Научная работа "казачьи корни семьи Овчаренко"
творческая работа учащихся по истории (8 класс) на тему

Кузьменко Татьяна Георгиевна

Работа посвящена сбору информации о родственниках Овчаренко Александра , истории ст. Северской конца ХIХ-начала ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovcharenko_aleksandr_aleksandrovich.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

             Овчаренко Александр Александрович
                 Краснодарский край, ст.Северская,
                 МБОУ СОШ № 43, 8 класс
                 Казачьи корни семьи Овчаренко
                 Научный руководитель: Кузьменко Татьяна Георгиевна,

                 учитель истории, кубановедения,  МБОУ СОШ № 43

Аннотация

Целью  работы является составление  родословной семьи Овчаренко, основанной на  воспоминаниях Приходько Галины Дмитриевны о жизни станичников в 20 веке. Этот материал будет роздан всем родственникам – семьям Приходько, Овчаренко, Бабий, Белан,  Невмыватченко и другим.

Задачи,  стоящие перед нами заключаются в сохранении ценной информации по истории родной станицы, в передаче ныне живущим и будущим поколениям быта и нравов  кубанцев 20 века. Самое главное работа не позволит времени прервать связь поколений.

Благодаря данной работе были записаны воспоминания Галины Дмитриевны Приходько, которая рассказала о происхождении  своих предков, их занятиях, социальном положении, уровне образования, отношении к религии, политическим событиям.

В результате проделанной  работы мы пришли к следующим выводам: семья Овчаренко действительно имеет казачьи корни: найдены подтверждения социального происхождения, причастности к казачьей службе на протяжении трех поколений. На определенном этапе в семье Приходько появились выходцы из иногородних. Иногородними на Кубани назывались лица не казачьего сословия – переселенцы из центральных губерний России. Если раньше это поведение в казачьей среде осуждалось, то в 30-е годы 20 века такое явление стало нормой. Тема этой работы предполагает продолжения изучения семьи Овчаренко на протяжении 20 века.

                Овчаренко Александр Александрович
                 Краснодарский край, ст.Северская,
                 МБОУ СОШ № 43, 8 класс
                 Казачьи корни семьи Овчаренко
                 Научный руководитель: Кузьменко Татьяна Георгиевна,

                 учитель истории, кубановедения,  МБОУ СОШ № 43

План исследований

Проблемным вопросом данной работы является составление родословной семьи Овчаренко. Есть основание полагать, что семья имеет казачьи корни. Для достижения поставленной цели мы выбрали метод интервьюирования как наиболее достоверный и необходимый в данном случае. Рассказала о жизни семьи Приходько, а также многих северчан родственница Овчаренко Александра Александровича, которой исполнилось 87 лет, но она хорошо помнит события первой половины 20 века, места нахождения многих ставших уже историческими памятников культуры и истории Северского района. Использование семейного архива позволило доказать факты  добрых отношений в семье, осветить вопрос отношения станичников и членов семьи к религии, принадлежности родственников к казачьему сословию. Более полным и научным нашу работу сделало изучение таких исторических источников как  «У подножия Собера» Валерия Харченко, «Станица Северская» А.Н.Щерба, Станица Северская Екатеринодарского отдела Кубанской области Миронова И.Ф.

                Овчаренко Александр Александрович
                 Краснодарский край, ст.Северская,
                 МБОУ СОШ № 43, 8 класс
                 Казачьи корни семьи Овчаренко
                 Научный руководитель: Кузьменко Татьяна Георгиевна,

                 учитель истории, кубановедения,  МБОУ СОШ № 43

                   Научная статья

Как нельзя изучить историю страны не зная историю  регионов, так нельзя изучить историю Кубани не зная историю кубанских семей. Только через познание малой родины человек осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему, будущему. В нашей семье постоянно говорили о прошлом жителей станицы, лихих годах, торжествах, на которые сходились родственники. Но с течением времени людей, которые могут что-либо рассказать о жизни станицы, станичниках почти не осталось. На написание работы меня вдохновила моя мама Овчаренко Наталья Васильевна. Она стала связующим звеном между родственниками и помогла нам собрать материалы для работы.

