чистый, первозданный, не испорченный деяниями человека.)- ТАБЛИЧКИ

б) Исследовательская работав группах.

- Давайте представим себе джунгли в Прошлом. Проведем исследовательскую работу по тексту, чтобы увидеть нашу планету 60 миллионов лет назад                                

I  группа   - краски, запахи джунглей;( Джунгли были высокие, и джунгли были широкие, и джунгли были навеки всем миром . Воздух наполняли звуки, словно музыка, словно паруса бились в воздухе.  Безбрежные джунгли были полны щебета, шороха, бормотанья,вздохов). 

II  группа   - растительность;

III  группа   - животный мир; (махая огромными, как пещерный свод, серыми крыльями, птеродактили)

б)Беседа с элементами анализа

- С какими же литературными героями мы здесь встретимся?

-Каких героев автор противопоставляет? (работа в группах , запись в приложение)

Экельс

Тревис

Занятия и принципы

Охотник-любитель

Охотник-профессионал Теория

Человеческие  качества

Трусливый, беспечный, безответственный

Смелый, хладнокровный, сдержанный

- СЛАЙД 10 В чем смысл теории Тревиса?(Теория Тревиса состоит в том, Что, если нарушить что-то в Прошлом, пусть даже уничтожить самое малое: убить мышь, уничтожить растение – все это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, к изменению хода эволюции.  Поэтому ни в коем случае нельзя сходить с Тропы. ).

-На чьей стороне ваши симпатии? Почему?

-  СЛАЙД 11 В чём противоречие теории Тревиса?( Между действиями Тревиса  и его теорией есть противоречия. Хотя Тревис очень осторожен  в своём обращении с Прошлым, сафари всё же служат для него е его сотрудников средством наживы.

-И мы за это Будущее в ответе.

--  Какие меры предосторожности он принимает, чтобы не навредить Прошлому?

Меры предосторожности:

  • создана антигравитационная тропа,
  • пометка зверей краской
  • кислородные шлемы и скафандры защищают от бактерий
  • убивают тех животных, которые  должны  умереть
  • из  тела динозавра удаляют пули

- Однако эти меры оказались не настолько действенными.

- Казалось бы, организаторы сафари предусмотрели все, чтобы как-то  не повлиять на Прошлое и тем  самым не изменить Будущее. Только все ли?

-Давайте посмотрим, что произойдет на охоте. ( Учитель читает эпизод текста, в котором отражены события, происходящие за 1 мин. до появления динозавра (стр.32).

( - Приготовиться! - скомандовал Тревис. - Первый выстрел ваш, Экельс. Биллингс - второй номер. За ним - Кремер. 
- Я охотился на тигров, кабанов, буйволов, слонов, но видит бог - это совсем другое дело, - произнес Экельс. - Я дрожу, как мальчишка. 
- Тихо, - сказал Тревис. 
Все остановились. 
Тревис поднял руку. 
- Впереди, - прошептал он. - В тумане. Он там. Встречайте Его Королевское Величество. 
Безбрежные джунгли были полны щебета, шороха, бормотанья, вздохов. 
Вдруг все смолкло, точно кто-то затворил дверь. 
Тишина. 
Раскат грома). 

(Эпизод заканчивается словами:  « Тишина. Раскат грома»)

- Для чего автор показывает нам  данное явление природы?

 (Предупреждает об опасности.)

- Обратимся к эпизоду «Встреча с динозавром»

- Посмотрим, как же появится огромный  динозавр. (Включаю видеосюжет.)

1. Перечитай отрывок «Встреча с динозавром»

2.Ответь на вопрос: «Какие слова, выражения использует автор для описания животного?»

3. Заполни таблицу (в приложении)

Качества хищника

Качества беззащитного животного.

Чудовище, великий бог зла,  у него зубы-кинжалы, следы шестидюймовой глубины, огромные челюсти, зловещий оскал.

Хрупкие руки часовщика, морщинистая кожа, красивые чешуйчатые ручки

Посмотрим ваши рисунки. На каких из них изображён действительно хищник, а на каких беззащитное, даже милое, животное.

 -Кто сильнее: человек или это ревущее чудовище, «каменный идол», как называет его автор?  

Ответы могут  быть различными. (  Ящер сильнее. Он огромен. Нет, человек сильнее, у него оружие.  Он убивает ящера.)

Вывод:  Динозавр могущественный, сильный, огромный и страшный, и в то же время – беззащитный.

