мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Полковникова Елена Валентиновна

Данный мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим" знакомит с общими принципами применения технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках литературы. Также я применяю разработанный мною прием "контрапунктного" чтения. Объект рассмотрения - рассказ Р.Брэдбери "И грянул гром"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

  • Работа с текстом на уроке литературы с применением ТРКМ (технологии развития критического мышления через чтение и письмо
  • проводит учитель русского языка и литературы МОУ Новкинская ООШ

Полковникова Елена Валентиновна

        Перед учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов возникает задача  - использовать системно- деятельностный подход в обучении. Сущность данного подхода заключается в том, чтобы предоставить уч-ся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их: ученики – главные действующие герои урока.Учитель не только транслятор знаний, а помощник, возникает процесс активного сотворчества. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС НОО, нашел применение и в ФГОС ООО.Поэтому уже сейчас использую методы, приемы, технологии, которые разрешают проблему введения ФГОС ООО в будущем.

Данный проект способствует осуществлению моего проблемного вопроса «Преподавание литературы на философской основе» и более глубокому постижению художественных произведений, включенных в программу по литературе, развитию духовных и душевных качеств ученика, способности анализировать, сопоставлять, сравнивать, проводить мини-исследования, развитию навыков самоанализа, рефлексии. Такая позиция нацеливает учителя на преподавание литературы как на формирующее душу, взгляды уч-ся. Подготовка компетентного читателя – одна из важных задач  литературного образования.

Помимо этого преследую отдельные задачи, а именно:1) создавать условия  отношения к научной фантастике как к литературе, отражающей явления реальной жизни и предупреждающей человека о грозных событиях в будущем         ;

2)Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений, знания жизни и творчества писателя, анализа фактов действительности.

3)Воспитание бережного отношения к жизни: к окружающей природе, к людям, к миру в целом, к его прошлому, настоящему и будущему.

 

Тема: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения

Регулятивные УУД

Возможность самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

  • В  процессе диалога  вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

  • Позволяет самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  • Пользоваться изучающим видом чтения.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
  • Осуществлять анализ и синтез.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Слушать и слышать других: пытаться принимать иную точку зрения.
  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями (устными/письменными)

Личностные результаты

  • Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  • Формирование восприятия текста  как произведения искусства.

Ход занятия

Организационный момент. 1. Имитационная игра

 Сегодня в мастер-классе  вы познакомитесь  с  общими принципами применения технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках литературы. Вы будете иметь возможность принять участие в обсуждении предложенного приёма работы и задать вопросы, если будет такая необходимость.

Но для этого, уважаемые коллеги, я попрошу Вас выступить в роли учеников.

  • Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.( прием  использования наглядных представлений, образов описываемого в тексте.)
  1. Слайд№1

Я приглашаю Вас в путешествие во времени. Что для этого нам нужно?

( Что вы видите на картинке?  - машину Времени…)

  •  Что можно в первую очередь сделать, имея машину времени?( отправиться либо в Будущее, либо в прошлое)

  • Время мы представляем в трех измерениях – Прошедшее, Настоящее и Будущее Слайд№2 Итак, у нас есть возможность отправиться…Куда бы вы направили Машину Времени – в Прошлое или Будущее и почему?

 (в прошлое – изменить, исправить что-то в своей жизни; отвлечься от повседневности; в будущее – узнать, что нас ждет…)

Слайд №3 Писатель Брэдбери отправляет своих героев в…прошлое. Зачем? Если мы ответим на этот вопрос, то сможем определить основную тему и идею рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром»

2. Работа с текстом во время чтения: читаем текст , используя прием «контрапункт»

Слайд №4 Давайте перечитаем  рассказ Р. Брэдбери, используя «контрапунктное»  чтение  -

  • Соотнесение разных частей текста: той, что читается, с теми, что уже прочитаны, но не по структуре, как при составлении плана, а по содержанию – в тексте (см. приложение) эта часть текста выделена красным шрифтом

3.Работа с текстом после чтения.

- Итак, перед нами  фантастический рассказ. Давайте попробуем сформулировать, о чём он? ( о машине времени, о динозаврах, о критических ситуациях, о трусости, об ответственности перед будущим и др.)

