Урок по литературе : « Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Савеленко Татьяна Ивановна

                                          Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

                                          что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

                                           ешь его, потому что память о нём не угасает.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Жан-Жак Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_6_klass.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема урока: « Назначение человека и его ответственность перед будущим»

                                        (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)

                Цели урока:

Обучающая -  продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Воспитательная – вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

Оборудование: портрет писателя Н.Телешова,  презентация,  эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

                                          Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

                                          что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

                                           ешь его, потому что память о нём не угасает.

                                                                Жан-Жак Руссо (слайд 1) 

I. Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы - одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная  ни горя , ни печали.  

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую  девушку - ласточкой, лебёдушкой.

 Многие народы воспевали птиц в легендах,  преданиях и  сказаниях.  

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и  горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения.! Поэтому многие виды птиц находятся  сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли - крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях - рыхлых, пышных и у некоторых видов - особенно у белых цапель - очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.  

III. Анализ содержания сказки

Анализ

Учитель

Ученик

Формирование УУД и технология оценивания

Подводящий к теме диалог

П  

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы

 Слайд 19.

- Вы прочитали дома сказку Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля». Я думаю,  что никого из вас она не оставила равнодушным. Какое впечатление произвело на вас это произведение?

- Как вы думаете,  эта сказка о том, что человек должен любить и беречь природу, или она имеет более глубокий смысл? Какой именно?

- Давайте вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда?   Как жители королевства относились к суровому краю, где они родились и жили?

 

-  Почему людям  острова жилось хорошо, несмотря на суровый климат их края?

- Чему учил мудрый король свою дочь?

-  Какой мы видим принцессу? Чем она занимается, о чём мечтает?

- Прекрасная принцесса совершает жестокий поступок.  Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Как вы думаете, для чего он это делает?

   Каждый выбирает по себе

  Щит и латы. Посох и заплаты.

  Меру окончательной расплаты

  Каждый выбирает по себе,-

так сказал поэт Ю.Левитанский.

 В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

- Перед каким нравственным  выбором оказалась принцесса? Легко ли ей принять правильное решение? Почему она всё-таки согласилась?

- Итак, решение принято. Но почему принцесса невесела и  задумчива?

- Какую цену заплатила Изольда за свой наряд? Каковы были последствия её  поступка?

Эти последствия показали принцессе две цапли, которые перенесли её  на свою родину (инсценировка фрагмента сказки).

-  Задумалась ли принцесса Изольда о том, каковы будут последствия ее поступка?

- Несет ли человек ответственность за свои поступки? Должен ли он задумываться над смыслом своей жизни?

–  Сформулируйте тему урока.

Учитель фиксирует тему урока на доске, учащиеся  –  в тетради.

-  Сказка Н.Д.Телешова произвела неизгладимое впечатление.  Мне стало очень грустно… Хотелось плакать, когда убивали птиц…

- Эта сказка не только о том, что  человек должен любить и беречь природу. Она имеет более глубокий смысл:  заставляет о  многом задуматься: (о добре и зле, о смысле жизни, о последствиях необдуманных поступков…)

- Это далёкая северная страна.  Несмотря на долгую зиму и стужу,    бедность грустной северной   природы, люди любили свою суровую родину, «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку».

- Людям очень хорошо жилось  на острове, потому что королевством правил добрый мудрый   король.

- Король  учил свою дочь тому, что  «настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье».

- Принцесса Изольда была прекрасна, добра и милосердна (всегда помогала больным и несчастным), очень любила отца, свою суровую родину.  Она  мечтала о свадебном наряде, который должен напоминать краски родной земли, и головном  уборе из тонких стрелок  как узоры мороза. «В день моей свадьбы… я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»

- Наверное, автор хочет сказать читателю, что и добрый   человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно, если не будет задумываться  о последствиях своих поступков.

- Принцессе  трудно  принять решение: лишиться прекрасного свадебного головного убора, задуманного ею, или получить его ценою смерти живого существа.

- Изольда испытывает страшные сомнения, колеблется, боится огорчить отца, но желание иметь прекрасный головной убор пересиливает голос совести. В момент выбора её воля оказалась недостаточно крепкой. Она даже находит себе оправдание: «…ведь все равно птица умрет - немного раньше или немного позднее... Зато как хорош будет ее свадебный убор!»

- Она раскаивается в содеянном, сожалеет о том, что поддалась минутному соблазну. Её мучают муки совести.

 - Её прихоть  привела к истреблению белых цапель, потому что птиц убивали из-за хохолков, когда они вили гнёзда, когда кормили своих детей.    

- Нет, принцесса Изольда не задумалась о последствиях своего поступка. Она думала только о прекрасном свадебном головном уборе.