-Что произошло с Экельсом?( был удивлен, испуган, растерян, не смог выстрелить, т.к динозавр был очень страшный и, как  следствие, сошел с тропы, раздавив бабочку ) стр.33

(- Помогите мне уйти, - сказал Экельс. - Раньше все было иначе. Я всегда знал, что останусь жив. Были надежные проводники, удачные сафари, никакой опасности. На сей раз я просчитался. Это мне не по силам. Признаюсь. Орешек мне не по зубам. 
- Не бегите, - сказал Лесперанс. - Повернитесь кругом. Спрячьтесь в Машине. 
- Да. - Казалось, Экельс окаменел. Он поглядел на свои ноги, словно пытался заставить их двигаться. Он застонал от бессилия. 
- Экельс! 
Он сделал шаг - другой, зажмурившись, волоча ноги. 
- Не в ту сторону! 
Едва он двинулся с места, как чудовище с ужасающим воем ринулось вперед. Сто ярдов оно покрыло за четыре секунды. Ружья взметнулись вверх и дали залп. Из пасти зверя вырвался ураган, обдав людей запахом слизи и крови. Чудовище взревело, его зубы сверкали на солнце. 
Не оглядываясь, Экельс слепо шагнул к краю Тропы, сошел с нее)

- Так ли надежны были средства защиты, предусмотренные компанией? (Нет)

- Тогда почему же организаторы сафари обошли стороной простой человеческий  фактор и, идя на огромный риск, все-таки организуют сафари в Прошлое? (Жажда денег)

 - Теперь вернемся к нашим табличкам. Какое  же еще качество присуще  людям из Будущего?

Алчность

Теперь посмотрим,  какими же были последствия. Итог всего путешествия.

- Что повлекла за собой смерть одной  лишь бабочки?

Зачитывает учитель( в учебнике нет): ( Экельс медленно вдыхал воздух …..) 

(Экельс медленно вдыхал воздух - с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение, настолько незначительное, неуловимое, что лишь слабый голос подсознания говорил Экельсу о перемене. И краски - белая, серая, синяя, оранжевая, на стенах, мебели, в небе за окном - они... они... да: что с ними случилось? А тут еще это ощущение. По коже бегали мурашки. Руки дергались. Всеми порами тела он улавливал нечто странное, чужеродное. Будто где-то кто-то свистнул в свисток, который слышат только собаки. И его тело беззвучно откликнулось. За окном, за стенами этого помещения, за спиной человека (который был не тем человеком) у перегородки (которая была не той перегородкой) - целый мир улиц и людей. Но как отсюда определить, что это за мир теперь, что за люди? Он буквально чувствовал, как они движутся там, за стенами, словно шахматные фигурки,  влекомые  сухим ветром)

- О чём говорится в данном отрывке?

Вывод:  Изменилась экология (изменился состав атмосферы  (ощущение Экельса)

Объявление новое  на доске. (Объявление взято из текста, оно написано с орфографическими ошибками.)

Зато сразу бросалось в глаза объявление на стене, объявление, которое он уже читал сегодня, когда впервые вошел сюда. 
Что-то в нем было не так. 
А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ 
АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО 
ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ 
МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО 
ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ

 (объявление с ошибками на доске)

- Человек за конторкой не тот,  и поведение не такое.

-Что не так? О чем это говорит?( Снизился  уровень развития человечества. Снизился интеллект,  человечество опустилось на несколько ступеней вниз.)

Вывешивается табличка на доску:

Низкий интеллектуальный уровень

- Кто победил на выборах?  (Читаем дальше)

- на выборах победил диктатор

- Вспомните, как автор объяснил в начале произведения, кто такой диктатор?  

(КОНСУЛЬТАНТЫ объясняют слово «диктатор» )

Диктатура   --   ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие.

- А раз победил Дойчер, то большинство людей теперь

против мира

против веры

против человечности

против разума

- А главное, что   все  рады тому, что победил именно диктатор.

-Последствия поступков героев ужасны. Посмотрите, что произошло с миром!

1.уровень развития человечества резко снизился

 2.на выборах, к всеобщему удовольствию, победил диктатор,

 3.сама атмосфера стала иной : изменилась экология.

- В чем состоит вина Экельса? Сколько преступлений он совершил за то короткое время, что провел в Прошлом?(Вина Экельса состоит , во-первых, в его легкомысленном отношении ко всему происходящему: он никак не хочет понимать и принимать объяснений Тревиса, «шутя» целится в птеродактеля.

Во-вторых,  он трус: его руки трясутся, он «бледно улыбается», сам признается, что « дрожит, как мальчишка»

Итак, Легкомыслие и трусость приводят к двум преступлениям: он бросил товарищей в минуту опасности и сошел с Тропы, зная, что это может привести к непоправимым последствиям для всего человечества

- СЛАЙД 12 Почему Тревис сначала пощадил Экельса (« О кей, Экельс, выходите.И больше никогда не попадайтесь мне на глаза»), а затем, в самом финале рассказа, все же убил его? Тревис помнит, что убийство, уничтожение может нарушить равновесие на Земле. И неважно, кто убит: бабочка, мышь, лиса, тигр или человек.