Итак, нашу родословную мы можем начать с Приходько Иллариона (1855-1948гг). В Северскую он приехал в 1864 году в возрасте 9 лет. Его фамилия числится в списках домохозяев станицы Северской по переписи 1920 года. У Иллариона родились дети. Один из сыновей Приходько Дмитрий Илларионович (1889-1964). В свое время Дмитрий Илларионович женился на девушке по имени Полина (фамилия не известна). В их семье родились две дочери Матрена (1912-1981) и Галина (1925 г.р.), и два сына Пантелей и Михаил. Галина Дмитриевна Приходько (по мужу Костогрыз) является рассказчиком. Благодаря ей мы смогли восстановить данные, узнать ответы на многие интересующие нас вопросы.

 Наш род продолжился  по линии Матрены Дмитриевны Приходько, которая вышла замуж за Овчаренко Дмитрия Гавриловича, кстати, он не принадлежал к казачьему сословию. «Дело доходило до того, что женитьба казака на девушке из иногородних, и выход казачки замуж за «мужика» рассматривалось как чрезвычайное происшествие, поэтому смешанные браки были редкостью». Но родители Матрены не были против такого брака, так как Дмитрий Гаврилович был парень работящий, на все руки мастер.(приложение 3)

В этой семье родились дети – дочери Марфа, Нина и сын Григорий. Григорий Дмитриевич Овчаренко, женившись, имел двоих детей дочь Наталью и сына Александра. Я, Овчаренко Александр 1998 г.р. Александрович сын Овчаренко Александра Григорьевича. Имею старшего брата Сергея. Надеюсь, что мы станем продолжателями казачьего рода Приходько. На данный момент носителем фамилии казака Приходько является всего лишь один мальчик Приходько Игорь, внук Михаила Дмитриевича Приходько, мой троюродный брат по отцовской линии. Родственников у нас  много. Они расселились по всему Северскому району.

О жизни моих предков в 20 веке и о самой станице Галина Дмитриевна рассказывала следующее.  Станица начиналась с ул. Луначарского. В то время улицы были очень узкими. На то была причина – по ночам на станицу нападали черкесы, вырезали спящих казаков, уводили коней. Для быстроты передачи информации о нападении черкесов и организации защиты хаты строили поближе друг к другу. Первой широкой  улицей стала ул. Казачья. По ней проезжали люди, двигавшиеся со стороны села Львовского. Когда её прорубили, то  оставили ряды

______________________________________________________________________Щербина А.Н. Станица Северская (исторические очерки).-Ростов- на-Дону, 2006.- С.71

 диких плодовых деревьев яблонь и груш, для того чтобы уставшие в пути могли сами прокормиться и  коней накормить.

    До наших дней на улице Казачьей сохранился один колодец. Таких колодцев по улице  было несколько. Вот как раз из него пили проезжающие по улице люди. Возле каждого колодца стояли корыта с водой для  животных- коров , лошадей. С появлением водопровода колодцы забросили, а позже засыпали. Вдоль улицы росли дикие фруктовые деревья. После ул.Казачьей прорубили улицу Тургенева.

Приходько Илларион в конце 19 века помог построить дома своим сыновьям на улице Запорожской. Его же дом находился на ул. Советской напротив д\у №42. Братья вырубили заросли (строительного леса в Северской не было, он был только в ст. Азовской), поставили свои хаты. Долго эти семьи занимали большую часть улицы Запорожской, да и в наши дни там живут почти все родственники.

