Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
статья по психологии (10 класс) по теме

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.

Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилия

В представленной статье рассматривается проблема семейного насилия через призму восприятия её подростком – членом семьи. Автором представлено описание и результаты разработанной ею программы практического обучения для подростков «Уважая себя, уважаю других».

Summary. In the present article considers the problem of domestic violence through their perception of a teenager - a member of the family. Author describes the results of the program practical training for teens "Respecting myself, respect for others."

Key words: teenager, family, domestic violence, practical training.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-10.05.13-brylova_ev.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилия

© 2013 г.

Е.В. Брылова

Педагог-психолог МОУ СОШ №2 им.37 ГСД Красной Армии

г. Люберцы, Московская область, Россия

brylova@bk.ru

В представленной статье рассматривается проблема семейного насилия через призму восприятия её подростком – членом семьи. Автором представлено описание и результаты разработанной ею программы практического обучения для подростков «Уважая себя, уважаю других».

Summary. In the present article considers the problem of domestic violence through their perception of a teenager - a member of the family. Author describes the results of the program practical training for teens "Respecting myself, respect for others."

Key words: teenager, family, domestic violence, practical training.

Домашнее насилие распространено во всех регионах Российской Федерации. От этого вида насилия все члены семьи страдают независимо от своего возраста, пола, социального положения или этнической принадлежности. [1, 23]

Домашнее насилие является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ. Исследования внутрисемейного насилия и его последствий актуальны по причине дегуманизации общества и углубления связанных с ней проблем общественного развития – преступности, наркомании, детской беспризорности. [5, 525]

По нашему убеждению, исходя из опыта, работа педагога-психолога в средней школе будет эффективной только при условии, что реализуется системный, комплексный подход [4, 74] практического обучения в течение учебного года.

В своей работе мы придаем особое значение профилактике семейного насилия, [3,65] охватывая весьма уязвимую часть общества – подростков. Психолого-педагогическая работа сконцентрирована на профилактике и коррекции социальной позиции подростков в отношении актов насилия в семье. Дети и подростки относятся к группе повышенного риска в силу таких возрастных особенностей психики, как подчиняемость, внушаемость, незрелость, недостаточность жизненного опыта.[1,35]  Переживаемые ими эмоциональные и психические злоупотребления приводят к серьезным последствиям, оказывая воздействие на их психические состояния и определяя дальнейший ход развития личности. [2,102]

Поэтому создание научно-методической и вместе с тем практико-ориентированной базы для специалистов, призванных осуществлять эту работу, представляется исключительно актуальным. В данной работе мы рассматриваем социально-психологический аспект проблемы: психологическое насилие, причины и механизмы его проявления в семье, возможности социальной работы с семьей, в которой проявляется насилие.

На базе учебно-консультационного центра Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета  осуществляется программа тренинговой работы со старшими школьниками по проблеме домашнего насилия «Уважая себя, уважаю других».

Цель данной программы – профилактика склонности подростков к проявлению насилия в отношении членов их семей, а также выработка социальной позиции неприемлемости насилия для себя как для будущего супруга или супруги.

Работа проводится нами при активном содействии Управления образованием Администрации МО Люберецкого муниципального района Московской области в течение 6 лет, охватывая ежегодно 20 школ и гимназий г. Люберцы и Люберецкого района. В общей сложности, в работе на данный момент уже приняли участие  около 2000 старших школьников.

Продолжительность программы 36 часов. Состав тренинговых групп -  10-12 человек. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, 2 раза в неделю, по 6 часов. Перед тренингом старшеклассники отвечают на вопросы разработанного нами топика, который призван выявить их настоящую позицию в отношении домашнего насилия.

Вопросы топика предтренинговой диагностики для старшеклассников.

1. Считаете ли Вы допустимым проявление насилия в семье?

2. Находите ли Вы семейное насилие приемлемым для себя?

3. Встречались ли с насилием в семье?

4. Кто «агрессор»?

5. Какие примеры домашнего насилия в Вашей семье можете здесь привести?

Как показывают результаты обработки ответов, большинство подростков 16-17 лет сталкивались с различными проявлениями насилия в семье (1450 сталкиваются постоянно, 147 никогда не сталкивались, 403 сталкиваются редко).

Примерно треть старшеклассников находит допустимым и даже приемлемым для себя насилие в отношении родственников (690 чел «допустимо»,425 «категорически недопустимо», 438 «допустимо с оговорками», 447 «допустимо в исключительных случаях»).

Роль агрессора в акте домашнего может играть любой член семьи, однако чаще всего физическое и экономическое насилие проявляет супруг и отец, тогда как мать пользуется, в основном, приемами эмоционального и психологического насилия. Сами подростки пробуют разные виды насилия: от психологического до  физического, благо у большинства из них есть пример для подражания: мать или отец.

