Главные вкладки

    Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
    статья по психологии (10 класс) по теме

    Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.

    Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилия

    В представленной статье рассматривается проблема семейного насилия через призму восприятия её подростком – членом семьи. Автором представлено описание и результаты разработанной ею программы практического обучения для подростков «Уважая себя, уважаю других».

    Summary. In the present article considers the problem of domestic violence through their perception of a teenager - a member of the family. Author describes the results of the program practical training for teens "Respecting myself, respect for others."

    Key words: teenager, family, domestic violence, practical training.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon k-10.05.13-brylova_ev.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилия

    © 2013 г.

    Е.В. Брылова

    Педагог-психолог МОУ СОШ №2 им.37 ГСД Красной Армии

    г. Люберцы, Московская область, Россия

    brylova@bk.ru

    В представленной статье рассматривается проблема семейного насилия через призму восприятия её подростком – членом семьи. Автором представлено описание и результаты разработанной ею программы практического обучения для подростков «Уважая себя, уважаю других».

    Summary. In the present article considers the problem of domestic violence through their perception of a teenager - a member of the family. Author describes the results of the program practical training for teens "Respecting myself, respect for others."

    Key words: teenager, family, domestic violence, practical training.

    Домашнее насилие распространено во всех регионах Российской Федерации. От этого вида насилия все члены семьи страдают независимо от своего возраста, пола, социального положения или этнической принадлежности. [1, 23]

    Домашнее насилие является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ. Исследования внутрисемейного насилия и его последствий актуальны по причине дегуманизации общества и углубления связанных с ней проблем общественного развития – преступности, наркомании, детской беспризорности. [5, 525]

    По нашему убеждению, исходя из опыта, работа педагога-психолога в средней школе будет эффективной только при условии, что реализуется системный, комплексный подход [4, 74] практического обучения в течение учебного года.

    В своей работе мы придаем особое значение профилактике семейного насилия, [3,65] охватывая весьма уязвимую часть общества – подростков. Психолого-педагогическая работа сконцентрирована на профилактике и коррекции социальной позиции подростков в отношении актов насилия в семье. Дети и подростки относятся к группе повышенного риска в силу таких возрастных особенностей психики, как подчиняемость, внушаемость, незрелость, недостаточность жизненного опыта.[1,35]  Переживаемые ими эмоциональные и психические злоупотребления приводят к серьезным последствиям, оказывая воздействие на их психические состояния и определяя дальнейший ход развития личности. [2,102]

    Поэтому создание научно-методической и вместе с тем практико-ориентированной базы для специалистов, призванных осуществлять эту работу, представляется исключительно актуальным. В данной работе мы рассматриваем социально-психологический аспект проблемы: психологическое насилие, причины и механизмы его проявления в семье, возможности социальной работы с семьей, в которой проявляется насилие.

    На базе учебно-консультационного центра Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета  осуществляется программа тренинговой работы со старшими школьниками по проблеме домашнего насилия «Уважая себя, уважаю других».

    Цель данной программы – профилактика склонности подростков к проявлению насилия в отношении членов их семей, а также выработка социальной позиции неприемлемости насилия для себя как для будущего супруга или супруги.

    Работа проводится нами при активном содействии Управления образованием Администрации МО Люберецкого муниципального района Московской области в течение 6 лет, охватывая ежегодно 20 школ и гимназий г. Люберцы и Люберецкого района. В общей сложности, в работе на данный момент уже приняли участие  около 2000 старших школьников.

    Продолжительность программы 36 часов. Состав тренинговых групп -  10-12 человек. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, 2 раза в неделю, по 6 часов. Перед тренингом старшеклассники отвечают на вопросы разработанного нами топика, который призван выявить их настоящую позицию в отношении домашнего насилия.

    Вопросы топика предтренинговой диагностики для старшеклассников.

    1. Считаете ли Вы допустимым проявление насилия в семье?

    2. Находите ли Вы семейное насилие приемлемым для себя?

    3. Встречались ли с насилием в семье?

    4. Кто «агрессор»?

    5. Какие примеры домашнего насилия в Вашей семье можете здесь привести?

    Как показывают результаты обработки ответов, большинство подростков 16-17 лет сталкивались с различными проявлениями насилия в семье (1450 сталкиваются постоянно, 147 никогда не сталкивались, 403 сталкиваются редко).

    Примерно треть старшеклассников находит допустимым и даже приемлемым для себя насилие в отношении родственников (690 чел «допустимо»,425 «категорически недопустимо», 438 «допустимо с оговорками», 447 «допустимо в исключительных случаях»).