Семейная жизнь шла по старым казачьим правилам. В семье Приходько не принято было громко разговаривать. Ругани и ссор никто не помнит. Родителей почитали и называли на «вы». За обедом вся  семья собиралась вместе. Перед приемом пищи читали молитву. Первым кушать начинал отец. Ели из одной миски деревянными ложками. Еда была простая – борщ, хлеб, молоко, сало, соленья, узвар, овощи, кукурузные пышки. Родители Галины Дмитриевны – Приходько Дмитрий и Полина были необразованными. Жили бедно, на учение денег не хватало. «Надо признать, что женское обучение было наиболее слабым звеном в системе станичного образования. Во многих казачьих семьях руководствовались старыми представлениями о месте женщины в семье и обществе. В понимании большинства станичников мальчик как будущий казак и защитник Отечества должен был, по возможности, учиться, и, возможно, сделать карьеру. Для девочек такие перспективы отсутствовали».

1. Щербина А.Н. Станица Северская (исторические очерки).-Ростов- на-Дону, 2006.- С.71

   В свое время Галина Дмитриевна ходила в школу с 9 лет и окончила 5 классов, что для 30-х годов 20 века считалось хорошим образованием. Училась Галина Дмитриевна в «красной» школе. О школе мы знаем, что «строительство было начато уже в апреле 1910 года и продвигалось ударными темпами. За полгода оно было закончено и обошлось станичной казне в 11 тысяч 735 рублей 96 копеек. В итоге было построено прекрасное кирпичное здание. Сейчас это двухэтажное здание школы № 43, второй этаж был надстроен в 1931 году для размещения районной школы табаководства». Очень часто дети пропускали школьные занятия. На вопрос учителя, почему пропустили занятия, дети отвечали: «Обуться не во что». Детей  привлекали к полевым работам, присмотру за младшими  сестрами и братьями. В школе учеников не кормили. Дети приносили с собой сушеные яблоки, жердели и вишни. Но и такая скромная еда была далеко не у каждого ученика. По словам Галины Дмитриевны кушать хотелось постоянно.

Отец Галины Дмитриевны работал сторожем, так как имел плохое здоровье. Мать нанималась мазать хаты. За такую работу  хорошо платили. Станица Северская застраивалась быстро, поэтому такой работы было много. Иногда мать нанималась стирать белье в греческих семьях. Стирали водой, настоянной на древесной золе.

     В начале 20 века в станице Северской проходили ярмарки. Место проведения называлось ярмарище. Теперь на этом месте построен магазин №6 по улице им.Ленина. По этому поводу в книге «У подножия Собера» В.Харченко говорится: «…начиная с 1869 года в ней два раза в году проводились две ярмарки – Петропавловская (29 июня) и Дмитриевская (26 октября), продолжавшиеся _____________________________________________________________________

1.Щербина А.Н. Станица Северская (исторические очерки).-Ростов- на-Дону, 2006.- С.38

 до 10 дней и имевших огромное хозяйственное значение как для Северской, так и для близ лежащих хуторов и станиц» (1). Торговали конской сбруей, полотном, изделиями из металла, дерева кожи, предметы домашнего обихода из лозы, мелкий скот, продукты питания.

Члены семьи исповедовали христианства. «Главным условием приема в казаки была принадлежность к православию…Казаки свято чтили верования своих предков…Среди бывших запорожцев не известно ни одного случая перехода казака в ислам».(2) Каждое воскресенье семья Приходько посещала церковь. В начале 20 века церковь располагалась на месте улицы Народной на возвышенности. «Для церкви было выбрано наиболее высокое место в центре станицы, там, где сейчас расположена 45-я школа…Это было ядро населенного пункта, без которого люди того времени не могли представить самостоятельное поселение. Церковь отличалась оригинальной архитектурой. Имела две части- главный корпус и колокольню с небольшим куполом, сделанном в русском стиле» (3).В храм в 1910 году привезли икону Рождества пресвятой Богородицы -подарок от командира Северского драгунского полка полковника князя Дмитрия Ростомовича Абашидзе за материалы для музея полка. К сожалению этой иконы сейчас нет в  церкви станицы Северской, никто нам не может рассказать об их исчезновении. _____________________________________________________________________

1.Щербина А.Н. Станица Северская (исторические очерки).-Ростов- на-Дону, 2006.- С.35

2.Щербина А.Н. Станица Северская (исторические очерки).-Ростов- на-Дону, 2006.- С.33