- Да, человек несет огромную ответственность за свои поступки, и он должен задумываться над смыслом жизни. Если он этого не делает, последствия его поступков могут быть не только ужасными, но и необратимыми.

-   Смысл жизни человека и его ответственность за свои поступки.  ( «Назначение человека и его ответственность перед будущим»)

   

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной  форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

IV.Физминутка. Ребята, давайте поднимем руки вверх и на минуту представим, что мы птицы. Взлетим ввысь и  

с высоты полета посмотрим на нашу планету (слайд 20).

Подводящий   диалог

П

О

И

С

К

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я

Итоги

-  Какие чувства испытывает  принцесса после встречи с цаплями? Почему принцесса  Изольда, решив, что всё увиденное - это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью?

- Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему учат принцессу мудрые птицы?

- Маленькое зло всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя., можно только искупить свою вину. Удалось ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину? К  кому принцесса обращается за помощью? Что ей объясняет отец?

-   Каково же предназначение человека в мире?

- Какое решение принимает Изольда? Какие уроки для себя выносит она из случившегося?

- Жизненный принцип короля -  «нужно делать добро». Скажите, ребята, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни?

-    Л.Н.Толстой говорил: «Царство Божие внутри Вас». Так о чём же сказка Н.Телешова «Белая цапля»?  Какие  нравственные уроки  можно извлечь из  нее?  

- На доске записан эпиграф  к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором?

- Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка, раскаивается в содеянном, переживает за последствия.

Ужас и тревога переполняют её    за своих близких, за свою семью. Она понимает, что зло, принесённое чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для её семьи и  для её детей.  Через раскаяние, через материнство она смогла почувствовать чужую боль и страдания.

 

- Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала  не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней « с горечью, но без ненависти».  Они учат принцессу серьёзному отношению к жизни, нести ответственность за свои поступки.

- Изольда просит совета и помощи  у отца: ей хочется   исправить ошибку. Мудрый король  объясняет ей: «Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».

- Назначение человека - творить добро. 

-  Она возвращается к своей семье с желанием совершать добро во имя будущего своего народа. Принцесса Изольда поняла, что в этом и состоит назначение и счастье человека. Она выносит для себя следующий урок: «Всё на свете должно быть добром».

- В мире исчезло бы зло.  

- Любить и ценить всё живое.

- Творить добро.

 - Не совершать зла.

- Беречь природу.

-  Человек должен думать о последствиях своих поступков.

-  Предназначение человека – увеличивать количество добра в мире, где зла и так достаточно.

 - Эпиграф отражает основную мысль сказки.

V. Обобщающее слово учителя

   Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки. Но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут, ведь результат может быть непоправимым: самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий. Вспомните фантастический рассказ Р.Брэдбери «И грянул гром», автор которого заставляет задуматься именно об  этом.

     «Белая цапля» Н.Д. Телешова - это сказка об ответственности человека перед будущим за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности…

 VI. Рефлексия.

    Человек часто оказывается в ситуации нравственного выбора, но, прежде чем сделать выбор, нужно подумать о последствиях своего поступка. Итак, вам сейчас, ребята, предстоит сделать  свой  выбор. Перед вами лежат 3 перышка. Белое символизирует добро, ответственность. Черное – зло, легкомыслие.  А одно перышко наполовину белое, наполовину черное.  В чем же состоит назначение человека и какова его ответственность перед будущим? Сделайте свой выбор и приколите свое перышко к плакату (с изображением цапли).  

Домашнее задание: 1. написать сочинение-миниатюру   на тему на тему «Нравственные

                                          уроки сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля»»

                                        2. Нарисовать иллюстрации к сказке.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по формированию экологической культуры «Ответственность перед Будущим»

Проект включает в себя:1. мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (отказ от компьютерных игр соблюдение правильного режима работы и отдыха за компьютером)2. мероприятия по формированию ...

Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Урок литературы в 5 классе.Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения...

мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим"

Данный мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим" знакомит с общими принципами применения технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках литературы. Также я применя...

Тестовые задания по сказке В.Телешова "Белая цапля".

Материал представляет собой тестовые задания по литературе 6 класса (ОС "Школа 2100") по сказке В. Телешова "Белая цапля". Тесты проверяют, насколько хорошо усвоили учащиеся текст сказки....

Тема преступления и наказания в сказке Н.Телешова "Белая цапля".

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от сказочного шаблона.Для чего он это делает? Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда? Какие наказания н...

Преступление и наказание в сказке Н.Д.Телешова "Белая цапля"

конспект урока литературы в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой  «Образовательная программа 2100»....

Преступление и наказание в сказке Н.Д.Телешова "Белая цапля"

конспект урока литературы в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой  «Образовательная программа 2100»....