- Почему же Тревис не пощадил Экельса во второй раз?(В конце рассказа он увидел убитую бабочку и понял, что произошло…Он выносит Экельсу смертный приговор: тот должен расплатиться перед человечеством за свое преступление) 

-Слайд 13 Чем заканчивается произведение?  И  ГРЯНУЛ ГРОМ!!! (включить звук грома)

- Какие чувства вы испытываете, когда слышите громовые раскаты или гром от чего-то другого?  (страх, желание убежать, спрятаться,  испуг, настораживаемся, вздрагиваем)

- Почему грянул гром в конце произведения ?

Ответ: Тревис убил человека, а это ещё больше последствий,  не через год, не через два, а через десятилетия, столетия, миллионы лет.

- Давайте еще раз  где мы в рассказе слышим  гром? Когда?

  • громогласное рычание динозавра,
  • падение динозавра,
  • сломался сук дерева,
  • выстрел Тревиса.

- Но там какой был гром? (Предупреждающий.)

- А в конце рассказа ? (Уничтожающий.) 

в) Композиция-построение художественного произведения.

- Ребята, автор в начале произведения показывает гром и в конце. Объявление мы видим в начале и в конце. Как называется такой композиционный прием? (Кольцевая композиция-повторение начального фрагмента в конце текста)

С какой же целью автор использует композиционное кольцо? ( Показать, что было и что произошло после вмешательства в Прошлое; показать, что человек и природа это одно целое).  

- Какова цель автора, отправляющего героя в Прошлое?

(Автор не мог избрать другого пути: ему необходимо было отправить героев в Прошлое. Иначе он не показал  бы  нам, что может произойти, если забыть об ответственности перед Будущим. Ведь и мы за Будущее в ответе)

-Вот здесь надо поговорить о том, что такое ЭКОЛОГИЯ? Экология-  наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

г)Беседа обобщающего характера

- СЛАЙД 14- 15  А ещё этот рассказ дал миру понятие «эффект бабочки»

- Бабочка. Посмотрите, какая она красивая, хрупкая и беззащитная. С древнейших времён у одних народов она символизирует веру и любовь, у других - красоту и хрупкость мира,

Эффект бабочки - незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.

Если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, бабочку – это может привести к  непоправимым последствиям в Будущем, т. к.  изменится весь ход эволюции.

Рефлексия

-Теперь вернемся на машине времени в Настоящее и сделаем выводы:

- Ребята, от наших поступков также зависит Будущее. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, прежде чем сорвать цветок, поймать бабочку, обидеть малыша, нагрубить маме, задумались: «А как это может изменить наш мир?».

- СЛАЙД 16 В чем смысл названия рассказа?

- СЛАЙД 17 Над чем просит задуматься  Р. Брэдбери? («И грянул гром» - это рассказ-предупреждение)

-Как вы поняли, о чем предупреждает людей РэйБрэдбери? (Предположения уч-ся: беречь природу, отвечать за свои поступки; мы в ответе перед Будущим за каждый свой поступок, даже самый, казалось бы, незначительный.

-Теперь на машине времени вернемся в Настоящее. Автор призывает каждого сохранить нашу планету.

- Составьте слоган по теме «Сохрани свою планету» .

СЛАЙД 18 Учащиеся цветными карандашами создают слоган в паре на заранее вырезанной бабочке, прикрепляют на доску. (звучит фоном музыка).

-Что необходимо сделать нам в настоящем, чтобы наши потомки жили счастливо? Что хотели бы мы пожелать себе и другим?

  • Помнить о том, что мы хранители прошлого.
  • Бережно относиться к своей планете.
  • Думать не только о своей выгоде,но и о судьбе Земли.
  • Думай, анализируй.
  • Наше счастье – это счастье нашей планеты.
  • Не допускать в свою душу Экельса.
  • Все в наших руках

– Ребята, я очень рада, что в своих работах вы отразили тему рассказа и его основную мысль.

- А сейчас я расскажу вам притчу( просмотр мультфильма). Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, позавидовавший славе мудреца. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошу-ка: скажи, наимудрейший,

какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет: живая – я сомкну

руки, и бабочка умрет, а если он скажет: мертвая – я раскрою ладони, и бабочка

улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас  умнее».

Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями, отправился к мудрецу  и спросил у него: «Какая бабочка у меня  в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

- Как эта притча соотносится с основной мыслью рассказа Брэдбери?