3. Щербина А.Н. Станица Северская (исторические очерки).-Ростов- на-Дону, 2006.- С.34

Это ещё один повод нам  пообщаться со старожилами, священниками, прихожанами. Но, как известно, святыни обладают чудесным свойством иногда воскресать из небытия. В 1933 году эту прекрасную церковь, на строительство которой казаки отдали свои порционные деньги за три месяца и продали провиант, так необходимый каждой семье разрушили большевики. Но веру разрушить ударом молотка невозможно. Церкви организовывали в частных домах. В 1956 году такая церковь работала на ул. Казачьей на месте современного Центра занятости населения. Традиция семьи Приходько – собираться всем в доме родителей   в день Святого Дмитрия по – осени 8 ноября, сохранялась долго, пока были живы родители Галины Дмитриевны, позже сходились в дом старших родственников. В наши дни эта традиция, к сожалению, не поддерживается. Казакам некогда было ходить по гостям, во дворе было много работы, а летом о посещении родственников никто и думать не мог – все работали в поле.  

Моим родственникам пришлось пережить страшный 1937 год, когда на ул.Д.Бедного ночью, на глинищах проводили расстрелы врагов народа. Рано утром жёны, чьих мужей арестовали накануне, бежали на место расстрела и по обуви, выброшенной из траншеи, узнавали, что их муж погиб.

    Дмитрия Илларионовича Приходько арестовывали несколько раз. Первый раз в 1933 году. Возили на допросы в Краснодар. Отпустили его через три дня. Второй раз арестовали в 1937 году и опять отправили в Краснодар. За это время у его семьи отобрали дом, домашний скарб – стол, деревянную кровать, матрас из соломы. Сложили все реквизированные вещи на дворе сельсовета. Дом отдали некоему Синькову, работнику совета. Жена и дети спали под хатой на заднем дворе.

Страшным испытанием стал голод. Но люди относились друг к другу по-доброму. Жители, у которых была дойная корова делились молоком, другие делились зерном. Греки жили по-богаче  и кое-что из еды давали казачьим детям. Так и выжили.

Заключение

Наша работа дала возможность проследить родословную моих предков первых казаков станицы Северской. В процессе исследования,  были уточнены некоторые детали исторических событий, факты из жизни моих родственников, описаны события из разных периодов истории станицы, что позволило нам более полно раскрыть её яркие страницы. Прежде всего, это относится к проблемам, связанным с первыми поселенцами станицы казаками, духовными и нравственными ценностями моих родственников и жителей станицы, отношению к образованию.

История творится людьми, к сожалению, многие имена в ней незаслуженно забыты. Мне хотелось сохранить те малые знания о своих казачьих корнях, о том, как мои родственники переживали трудности в своей жизни и, когда  придет время рассказать об этом своим детям. Материалы работы, фотодокументы будут отправлены всем моим родственникам рад и сохранения исторической памяти казачьего рода.

Тема требует продолжения работы над сбором данных о моих предках по отцовской линии. Фамилия Овчаренко встречается в работе А.Н.Щербы «Станица Северская (исторические очерки), где говорится о том, что С.А.Овчаренко в 1925 году руководил сельским советом.

Список литературы

1.Миронов И.Ф. Станица Северская Екатеринодарского отдела Кубанской области.-Екатеринодар,1914.

2. Харченко В., Харченко А., Кистерев А.У подножия Собера. – ст.Северская, 2005.

3.Щербина А.Н. Станица Северская (исторические очерки).-Ростов- на-Дону, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Научная публикация "Взаимодействие семьи и школы"

Научная публикация "Взаимодействие семьи и школы". Общий обзор проблемы, различные варианты бесед с родителями....

Сценарий открытия детской научно-практической конференции "Семья - прошлое, настоящее и будущее"

Данная разработка направлена на формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения....

Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".

Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...

Научная работа "Профессионализмы в речи членов моей семьи и семей одноклассников"

Лексика литературного языка по употребительности неоднородна. Одни литературные слова употребляются всеми говорящими на литературном языке, другие – отдельными группами людей, владеющими той или иной ...