- Выберите из сформулированных смыслов рассказа то, что,  по вашему мнению, хотел донести до нас автор (предположительно – об ответственности перед будущим). – формулируем тему занятия– например: « Ответственность перед будущим   или «Будущее в наших руках

Слайд №5 «Каждая моя история – это метафора, которая вам запомнится»,-утверждал Брэдбери. Так как же мы поняли его метафору – И грянул гром (Почему рассказ получил такое название? Каково значение слова «гром» в рассказе? Гром - предупреждение, гром – катастрофа, гром-расплата для тех, кто не думает о последствиях своих поступков, преступно  подходит к решению вопросов. Гром сопровождает появление динозавра – великого бога Зла, он же звучит в момент убийства Экельса.

- Давайте поработаем в группах: необходимо понять –ПОЧЕМУ такое стало возможным

1) настоящее время 2) прошлое 3) будущее

Работа в группах:

  • Составьте список проблем/ причин, из-за которых «грянул гром»( возможные ответы: низменные цели –убить динозавра; с оружием – в прошлое; сошел с тропы – нарушил равновесие; алчность; использование высоких технология для развлечения – общество потребителей, право вершить суд, «убить Дракона».)

(Выступление представителей от каждой группы – озвучивают 1-2 причины, приведшие к беде)

  • Слайд №6 6. Итог размышлений : Итак, Брэдбери говорит о том, что не нужно делать. Писатель предупреждает читателей об опасности, грозящей всем людям: “Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его”. Скорее он желал предотвратить всякое будущее, не желая безучастно наблюдать за тем, как технический прогресс меняет людей в худшую сторону. Охотник-любитель Экельс, вернувшись на миллионы лет назад, чтобы поохотиться на динозавров, невольно раздавил одну маленькую бабочку. И что же? Этого ничтожного происшествия хватило, чтобы вызвать печальные последствия для человеческого общества XXI века. Брэдбери предлагает читателю пугающее уравнение: если смерть одной бабочки может так повлиять на будущее, то как же повлияют на него дурные дела современного человека — уничтожение целых видов животных, вырубка леса, загрязнение атмосферы и многое, многое другое! Писатель показывает, что все в мире, в природе взаимосвязано, и человек не может постичь эту связь или решить, что какое-то насекомое или животное «бесполезно». Уничтожая его, разрывая связи, нарушая равновесие, человек губит самого себя – «эффект бабочки»

7.Творческая рефлексия - возможные приемы: слайд№7

  • Составьте синквейн  БУДУЩЕЕ
  • Мини –эссе на тему урока
  • Фантазия на тему «Может быть…»
  • Эффект бабочки (кластер)

Выступление представителей от каждой группы

Слайд №8  - Завершение разговора 

Брэдбери так и  остался мальчиком, которому явно не светит полетать на космических кораблях пилотом. В компании с ним — мы,читатели, которые тоже до этого не дойдут. Но, возможно, нам посчастливится провести свое Время прекрасно на планете Земля?

Слайд №9 - Рефлексия

Земля – интересно

Луна – хорошо

Марс - скучно

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%FD%E4%E1%E5%F0%E8,_%D0%FD%E9

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Школа будущего.

Материал о том, как мы представляем себе преподавание физики в школе будущего....

по формированию экологической культуры «Ответственность перед Будущим»

Проект включает в себя:1. мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (отказ от компьютерных игр соблюдение правильного режима работы и отдыха за компьютером)2. мероприятия по формированию ...

Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Урок литературы в 5 классе.Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения...

2011 г. Материалы мастер-класса Форума "Учитель, перед именем твоим" (гг. Лангепас, Покачи)

Мастер-класс для учителей иностранных языков г.Покачи и г. Лангепас был проведен по материалам участия в городском конкурсе "ИКТ в деятельности учителя-предметника". Аудио и видеоматериалы не включены...

Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...

Урок по литературе : « Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)

                                        Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он то...

Мастер-класс «Баскетбол: подготовительные упражнения перед выходом на площадку» ( опыт работы от коллег )

Мастер-класс «Баскетбол: подготовительные упражнения перед выходом на площадку»...


 

Комментарии

Вагу Мария Викторовна

Не соответствует тематике конкурса

Полковникова Елена Валентиновна

Уважаемая Мария Викторовна!Моя работа по теме конкурса - презентация "Скрытый смысл войны" - Первая мировая глазами поэтов Серебряного века находится в рубрике "Мои публикации" (литература).Я неправильно загрузила работу, приношу свои извинения