Подведение итогов урока. Выставление отметок( СЛАЙДЫ 19-20).

-Ребята, что вы узнали и поняли на уроке? Какие вопросы у вас появились? 

Домашнее задание( одно на выбор) + индивидуальная работа

1.Сделать кормушку для птиц.

При выполнении этого задания у ребенка формируется ценностное отношение к окружающему миру, уважительное отношение к себе. Создается ситуация включенности ученика в общественно полезную деятельность.

2. Придумайте эскиз обложки к книге Р. Брэдбери.

3. Сочините стихотворение на тему: «Береги природу».

4. Для слабых учеников предложен следующий тест с самопроверкой или взаимопроверкой.

Тест ( домашняя работа)

Коротко, одним_двумя словами, ответь на вопросы:

1) Куда было совершено путешествие?

2) «…Нечто извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся яркий ореол – тооранжевый, то серебристый, то голубой». Что это?

3) «В США будет хороший президент…» О ком идет речь?

4) «Этот тип против всего на свете – против мира, против веры, против человечества, против разума…»

О ком идет речь?

5) «У нас теперь одна забота…» Какая?

6) В каком времени оказались герои?

7) «Она парит над землей на высоте шести дюймов. Не задевает ни одного дерева, ни одного цветка, ни одной травинки».

О чем идет речь?

8) Какие слова, как заклинание, все время произносит Тревис?

9) «…Слепо шагнул к краю Тропы, сошел с нее и, сам того не сознавая, направился в джунгли…»

Как зовут этого героя?

10) «Пять минут спустя он, дрожа всем телом, вернулся к Машине. Он протянул вперед обе ладони. На них блестели…»

Что?

11) Кто победил на выборах после поездки в Прошлое?

12) Определите значение слов диктатура, демократия.

За каждый правильный ответ начисляется один балл. Шкала отметок:

«5» – 11–12 баллов, «4» – 8–10 баллов, «3» – 5–7 баллов.



Предварительный просмотр:

                        Тест по рассказу Рэя Бредбери «И грянул гром».

    1. В каком году происходят события рассказа?

     А) 2010;   б) 2055;   в) 3000; г) 2020.

    2. Что такое «сафари»?

    А) охота на диких животных; б) вид одежды; в) мясное блюдо; г) сильный тропический ветер.

    3. Выберите среди списка героев рассказа:

    А) Дуглас; б) Экельс; В) Лесперанс; г) Керн; д) Тревис; е) Кремер; ж) Лоран.

    4. На чём герои рассказа отправляются в фантастическое путешествие:

    А) на корабле времени; б) на поезде времени; в) на машине времени; г) пешком.

    5. Герои рассказа отправляются в:

    А) будущее; б) прошлое: в) настоящее; г) им предстоит побывать во всех трёх пространствах.

    6. Какое самое главное предупреждение дано путешественникам – туристам?

    А) не разговаривать; б) не отставать; в) не дышать; г) не сходить с тропы.

    7. На кого отправляются охотиться герои рассказа?

    А) на саблезубых тигров; б) на мамонтов; в) на динозавров; г) на диких обезьян.

    8. Чем грозит для человечества нарушение самого главного запрета?

    А) гибелью для охотников; б) гибелью для растительного мира природы;

     в) гибелью для животного мира природы; г) гибелью для всего живого на земле.

    9. Как помечались животные, предназначенные для убийства?

    А)  яркими лентами; б) яркой краской; в) звенящими колокольчиками; г) татуировкой.

    10. Кто из героев не выдержал вида ужасного хищника и сошёл с Тропы?

    А) Тревис; б) Биллингс; в) Экельс; г) все.

    11. Как  заставили героя искупать свою вину?

     А) заставили вырезать из тела все пули; б) заставили закопать убитого хищника;

      в) заставили снять с него шкуру;  г) оставили его навсегда в этом времени.

    12. Как герой понял при возвращении, что произошли изменения?

    А) офис был окрашен в другой цвет; б) объявление о сафари было написано с ошибками;

    В)  люди говорили на непонятном языке; г) всё вокруг заросло мхом.

    13. Из-за чего произошли изменения?

    А) из-за маленькой бабочки; б) из-за маленькой травинки;

     в) из-за маленького кусочка драгоценного камня; г) из-за маленькой капли крови животного на одежде героя.

    14. Опишите главного героя в начале рассказа и в конце. Произошли ли изменения?

    15. Этот рассказ является рассказом-предупреждением. О чём автор предупреждает людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Урок литературы в 5 классе.Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Викторина по рассказу Рэя Брэдбери "И грянул гром".

Вопросы на знание содержания рассказа "И грянул гром"....