    Роль агрессора в акте домашнего может играть любой член семьи, однако чаще всего физическое и экономическое насилие проявляет супруг и отец, тогда как мать пользуется, в основном, приемами эмоционального и психологического насилия. Сами подростки пробуют разные виды насилия: от психологического до  физического, благо у большинства из них есть пример для подражания: мать или отец.

    Конечно, подростки  высказывают причины и оговорки, которые, с их точки зрения, позволяют проявлять насилие в отношении членов семьи. Также звучит масса доводов в оправдание насилия между другими членами семьи. Эти мнения ярко иллюстрируют степень распространенности и мощности домашнего насилия как социальной проблемы современного российского общества.

    После диагностики мы начинаем тренинг. В ходе занятия участникам предлагаются как индивидуальные, так и групповые упражнения и ролевые игры, направленные, в первую очередь, на коррекцию настоящей позиции старшеклассников в отношении домашнего насилия. Ведется видеосъёмка упражнений для последующего их анализа на группе.

    По нашему мнению, видеоразбор упражнений не менее, а чаще более важен, чем даже само упражнение. Он даёт возможность каждому участнику проанализировать собственные стратегии поведения в игровых ситуациях упражнения и сделать, конечно, с помощью тренера, выводы относительно своей позиции. Особое значение мы придаем обратной связи от группы и от тренера, получить которую может каждый участник в ходе занятия. Это позволяет старшеклассникам расширить своё восприятие проблемы домашнего насилия, которая в игровой форме и в безопасной среде тренинговой группы практически ими проработана. Таким образом, повышается вариативность поведения личности, возрастает объективность оценок себя, своего поведения, состояний и событий, с которыми участники встречаются в реальной жизни.

    После тренинга у большинства участников меняется поведение, в том числе, в конфликтных ситуациях. Они начинают понимать, что насилие – неприемлемый, варварский метод влияния на членов семьи. Подростки начинают чаще использовать спор, аргументацию, убеждение. Самооценка участников тренинга значительно поднимается и становится более объективной, нежели до их участия в тренинге. Появляется и усиливается стремление к саморазвитию и самореализации.

    На поддерживающих тренингах подростки наглядно демонстрируют изменение поведения – более спокойно реагируют на замечания и критику, мимика становится дружелюбной, исчезают нервные жесты. Нами отмечено позитивное изменение социальной позиции, отношения к проявлению насилия в отношении членов семьи у большинства участников, прошедших практический курс «Уважая себя, уважаю других».

    Посттренинговое сопровождение участников мы проводим, в том числе, в форме опроса, выявляя перечисленные выше личностные и поведенческие изменения личности участников программы. Как правило, они охотно идут на контакт с тренером и делятся своими успехами, неудачами, достижениями. Мы проводим собрания «Клуба выпускников тренинга» для личной поддержки и мотивации участников нашей программы на дальнейшие позитивные изменения. Обратная связь также осуществляется и по электронной почте, и по телефону: участники сохраняют связь с тренером так долго, как это нужно им.  

    Мы уверены, что наиболее эффективный способ постепенного снижения уровня семейного насилия, - практические тренинговые занятия, раскрывающие возможности восприятия и повышающие вариативность поведения личности, повышающие самооценку и самоуважение подростков. Сильная, уверенная в себе личность не пользуется насилием для достижения своих целей. У такой личности формируются гуманные и позитивные методы построения карьеры, личной жизни и решения любых проблем.

     


    Библиографический список

    Давыдова Н.М. «Глава семьи: распределение ролей и способ выживания» // Общественные науки и современность.- 2006. -№4. – c. 23-35

    Кон И.С. Люди и роли // Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт.- 1999.-c. 102-104

    Лэнгле А. «Жизнь, наполненная смыслом» // Генезис, 2008. ISBN 978-5-98563-149-4, 3-451-05210-5.-c.65

    Парсонс Т. О структуре социального действия. // М.: Академический Проект.- 2009.- c.74

    Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». //Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2002.- Часть 1,с. 525.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2013 год.

    Содержание занятий по легкой атлетике на основе практико-ориентированного подхода. Барскова С.В., ст. преподаватель кафедры спортивных игр и гимнастики, НГПУ им. К. Минина. Григорьева Е.Л., ассистент,...

    Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

    Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

    Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

    Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

    Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

    Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

    ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

    Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

    Роль творческих мастерских в литературном образовании учащихся. (Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационные технологии в области гуманитарных наук)

    Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в...