Конечно, подростки  высказывают причины и оговорки, которые, с их точки зрения, позволяют проявлять насилие в отношении членов семьи. Также звучит масса доводов в оправдание насилия между другими членами семьи. Эти мнения ярко иллюстрируют степень распространенности и мощности домашнего насилия как социальной проблемы современного российского общества.

После диагностики мы начинаем тренинг. В ходе занятия участникам предлагаются как индивидуальные, так и групповые упражнения и ролевые игры, направленные, в первую очередь, на коррекцию настоящей позиции старшеклассников в отношении домашнего насилия. Ведется видеосъёмка упражнений для последующего их анализа на группе.

По нашему мнению, видеоразбор упражнений не менее, а чаще более важен, чем даже само упражнение. Он даёт возможность каждому участнику проанализировать собственные стратегии поведения в игровых ситуациях упражнения и сделать, конечно, с помощью тренера, выводы относительно своей позиции. Особое значение мы придаем обратной связи от группы и от тренера, получить которую может каждый участник в ходе занятия. Это позволяет старшеклассникам расширить своё восприятие проблемы домашнего насилия, которая в игровой форме и в безопасной среде тренинговой группы практически ими проработана. Таким образом, повышается вариативность поведения личности, возрастает объективность оценок себя, своего поведения, состояний и событий, с которыми участники встречаются в реальной жизни.

После тренинга у большинства участников меняется поведение, в том числе, в конфликтных ситуациях. Они начинают понимать, что насилие – неприемлемый, варварский метод влияния на членов семьи. Подростки начинают чаще использовать спор, аргументацию, убеждение. Самооценка участников тренинга значительно поднимается и становится более объективной, нежели до их участия в тренинге. Появляется и усиливается стремление к саморазвитию и самореализации.

На поддерживающих тренингах подростки наглядно демонстрируют изменение поведения – более спокойно реагируют на замечания и критику, мимика становится дружелюбной, исчезают нервные жесты. Нами отмечено позитивное изменение социальной позиции, отношения к проявлению насилия в отношении членов семьи у большинства участников, прошедших практический курс «Уважая себя, уважаю других».

Посттренинговое сопровождение участников мы проводим, в том числе, в форме опроса, выявляя перечисленные выше личностные и поведенческие изменения личности участников программы. Как правило, они охотно идут на контакт с тренером и делятся своими успехами, неудачами, достижениями. Мы проводим собрания «Клуба выпускников тренинга» для личной поддержки и мотивации участников нашей программы на дальнейшие позитивные изменения. Обратная связь также осуществляется и по электронной почте, и по телефону: участники сохраняют связь с тренером так долго, как это нужно им.  

Мы уверены, что наиболее эффективный способ постепенного снижения уровня семейного насилия, - практические тренинговые занятия, раскрывающие возможности восприятия и повышающие вариативность поведения личности, повышающие самооценку и самоуважение подростков. Сильная, уверенная в себе личность не пользуется насилием для достижения своих целей. У такой личности формируются гуманные и позитивные методы построения карьеры, личной жизни и решения любых проблем.

 


Библиографический список

Давыдова Н.М. «Глава семьи: распределение ролей и способ выживания» // Общественные науки и современность.- 2006. -№4. – c. 23-35

Кон И.С. Люди и роли // Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт.- 1999.-c. 102-104

Лэнгле А. «Жизнь, наполненная смыслом» // Генезис, 2008. ISBN 978-5-98563-149-4, 3-451-05210-5.-c.65

Парсонс Т. О структуре социального действия. // М.: Академический Проект.- 2009.- c.74

Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». //Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2002.- Часть 1,с. 525.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2013 год.

Содержание занятий по легкой атлетике на основе практико-ориентированного подхода. Барскова С.В., ст. преподаватель кафедры спортивных игр и гимнастики, НГПУ им. К. Минина. Григорьева Е.Л., ассистент,...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...

И.А.Чупров статья - к VII международной научно-практической конференции

Психолого-педагогические основы развития историко-правового сознания у подростков на уроках истории и обществознания...

ПРОГРАММА Международной научно-практической конференции МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ

ПРОГРАММА Международной научно-практической конференции МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ...

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Сборник статей по итогам 27 августа 2022 г. Стерлитамак, Российская Федерация Агентство международных исследований Agency of international research 2022 Международной научно-практической конфере

Сборник статей по итогам 27 августа 2022 г. Стерлитамак, Российская Федерация Агентство международных исследований Agency of international research 2022 Международной научно-практической конференции...